В условиях пандемии COVID-19 компании в экстренном порядке были вынуждены изменить подходы к управлению персоналом. Перевод части сотрудников на удалённую работу (по данным Минтруда, в прошлом году в таком режиме трудились более 3,5 млн человек) задал вектор развития HR-работы с акцентом на цифровизацию процессов и внедрение новых форм взаимодействия с сотрудниками. Об успешно реализованных HR-проектах рассказали представители кадрового блока крупнейших компаний, в том числе ОАО «РЖД», в ходе XXII саммита HR-директоров России и СНГ в октябре этого года.
Поддержка на удалёнке
По результатам недавнего исследования школы бизнеса «МИРБИС» и HR-акселератора для малого бизнеса при правительстве Москвы, в период карантина одной из самых важных HR-задач предприятий стала поддержка персонала на удалённой работе. Многие работодатели стремились не только повышать профессиональную вовлечённость сотрудников, но и уделять внимание их физическому и эмоциональному здоровью. Так, например, компания «Газпром нефть» реализовала проект «Заботимся о вас!», на корпоративной мобильной ленте и на интранет-портале сотрудники могли ознакомиться с рекомендациями по ведению здорового образа жизни, поддержке психического здоровья и записаться на онлайн-занятия к фитнес-тренеру. «Интерактивный формат корпоративных средств коммуникации позволил сотрудникам узнавать современные практики повышения качества жизни и делиться своим опытом с коллегами», – подчеркнул в ходе саммита директор по организационному развитию и работе с персоналом ПАО «Газпром нефть» Роман Квитко.
Кадровый блок ОАО «РЖД» в прошлом году разработал для железнодорожников дистанционные курсы, посвящённые профилактике новой коронавирусной инфекции, а также организации удалённой работы в период пандемии. Их можно найти в Системе дистанционного обучения компании в разделе «Общее корпоративное обучение» в сети Интернет (
sdo.rzd.ru), а также в Интранете. Так, например, курсы «Только факты про коронавирус COVID-19» и «Основные меры предосторожности для защиты от новой коронавирусной инфекции (COVID‑19)» включают информацию о новой инфекции, а также профилактических мерах. Информация для них взята из официальных источников (в частности, из материалов Роспотребнадзора) и подтверждена Центральной дирекцией здравоохранения ОАО «РЖД». Также использованы данные о мерах профилактики инфекции, применяемых в ОАО «РЖД».
В июне этого года в компании также был запущен проект по популяризации здорового образа жизни «Лето здоровья». В Instagram-аккаунте «Железное здоровье РЖД» проходили онлайн-лекции, посвящённые психологическому здоровью, питанию, физической активности. Доступ к ним получили все зарегистрированные в социальной сети железнодорожники.
Каналы связи
Ответом на вызовы пандемии стало налаживание цифрового взаимодействия с сотрудниками. Компании озаботились созданием новых и развитием имеющихся сервисов связи.
Например, в компании VK для решения типичных бытовых вопросов работников был разработан цифровой ассистент – чат-бот «Маруся на работе». «Ответы на большинство вопросов, связанных, например, с оформлением полиса ДМС, отпуска или каких-либо справок, работники могут в автоматическом режиме получить в этом чат-боте. Таким образом мы высвобождаем время наших HR-специалистов, чтобы они больше внимания могли уделять стратегической работе», – рассказал вице-президент по персоналу и образовательным проектам VK Дмитрий Смыслов.
Основным коммуникационным каналом в ОАО «РЖД» является Сервисный портал, в сутки его посещают до 150 тыс. пользователей. В настоящее время он содержит более 50 функциональностей. В условиях дистанционной работы платформа получила особую значимость – работники могут удалённо заказывать справки и копии кадровых документов, дистанционно подавать заявку на корпоративные льготы и компенсации, читать новости подразделений компании и блоги коллег. Также на портале запущен внутренний чат и «Онлайн-приёмная руководителя» (где можно напрямую обратиться к руководителю своего подразделения с вопросом, просьбой или предложением). Пользователи могут благодарить друг друга за оказанную помощь благодаря функции «Спасибо». Ежеквартально и по итогам года определяется лидер по числу набранных благодарностей – он получает призы и бонусы от компании. В разделе «Активный работник» каждый пользователь платформы my.rzd.ru может выдвигать свои идеи или голосовать за инициативы коллег, а также оперативно отслеживать появление важных активностей на портале и участвовать в голосованиях.
В период пандемии коронавируса «Горячая линия для работников ОАО «РЖД» (8‑800‑100‑1520), которая существует с 2011 года, перешла на круглосуточный режим работы.
Развитие сотрудников
С учётом отмены образовательных активностей в период пандемии COVID-19 многие компании начали искать варианты дистанционного обучения и развития своих сотрудников.
Например, в компании Mail.ru Group был разработан лонгрид-курс «Гибрид нашего времени» – это образовательный восьмисерийный фильм, который выходил в виде еженедельной рассылки на внутренних образовательных платформах. Главный герой, руководитель одного из подразделений, постигает теорию и практику нового формата работы. У Антона есть небольшая распределённая команда – Оля, Света, Игорь и Женя, а ещё жизнь вне работы, амбиции и цели. Вместе со зрителями они учились работать в гибридном формате, выходить из конфликтных ситуаций и эффективно решать задачи.
В апреле этого года в ОАО «РЖД» стартовал новый образовательный проект «Час знаний». «Он предполагает, что каждому работнику в каждом подразделении раз в месяц предоставляется время для обучения в дистанционном формате. Учебный контент создаётся в сотрудничестве с представителями профильных подразделений компании – это позволяет контролировать актуальность и правильность обучающих материалов», – рассказал начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов.
За три месяца доступ к обучению в пилотном формате получили работники восьми дирекций – они почти 79 тыс. раз подключались к образовательным курсам. База проекта «Час знаний» регулярно пополняется.
Юлия Антич