Стремительное развитие экономики, появление новых технологий, продуктов и практик управления меняют рынок труда. Согласно данным альманаха «Атлас новых профессий», в ближайшие 10–15 лет появится более 350 новых профессий, в том числе в сфере транспорта. Кто и как готовит профессионалов будущего, обсудили участники панельной дискуссии «Новое качество профессионального образования» VII Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России».
НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ
В последние годы на рынке труда востребованы представители рабочих специальностей. Так, по информации сервиса «Авито Работа», в III квартале этого года спрос на них увеличился на 45% относительно того же периода прошлого года. Одновременно увеличивается и число желающих освоить рабочую профессию. «Если в недавнем времени приём в колледжи и техникумы составлял до 900 тыс. человек ежегодно, то в эту приёмную кампанию на первый курс зачислено порядка 1 млн 200 тыс. ребят», – отметил в ходе форума директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин.
Чтобы обеспечить экономику квалифицированными специалистами, важно синхронизировать образование и кадровые потребности работодателей. С этой целью со следующего учебного года в пилотном режиме вводится новый уровень среднего профессионального образования – профессионалитет. «Его цель – комплексная реструктуризация системы образования и переход на отраслевую модель подготовки кадров, востребованных на рынке труда. Конкретные специальности, по которым планируем учить, будут определены вместе с работодателями», – подчеркнул Виктор Неумывакин.
Профессионалитет откроется в ряде колледжей и техникумов, готовящих кадры для железнодорожной, нефтегазовой, фармацевтической, металлургической отраслей, а также для атомной, горнодобывающей, лёгкой промышленности и сельского хозяйства. В эксперименте примут участие и отраслевые учебные заведения. Как ранее рассказал директор Московского колледжа транспорта РУТ (МИИТ), президент Ассоциации колледжей и техникумов транспорта Николай Разинкин, предполагается, что срок обучения по отобранным совместно с работодателем специальностям будет сокращён, при этом увеличится срок прохождения производственной практики. Ряд общепрофессиональных дисциплин будет переведён на самостоятельную подготовку. «Нам интересно принять участие в этом эксперименте, ведь он призван укрепить наше партнёрство с работодателями, а также трансформировать, оживить учебную деятельность», – подчеркнул Николай Разинкин.
На поддержку пилотных учебных заведений из федерального бюджета до 2024 года планируется выделить около 30 млрд руб. (эти средства, в частности, пойдут на обновление материально-учебной базы образовательных учреждений).
ОАО «РЖД» будет участвовать в образовательном процессе, разработке инфраструктурных листов, организации производственной практики. «Новый уровень образования максимально завязан на практической подготовке студентов, которая будет реализована на реальном производственном оборудовании», – отметил Виктор Неумывакин.
«Обучение будет соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Также оно нацелено на освоение корпоративных и профессиональных компетенций. Важный блок – обучение цифровой грамотности, – рассказал заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский. – Выпускники будут сдавать тесты по профессиональным компетенциям ОАО «РЖД», а также практико-ориентированный экзамен на тренажёре или полигоне».
ЛИДЕРЫ РАЗВИТИЯ
Для развития системы высшего образования в стране запущена программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». «Результатом реализации программы станет создание к 2030 году в России сети из более чем 100 прогрессивных современных университетов, которые станут центрами научно-технологического и социально-экономического развития», – отметил заместитель директора Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России Сергей Есин.
Заявки на участие в программе подали свыше 190 учебных заведений, в том числе пять отраслевых (Сибирский, Уральский, Иркутский и Петербургский госуниверситеты путей сообщения, а также Российский университет транспорта). Всего участники презентовали 409 стратегических проектов. Более половины из них ориентированы на цифровую трансформацию, а также на мониторинг и контроль эмиссии парниковых газов.
В итоге в программу попали 106 университетов, в том числе РУТ (МИИТ) и ПГУПС. Ежегодно до 2030 года они будут получать гранты в размере 100 млн руб. на реализацию своих стратегических проектов. Так, например, ПГУПС будет способствовать развитию высокоскоростного движения, безопасной транспортной экосистемы магистральной инфраструктуры, объектов транспортной инфраструктуры в арктической зоне страны, а также цифровой экосистемы интеллектуальных приоритетов для транспорта и логистики.
Стратегические программы РУТ (МИИТ) нацелены на решение транспортных проблем городских агломераций, обеспечение внедрения беспилотного движения, внедрение автономного судовождения и электронной навигации. Также вуз будет создавать цифровые решения для управления логистическими потоками и транспортной инфраструктурой, систему мониторинга выбросов парниковых газов транспортными компаниями. Вуз также попал в число 36 образовательных учреждений, которые получат дополнительные гранты (до 994 млн руб. каждый). Средства можно будет потратить на обновление учебно-лабораторной базы, научные исследования, развитие кадрового потенциала и академической мобильности, разработку новых образовательных программ.
СОЮЗ БИЗНЕСА И ВУЗОВ
Работодатели заинтересованы в том, чтобы выпускники, приходя на производство после окончания обучения, сразу же могли приступить к выполнению своих обязанностей. В этой связи некоторые компании активно сотрудничают с профильными университетами. Так, например, в прошлом году была утверждена Программа взаимодействия ОАО «РЖД» с университетскими комплексами железнодорожного транспорта, рассчитанная до 2025 года. Она состоит из восьми разделов, которые охватывают весь спектр взаимодействия компании и отраслевых вузов – от совершенствования образовательного процесса до управленческих изменений. В результате, по словам Александра Збарского, удаётся синхронизировать процессы планирования и отбора кандидатов на целевое обучение; разрабатывать образовательные стандарты исходя из потребностей компании; проводить образовательные мероприятия для преподавателей и студентов; развивать материально-техническую базу учебных заведений.
Активное участие компания принимает в создании образовательных программ. Так, в 2019 году совместно с РУТ (МИИТ) была разработана магистерская программа «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта». За два года в очно-заочном режиме слушатели под руководством университетских преподавателей и представителей ОАО «РЖД» изучили дисциплины в области клиентоориентированности и качества транспортных услуг, выстраивания логистики пассажирских перевозок и формирования мультимодальных транспортных систем, основ корпоративного управления и управления проектами в пассажирском комплексе, применения цифровых технологий и моделирования пассажирских транспортных систем. По итогам защиты магистерских диссертаций квалификация «магистр» присвоена 27 работникам холдинга. Все они займутся развитием пассажирских перевозок.
В настоящее время по программе обучается уже второй поток слушателей. В перспективе она будет включена в образовательный портфель других отраслевых вузов.
Юлия Антич