Стратегия социальной ответственности, которая реализуется в ОАО «РЖД», направлена на создание для работников комфортных и безопасных условий труда и жизни. Это предполагает развитие инфраструктуры таким образом, чтобы работники могли пользоваться объектами, где можно отдохнуть и оздоровиться, получить медицинские услуги и качественное образование. О том, как в этом помогают современные сервисы и как планируется развивать социальную инфраструктуру в местах локального проживания работников ОАО «РЖД», «Пульт управления» узнал у заместителя начальника Департамента социального развития Андрея Гаревских.
– Андрей Викторович, сколько всего социальных объектов ОАО «РЖД» действует сейчас?
– Услуги социального характера для работников компании, членов их семей и неработающих пенсионеров в настоящее время на всей сети железных дорог оказывают 460 объектов: 229 объектов социальной инфраструктуры (объекты культуры и спорта, детского и взрослого оздоровления), 97 ведомственных образовательных учреждений и 134 учреждения здравоохранения.
– На ваш взгляд, какие преимущества даёт компании наличие у неё собственной социальной инфраструктуры?
– С одной стороны, наличие собственной социальной инфраструктуры позволяет не только выполнять задачи по мотивации и удержанию работников, но и оперативно реагировать на вызовы времени, связанные также с санитарно-эпидемиологической обстановкой.
Например, в 2020 году компания смогла быстро перейти на предоставление онлайн-услуг, в том числе по организации детского отдыха. Кроме того, мы разработали специальные программы, направленные на реабилитацию работников после заболевания COVID-19, а также фитнес-туры в пансионаты и санатории ОАО «РЖД» для укрепления здоровья и повышения иммунитета железнодорожников.
Спектр услуг постоянно расширяется и изменяется под потребности наших работников. Однако важно акцентировать внимание на том, что объекты ОАО «РЖД» оказывают услуги не только железнодорожникам, но и всем категориям граждан.
С другой стороны, содержание собственной инфраструктуры, а особенно её трансформация под современные вызовы и требования, учитывая разнонаправленность векторов, – довольно сложная задача. Для её решения нами разрабатываются новые механизмы и инструменты, в том числе с использованием информационных технологий.
– Какие новые механизмы уже начали применяться?
– Для определения текущего состояния – достаточности или избыточности числа объектов социальной инфраструктуры, выявления актуальных проблем и формирования перспективных направлений – разработана и в настоящий момент внедряется IT-система «Социальный паспорт ОАО «РЖД».
«Социальный паспорт» – это информационно-аналитическая система мониторинга и оценки текущей ситуации в регионах присутствия ОАО «РЖД» по направлениям социально-кадровой политики.
Мониторинг осуществляется по 152 показателям, среди которых, например, численность и состав населения, уровень благосостояния, степень благоустройства территории и наличие социальной инфраструктуры всех видов собственности (государственная, частная), разработан алгоритм расчёта индекса качества населённого пункта. Данный инструментарий позволяет объективно определить актуальные проблемы и перспективные направления развития.
– В мае 2021 года был утверждён План мероприятий по развитию социальной инфраструктуры в местах локального проживания работников ОАО «РЖД». При разработке плана уже применялась IT-система «Социальный паспорт ОАО «РЖД»?
– Да, это был первый опыт использования IT-системы. В соответствии с полученным анализом данных по станциям с локальным проживанием работников компании были определены станции, требующие развития социальной инфраструктуры.
С учётом этих данных совместно с субъектами Российской Федерации разработан и утверждён План мероприятий по развитию социальной инфраструктуры в местах локального проживания работников ОАО «РЖД» со сроком реализации до 2035 года. Сформированные мероприятия проранжированы по срокам реализации (краткосрочная и долгосрочная перспективы) и источникам финансирования (средства ОАО «РЖД», субъектов Российской Федерации).
Реализация запланирована в 67 населённых пунктах, расположенных в 32 субъектах РФ.
Планом предусмотрено 407 мероприятий, направленных на развитие сфер культуры, спорта, здравоохранения, образования и т.д. Из них 137 мероприятий будет реализовано за счёт средств ОАО «РЖД», а 270 мероприятий (это строительство детских садов, школ, больниц и поликлиник, оснащение оборудованием объектов культуры и спорта и другие мероприятия, направленные на повышение качества жизни населения) – за счёт бюджетных источников.
– Что уже было сделано за этот год?
– В 2021 году уже реализовано 31 мероприятие. В том числе 8 в рамках бюджета ОАО «РЖД» и 23 мероприятия за счёт бюджета РФ.
В качестве примера реализованных мероприятий за счёт ОАО «РЖД» могу сказать о ремонте и приобретении медицинского оборудования в ЧУЗ ОАО «РЖД» на станции Шонгуй Мурманской области, устройстве спортивной площадки на станции Тумнин Хабаровского края, ремонте и оснащении муниципального детского сада «Родничок» на станции Дипкун Амурской области. За счёт бюджета РФ назову наиболее весомые – строительство физкультурно-оздоровительного комплекса на станции Хвойная Новгородской области, обустройство модульной библиотеки на станции Новая Чара Забайкальского края. И это, подчеркну, итоги только первого года работы.
Департамент социального развития уверен, что реализация каждого мероприятия – это движение вперёд, которое меняет жизнь человека в лучшую сторону.
Отдельно стоит отметить, что в настоящий момент появляется новый образ мышления: каждое решение, каждая задача рассматривается с точки зрения человека, и я как представитель Департамента социального развития очень этому рад.
Беседовала Виктория Гаджиева