Погрузка на сети РЖД по итогам 2021 года составила 1 млрд 282,9 млн тонн – на 3,2% больше показателя 2020 года. Этот показатель превзошёл результаты допандемийного 2019 года. Напомним, тогда на сети ОАО «РЖД» погрузка достигла 1 млрд 278,1 млн тонн.
Перевозки пассажиров в прошлом году возросли по сравнению с 2020 годом на 20,8%, до 1 млрд 53,4 млн поездок. В минувшем году компанией было реализовано несколько крупных инфраструктурных проектов, которые повысили провозные способности российских железных дорог. Многие производственные показатели ОАО «РЖД» в 2021 году стали рекордными.
Погрузка пошла в рост
В компании отмечают, что практически по всем грузам в 2021 году объёмы погрузки росли. Так, на сети РЖД за прошлый год было погружено 371,7 млн тонн угля (+5,2% к 2020 году), 16,4 млн тонн лома чёрных металлов (+14,4%), 65 млн тонн удобрений (+3,6%), 120 млн тонн железной и марганцевой руды (+0,2%). Объём погрузки цемента – до 26,5 млн тонн (+5,5%). Промышленного сырья и формовочных материалов было погружено 35,7 млн тонн (+5,7%), а погрузка кокса выросла до 12 млн тонн (+7,5%). По этим видам грузов показатели превысили допандемийный уровень.
Годовая погрузка РЖД не достигла доковидных показателей по чёрным металлам – объём их погрузки увеличился до 69,3 млн тонн (+4,3% к 2020 году, в 2019 году было погружено 73,8 млн тонн), по нефти и нефтепродуктам – в 2021 году погрузили 217,5 млн тонн (+4,2% к 2020 году, в 2019 году погружено 232 млн тонн) и по лесным грузам – 41,8 млн тонн (+2,7% к 2020 году, погружено 42 млн тонн в 2019 году).
Погрузка снизилась в сегментах строительных грузов (126,6 млн тонн, –3,8%), соды и химикатов (24,3 млн тонн – 0,6%), цветной руды (19,7 млн тонн –1,4%). На 10,1%, до 25 млн тонн, снизился объём погрузки зерна.
За прошлый год грузооборот на сети российских железных дорог вырос на 3,7% и достиг 2 трлн 638 млрд ткм. Грузооборот с учётом порожнего пробега вагонов достиг 3319,6 млрд ткм (+3,1%).
Также в 2021 году компании удалось снизить себестоимость перевозок на 3,5% в сопоставимых с 2020 годом ценах. Этот показатель – выше планового.
В 2021 году ОАО «РЖД» вышло на исторический максимум в перевозках контейнеров. Было перевезено 6,5 млн TEU (+ 12% к 2020 году). Отметим, что таких показателей компания планировала добиться только в 2025 году. Наиболее заметный рост отмечен в сегменте транзитных перевозок контейнеров. За год перевезено 1,067 млн TEU (+ 34%). Транзит контейнеров достиг абсолютного рекорда за всю историю российских и советских железных дорог, что связано в немалой степени с высокими ставками на альтернативных маршрутах между Азией и Европой и антикоронавирусными ограничениями в портах Европы и Китая.
Как отмечают в Центре фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», объём контейнерных перевозок через железнодорожные пункты пропуска с Китаем и Монголией и через порты Дальнего Востока растёт быстрее, чем основной транзитный маршрут – через Казахстан. Более 62% транзитных контейнеров перевезла компания «ОТЛК ЕРА», принадлежащая на паритетных условиях РЖД, Белорусской железной дороге и «Казахстанским железным дорогам». Всего на сервисах компании перевезено 692,5 тыс. TEU.
ОАО «РЖД» планирует за пять лет в четыре раза увеличить объём транзита контейнеров – до 4 млн TEU в 2027 году, сообщил заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Алексей Шило.
Согласно купленным билетам
Перевозки пассажиров по сети российских железных дорог в 2021 году возросли по сравнению с 2020 годом на 20,8%, до 1 млрд 53,4 млн поездок. Как сообщил на первом в этом году оперативном совещании 10 января заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов, в поездах дальнего следования перевезено почти 92 млн пассажиров (+36,4%), в пригородном сообщении – 961,4 млн пассажиров (+19,5%).
Пассажирооборот на сети ОАО «РЖД» в прошлом году вырос на 32,4% по сравнению с предыдущим годом и составил 103,4 млрд пасс.-км, в том числе в пригородном сообщении – свыше 29 млрд пасс.-км (+17,7%), в дальнем следовании – 74,4 млрд пасс.-км (+39,2%). Правда, даже при таком росте пассажирских перевозок в дальнем и пригородном сообщении в 2021 году всё ещё не удалось восстановиться до уровня допандемийного 2019 года – отставание по всем типам перевозок пассажиров составляет 12,1%.
В этом году в компании ждут продолжения роста пассажиропотока, в частности планируется курсирование 31 пары более вместительных двухэтажных поездов, что на девять пар больше, чем в 2021 году.
В пригородном сообщении будут запущены дополнительные 185 пар электричек (всего на сети будут курсировать 4217 пар пригородных поездов).
Инвестиции в будущее
Объём инвестиционной программы РЖД в 2021 году составил 769 млрд руб. В этом году инвестпрограмма холдинга впервые превысит 1 трлн руб., а общий объём вложений в 2022–2024 годах достигнет почти 3,3 трлн руб. Это позволит ОАО «РЖД» завершить второй этап развития Восточного полигона с достижением годовой провозной способности в 180 млн тонн, сообщил первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов. Провозная способность Восточного полигона по итогам года достигла 144 млн тонн, а подходов к портам Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада – 125,1 млн тонн и 145,6 млн тонн.
В 2021 году компания ввела в строй ряд крупных объектов инфраструктуры. Так, 19 февраля в Астраханской области был открыт новый железнодорожный мост через реку Ахтуба протяжённостью 0,5 км. Он позволил увеличить нагрузку линии с 75 пар пассажирских и грузовых составов в сутки до 153, его открытие увеличило пропускную способность транспортного коридора Север – Юг.
29 мая прошлого года был открыт новый вокзал города Москвы – Восточный. Новый пассажирский комплекс ежедневно принимает и отправляет 56 поездов дальнего следования. Туда были переведены с Курского вокзала 24 пары поездов дальнего следования, в том числе «Ласточки» и «Стрижи», связывающие Москву с Нижним Новгородом и Иваново. Также Восточный принимает транзитные поезда из Санкт-Петербурга и Мурманска, идущие через столицу в Адлер, Анапу, Белгород, Волгоград, Махачкалу, Челябинск.
23 июня заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, министр транспорта Виталий Савельев и генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров открыли движение на вновь построенном втором пути перегона Кутыкан – Кувыкта, расположенном на участке БАМа Хани – Тында. Протяжённость нового второго пути на перегоне Кутыкан – Кувыкта – 21 км. На этом отрезке построено 19 искусственных сооружений, в их числе мост через реку Кованта длиной 465 м, а также 8 металлических и железобетонных мостов длиной от 23 до 44 м. Двухпутное движение по Байкало-Амурской магистрали позволит увеличить провозные мощности в направлении Дальнего Востока.
А 28 июля президент страны Владимир Путин в режиме видеоконференции дал старт движению поездов по второму Байкальскому тоннелю на БАМе. Протяжённость этого тоннеля, соединившего Иркутскую область и Республику Бурятия, составляет 6682 м. «Открытие нового Байкальского тоннеля позволило увеличить пропускную способность с 17 до 85 пар поездов в сутки, а провозную способность перевозки грузов – в 2,5 раза», – отметил Виталий Савельев.
В начале этого года было открыто движение поездов на 62-километровом двухпутном участке Тихорецкая – Козырьки Северо-Кавказской железной дороги, существенная часть работ по строительству которого была выполнена в 2021 году. «Это финальное звено в создании двухпутного коридора протяжённостью более 700 км – от Поволжья до Кубани», – отметил Олег Белозёров. Благодаря вводу в эксплуатацию вторых путей по участку можно будет пропускать в два раза больше поездов – до 96 пар в сутки. Провозная способность железных дорог в адрес портов Юга России также возрастёт практически вдвое по сравнению с 2018 годом – с 75 до 125 млн тонн. Старт двухпутного движения приведёт к увеличению участковой скорости более чем на 25%, к сокращению сроков доставки грузов, повышению среднего веса поезда до 7100 тонн и позволит оптимизировать технологию организации перевозок.
Владимир Константинов