Усложнение транспортных систем и технологических процессов ставит вопрос о комплексной модернизации системы отраслевого образования с акцентом на практико-ориентированное обучение. Важная роль в этом процессе отведена работодателям – заказчикам профессиональных кадров, они должны принимать участие в разработке и экспертизе модульных образовательных программ и учебных курсов, а также организовывать качественную производственную практику студентов и их вовлечение в работу над текущими и перспективными проектами. Варианты взаимодействия «вуз – работодатель» обсудили участники круглого стола «Проблемы и перспективы подготовки кадров для транспортной отрасли в условиях глобальной конкурентной среды», прошедшего в ходе недавней международной научно-практической конференции, посвящённой 125-летию Российского университета транспорта (МИИТ).
Практика на производстве
Практико-ориентированное обучение нацелено на подготовку студентов к конкретной трудовой деятельности. Выполняя реальные практические задачи, обучающиеся ближе знакомятся со своей будущей профессией, поэтому после получения диплома готовы сразу же влиться в рабочий процесс.
Производственная практика позволяет адаптировать студентов к будущей работе ещё во время обучения, подчёркивают эксперты. Как рассказал в ходе круглого стола заместитель заведующего кафедрой «Логистика и коммерческая работа» по вопросам организации практики студентов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I Александр Гончаров, традиционно порядка 90% студентов вуза проходят производственную практику на предприятиях. Однако в прошлом году эта возможность была ограничена из-за пандемии COVID-19 – на производство попали только 8% студентов. «На практику студентов смогли взять предприятия, которые продолжили работать в очном режиме с соблюдением антиковидных мер. Например, студенты работали проводниками пассажирских поездов, – отметил он. – Большинство же наших ребят проходили практику на базе своих кафедр либо в дистанционном формате».
Летом этого года, когда эпидемиологическая ситуация относительно нормализовалась, осваивать азы железнодорожной профессии студенты снова отправились на предприятия отрасли.
Наставники обучают профессии
Эффективность производственной практики во многом зависит от желания студента учиться. Однако большую роль в этом процессе играет и наставник с производства – именно под его руководством практиканты осваивают нюансы профессии.
Работа наставников со студентами, проходящими производственную практику в компании «РЖД», регулируется положением «Об организации в ОАО «РЖД» практики студентов образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального и высшего образования». В обязанности менторов входит контроль за правильным и безопасным выполнением производственных заданий, реализацией программы практики, ознакомление студентов с техническим освоением рабочего места, проведение инструктажей.
В дирекциях и филиалах компании действуют нормативные акты, регулирующие работу с сотрудниками без достаточного опыта работы. Так, например, в Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) ОАО «РЖД» утверждён «План курирования студентов РУТ (МИИТ)». Он предусматривает проведение встреч и круглых столов руководства инфраструктурного комплекса с целевиками, а также организацию стажировок учащихся в подразделениях ЦДИ. В частности, с 2019 года для наставников ЦДИ и их будущих подопечных (студентов отраслевых вузов) организуются «Форумы поколений». Цель мероприятия – создание возможности для выстраивания диалога между действующими и будущими сотрудниками. В прошлом году форумы проводились на онлайн-площадках всех железнодорожных университетов. В мероприятиях приняли участие более 1700 студентов-целевиков старших курсов и 670 наставников.
Подразделения холдинга «РЖД» принимают на практику студентов не только из отраслевых вузов. Так, в прошлом году в рамках студенческой программы RZD.GENERATION в компании прошли практику более 500 студентов из 50 университетов (помимо студентов железнодорожных вузов, участие в программе приняли, в частности, практиканты из МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ и других ведущих вузов России). На Карьерном портале РЖД было представлено более 15 видов практик (в том числе IT-практики от АО «НИИАС», ИЭРТа, ЦПТК). Также студенты могли откликнуться на практику в сфере финансов от Департамента корпоративных финансов, популярным стал научный проект для студентов от Корпоративного университета РЖД по актуализации целевой программы «Молодёжь ОАО «РЖД», в котором приняли участие около ста человек.
Программа продолжает развиваться, и в настоящее время студентов приглашают на такие практики, как «Цифровизация производственной работы», «Реализация LOAM», «Разработка алгоритмов ассоциации траекторий движения объектов, получаемых от сенсоров» и другие. Работа проходит в гибридном формате, зачастую – в дистанционном (с регулярной связью с наставником).
Работодатели приходят в вузы
Чтобы компетенции выпускников вузов соответствовали требованиям работодателя, последним необходимо принимать участие в формировании образовательных программ и в самом процессе обучения. По словам руководителя Департамента человеческого капитала ООО «СТА Логистик» Яны Андриановой, отрыв классического теоретического образования от реальной производственной практики ещё ощутим. «В этой связи мы решили помочь вузам-партнёрам и дали им доступ к своей системе дистанционного обучения. Студенты могут просматривать видео с выступлениями специалистов-практиков, а также проходить интересующие их курсы», – отметила она.
В январе 2020 года была подписана программа взаимодействия ОАО «РЖД» с университетским комплексом железнодорожного транспорта, рассчитанная до 2025 года. Она, в частности, подразумевает участие компании в управлении университетским комплексом, а также закрепление за выпускающими кафедрами вузов кураторов из числа руководителей холдинга. Кроме того, на базе РУТ (МИИТ) был создан Центр по взаимодействию с ОАО «РЖД». «Нам важно скоординировать свои действия, чтобы синхронно двигаться в тех направлениях, которые предусмотрены программой. Перед нами стоят масштабные задачи, которые требуют постоянного внимания. В каждом вузе есть проректор, закреплённый за реализацией программы, и департамент совместно с центром на совещаниях обсуждают вопросы, требующие особого внимания», – отметил ранее заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский.
В перспективе Центр по взаимодействию с ОАО «РЖД» планирует заняться организацией и проведением тематических мероприятий для студентов и преподавателей отраслевых вузов, развитием содержания образовательных программ, разрабатываемых университетами, укреплением позиций на международной образовательной арене.
Юлия Антич