По результатам исследований, проводимых Министерством просвещения, ежегодно растёт количество школьников, которые знают, в какой профессиональной сфере хотели бы работать в будущем. Так, если в 2019 году только каждый десятый школьник определился с профессией, то в 2021-м этот показатель составил уже 70%. Положительная динамика достигается во многом благодаря масштабной профориентационной работе, развёрнутой в стране. Крупнейшие российские компании, в том числе ОАО «РЖД», стремятся заинтересовать школьников перспективами дальнейшего построения карьеры в своей отрасли.
Всероссийский охват
Один из самых крупных профориентационных проектов в стране – «Билет в будущее». Его реализует АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Минпросвещения, он включён в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование». Ежегодно в нём принимают участие не менее 100 тыс. учеников 6–11‑х классов.
Под руководством квалифицированных наставников – преподавателей вузов и работников предприятий – участники изучают актуальные компетенции и проходят профессиональные пробы. С транспортными профессиями школьников знакомят в отраслевых учебных заведениях.
Проект «Билет в будущее» включает в себя и одноимённый фестиваль. В этом году он стартовал 19 октября и продолжится по 28 ноября на территории мультимедийного парка «Россия – моя история» в Санкт-Петербурге. В тематических зонах парка «Россия – моя история» школьники общаются с представителями различных отраслей, узнают, какими навыками должны обладать успешные профессионалы. Так, в тематической зоне «Комфортный город» работники Октябрьской магистрали помогли ребятам примерить на себя профессии дежурного по железнодорожной станции и бригадира по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений. Школьники решали кейсы по приёму и отправлению поездов, ремонтировали оборудование с применением VR-технологий.
Ещё один масштабный общероссийский профориентационный проект – «Большая перемена», который организует АНО «Россия – страна возможностей». Ежегодно участие в нём принимают школьники (5–10-й классы) и студенты. Партнёром мероприятия выступает ОАО «РЖД».
В 2021 году конкурс объединил более 2,5 млн участников. В июле в 11 городах представители ОАО «РЖД» провели для школьников экскурсии по железнодорожным предприятиям. Участников «Большой перемены» принимали Восточно-Сибирская, Красноярская, Приволжская, Оренбургская, Уфимская, Свердловская, Челябинская Детские железные дороги, Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге, Центр исторического наследия Южно-Уральской магистрали в Челябинске, комната исторического наследия локомотивного эксплуатационного депо Белгород-Курский, Музей Московской окружной железной дороги, вокзалы Самара и Челябинск, а также Красноярский УЦПК.
В финале конкурса школьники в командах проектировали в ходе форсайт-сессии «школу будущего». 303 участника, показавших наилучшие результаты, в сентябре отправились в путешествие на поезде от Москвы до Владивостока и обратно. Детей сопровождали вожатые и педагоги, которые проводили для них тренинги в пути следования, а также организовывали досуг. Во время путешествия со школьниками встречались профессионалы в сфере науки, искусства, образования и медиа.
Внутренние активности
Чтобы привлечь талантливую молодёжь и начать формировать профессионалов «под себя» ещё со школьной скамьи, многие компании организуют собственные профориентационные проекты. Так, например, ежегодно ОАО «РЖД» проводит свыше 10 крупных мероприятий для подростков, в том числе профильные программы в образовательном центре «Сириус», Всероссийском детском центре «Океан», Международном детском центре «Артек». В ходе профильной смены «Страна железных дорог», которую с 2018 года организуют Департамент социального развития ОАО «РЖД» и Департамент управления персоналом холдинга, интересующиеся транспортом школьники летом занимаются по специальной программе. Погружение подростков в мир железных дорог проходит в интерактивной игровой форме. Так, ребята принимают участие в онлайн-квестах, викторинах на знание истории железных дорог и железнодорожных профессий, играх-спектаклях. Для них организованы две студии – «Робототехника в РЖД» (блочное программирование и робототехника) и «Гейм-дизайн» (создание настольных игр на железнодорожные темы).
Узнать о предстоящих мероприятиях ребята могут на Карьерном портале компании – в специальном разделе «Школьникам». Там также можно записаться на обучение на любую Детскую железную дорогу (ДЖД) или в кванториум. «Современные школьники – поколение эпохи цифровизации, они имеют соответствующие навыки и тип мышления, поэтому нам важно говорить с ними на одном языке, а значит, нужно развивать цифровые каналы коммуникации, – рассказал заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский. – Задача Карьерного портала – показать весь спектр наших проектов и мероприятий, а также сформировать у подростков образ РЖД как современной и динамично развивающейся компании, показать профессиональные и карьерные возможности».
С прошлого года ОАО «РЖД» реализует проект «Опорные школы» – в муниципальных общеобразовательных учреждениях и в ведомственных школах открываются инженерно-железнодорожные классы.
«В компании разработана и действует система профориентации школьников, опорные школы – один из её ключевых элементов, который должен заинтересовать школьников перспективной работой на железнодорожном транспорте и обеспечить приток талантливой молодёжи в компанию», – рассказал начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов.
На сегодняшний день по всей сети действует 88 опорных школ. Набор идёт с 8-го класса. Сейчас в РЖД-классах по всей стране обучаются 10 736 учеников. К проекту привлечены педагоги из отраслевых вузов, они дают школьникам углублённую информацию по таким предметам, как физика, математика, информатика. Эти уроки являются частью школьного расписания и проходят в гибридном формате – дистанционно и очно.
В обучении также принимают участие сотрудники ДЖД и дорожных центров оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики. Они организуют в профильных классах профориентационные активности – экскурсии, квесты, встречи с представителями компании, а также вовлекают школьников в проектно-исследовательскую деятельность. Результат уже есть: в этом году первые выпускники проекта (421 человек) поступили в отраслевые колледжи и техникумы.
Юлия Антич