В рейтинге стран по уровню цифровизации, презентованном АНО «Диалог» в сентябре этого года, Россия занимает 27-ю строчку. Одним из главных вызовов на пути к цифровой трансформации становится подготовка специалистов. Несмотря на то что сегодня практически не осталось специальностей, которые могут игнорировать всеобщую цифровизацию, подходы к подготовке кадров меняются медленно и неуверенно. Какие шаги в области развития IT-обучения необходимо уже сегодня предпринять государству, вузам и бизнесу, в том числе ОАО «РЖД», обсудили участники панельной дискуссии «Кадровое обеспечение цифровой экономики» VII Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России».
ЦИФРОВОЙ ЛИКБЕЗ
По подсчётам Минцифры, дефицит кадров в различных сферах информационных технологий к 2024 году может составить до 1 млн человек. Уже сейчас количество IT-вакансий на рынке труда значительно превышает число профессионалов в этой сфере. Так, по данным компании интернет-рекрутмента HeadHunter, на платформе открыто 62 тыс. вакансий IT-разработчика, 52 тыс. вакансий бизнес-архитектора, 40 тыс. вакансий проджект-менеджера, 12 тыс. вакансий дата-аналитика.
«Кадры являются ядром цифровой экономики, и уже сейчас наблюдается острая конкурентная борьба за IT-специалистов. Компании буквально переманивают друг у друга профессионалов в этой сфере. К слову, рост заработных плат IT-специалистов – 5–10% в год, что больше, чем в других отраслях», – рассказал в ходе форума заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Николай Яцеленко.
Для обеспечения массовой цифровой грамотности и персонализации образования в стране реализуется федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». Он включает ряд мероприятий, направленных на подготовку высококвалифицированных кадров. Так, граждане могут пройти обучение по программам в области программирования и IT-разработки (в частности, изучить большие данные, искусственный интеллект, технологии беспроводной связи, Интернет вещей, квантовые и нейротехнологии, промышленный Интернет, цифровой маркетинг и медиа, системное администрирование) в ведущих образовательных организациях страны – в МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Университете государственного и муниципального управления, Университете Иннополис, Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, Алтайском и Ивановском госуниверситетах, Центре современных образовательных технологий и систем (АНО «СОТИС-ЦЕНТР») и других. Оплату 50% стоимости обучения берёт на себя государство.
Возможность получить цифровые компетенции есть у любого гражданина независимо от профессии и региона проживания. Обучение проходит в режиме онлайн. До конца этого года курсы пройдут 25 тыс. человек. Планируется, что к 2024 году обучиться по программам допобразования в сфере IT смогут более 180 тыс. человек.
Минобрнауки, в свою очередь, увеличивает количество бюджетных мест в вузах на IT-специальности. Так, число бюджетников за четыре года выросло на 37%. В этом году на цифровые направления подготовки за счёт бюджетных средств поступили порядка 80 тыс. человек. В следующем учебном году планируется набрать уже более 90 тыс. первокурсников.
ВУЗЫ НА СТРАЖЕ ИННОВАЦИЙ
В этом году 340 российских вузов и колледжей адаптировали свои образовательные программы под требования цифровой экономики. Цифровые модули (в частности, большие данные, искусственный интеллект, Интернет вещей, технологии виртуальной и дополненной реальности, технология беспроводной связи) включены в программы подготовки специалистов для сфер образования, здравоохранения, информационно-коммуникационных технологий, городского хозяйства, добывающей и обрабатывающей промышленности, транспорта, энергетики, сельского хозяйства, агропромышленного комплекса и финансовых услуг.
В актуализации и обновлении программ участвовали эксперты компаний «Яндекс», «Аэрофлот», Mail.ru Group, 1С, «Ростелеком», «МегаФон», «Газпром нефть», ОАО «РЖД», «Татнефть», Skyeng, ВТБ. «Студенты начали обучение по обновлённым программам, которые разработали преподаватели и руководители учебных заведений, опираясь на потребности ведущих компаний цифровой экономики. Обучение новым компетенциям сформирует у студентов конкурентные преимущества, позволит им успешно трудоустроиться после выпуска из учебного заведения или даже в период обучения», – отметила ранее директор Департамента координации программ и проектов Минцифры РФ Татьяна Трубникова.
В отраслевых вузах действуют целые подразделения, занимающиеся развитием цифровой подготовки студентов. Так, например, в Российском университете транспорта (МИИТ) на базе Института управления и цифровых технологий функционируют кафедры «Цифровые технологии управления транспортными процессами» и «Вычислительные системы, сети и информационная безопасность». Обучение ведётся по таким направлениям, как «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Информационная безопасность», «Прикладная математика и информатика». В этом году на очное обучение по программам бакалавриата приняты 480 первокурсников (ещё 29 человек поступили на очно-заочную форму), на программы магистратуры – 20 человек.
Студенты проходят подготовку по программам, которые находятся на стыке IT и транспортных технологий («Технология транспортных процессов», профиль «Цифровой транспорт и логистика»; «Эксплуатация железных дорог», специализация «Цифровые технологии управления транспортными процессами»; «Технология транспортных процессов», профиль «Цифровые транспортно-логистические системы»). На данный момент по этим программам обучаются 266 студентов.
В ближайшие несколько лет в РУТ (МИИТ) планируется открытие программ бакалавриата по подготовке специалистов в области квантовых вычислений (набор планируется в 2023 году) и магистратуры (в 2024 году) под названием «Нейротехнологии, искусственный интеллект и предиктивная аналитика в транспортных системах».
КОМПАНИИ РАЗВИВАЮТ СОТРУДНИКОВ
В повышении цифровой грамотности работников заинтересованы и сами работодатели. Например, в ОАО «РЖД» разработана система обучения и развития персонала для реализации «Стратегии цифровой трансформации компании до 2025 года». Также в компании ведётся работа по созданию общедоступных дистанционных курсов, позволяющих каждому работнику познакомиться с основами agile-подхода, научиться работать в команде, освоить основные офисные программы и получить общее представление о цифровой трансформации отрасли. Некоторые из них уже размещены в Системе дистанционного обучения: «Технологии цифровой железной дороги», «Информационная безопасность», «Работа в распределённой команде», «Компьютерная грамотность». Появились и курсы, призванные помочь руководителям и специалистам грамотно организовать работу в онлайн-режиме, – «Работа с удалёнными сотрудниками» и «Удалённая работа. Мнение экспертов».
Цифровые навыки «прокачивают» и железнодорожники-управленцы. Как рассказал директор Корпоративного университета РЖД Роман Баскин, в компании действует модель компетенций руководителя. Каждая из восьми компетенций («Инновативность», «Клиентоориентированность», «Ответственность за результат», «Организация рабочего процесса», «Командная работа и взаимовыручка», «Развитие и забота о сотрудниках», «Комплексное мышление», «Эффективная коммуникация») содержит «цифровые приложения». Например, компетенция «Клиентоориентированность» предполагает, что руководитель помимо прочего должен разбираться в цифровых моделях бизнеса, методах реализации цифровых стратегий, цифровых коммуникациях, цифровой культуре. Программы развития кадрового резерва нацелены в том числе на совершенствование соответствующих цифровых навыков слушателей.
Юлия Антич