На российском рынке железнодорожных грузоперевозок наблюдается устойчивый тренд – контейнеризация горно-металлургических грузов. В течение последних четырёх лет стабильно растёт объём перевозок руды, цветных и чёрных металлов в контейнерах, а в этом году к номенклатуре контейнерных грузов добавился каменный уголь.
Грузовладельцев и операторов привлекают скорость доставки и высокая степень сохранности перевозимого в контейнерах груза. Заместитель генерального директора АО «ИЭРТ» Виталий Панин в ходе прошедшей 29–30 сентября 2021 года конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов» отметил, что РЖД много внимания уделяют совершенствованию перевозочного процеесса, в частности компанией реализованы мероприятия по увеличению провозной способности инфраструктуры для увеличения контейнеропотока в 4 раза к 2024 году.
Точка роста
Объём перевозок контейнеров на сети ОАО «РЖД» по итогам 2020 года увеличился относительно 2019 года на 16%, а по итогам восьми месяцев 2021 года рост составил 13,9% относительно аналогичного периода 2020 года. К сентябрю этого года доля горно-металлургических грузов впервые превысила 10% общего объёма контейнерных перевозок. Горно-металлургические грузы в контейнерах в основном везут на экспорт. Директор по продажам и развитию бизнеса ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» Алексей Кравченко отметил, что потенциал контейнеризации горно-металлургических грузов сохраняется.
По данным ОАО «РЖД», процент контейнеризации перевозок чёрных металлов вырос к сентябрю этого года по сравнению с показателями 2018 года на 139%, цветных металлов – на 30%, а руды – на 325%. Для сравнения: в 2018 году было отправлено 80 тыс. ДФЭ с чёрными металлами, а за восьми месяцев 2021 года – 162 тыс. ДФЭ. За тот же период в сегменте перевозок цветного металла показатели выросли с 72 тыс. ДФЭ до 103 тыс. ДФЭ. С прошлого года большая часть цветного металла в России перевозится в контейнерах. Для перевозки руды и угля используются в основном полувагоны, процент контейнеризации этих грузов невелик, тем не менее количество перевезённых ДФЭ с рудой выросло с 5 тыс. по итогам 2018 года до 25 тыс. за неполный 2021 год.
Прирост контейнерных перевозок чёрных металлов опережает средние показатели роста контейнеризации: с января по август этого года показатель увеличился на 23,2%, отметил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.
Заместитель директора по продажам и клиентскому сервису ПАО «ТрансКонтейнер» Егор Кичигин уточнил, что объёмы перевозок горно-металлургических грузов в контейнерах увеличиваются не только из-за роста перевозок металлов, но и за счёт роста погрузки в контейнеры руды и каменного угля.
Кстати, в этом году в России в контейнерах стали перевозить каменный уголь. К сентябрю этим способом перевезено 708 тыс. тонн – грузополучателям направлено 21 тыс. ДФЭ. Егор Кичигин пояснил, что благодаря внедрению новой технологии перевозки угля в контейнерах типа open top к концу августа 2021 года доля контейнерных перевозок угля сравнялась с долей перевозок руды. Каменный уголь перевозится в контейнерах только на экспорт, через сухопутные погранпереходы.
Заинтересованные лица
Контейнеризация горно-металлургических грузов выгодна всем участникам перевозочного процесса. Егор Кичигин отметил, что контейнерные операторы рассматривают это направление как перспективное. Грузовладельцев привлекает отсутствие потерь при транспортировке и перевалке, исключение возможности перекрёстного загрязнения навалочных грузов – несколько типов грузов могут храниться поблизости не смешиваясь. Жёсткий стальной каркас контейнера обеспечивает сохранность груза при транспортировке и перевалке, сам контейнер можно использовать для хранения вместо склада, а при погрузке сыпучих грузов объём контейнера заполняется полностью.
Руководитель направления мультимодальных перевозок ПАО «НЛМК» Никита Есаков отмечает такие достоинства контейнеров, как универсальное крепление, возможность доставки «до двери», эффективное заполнение слотов на судне.
Операторов и грузовладельцев также привлекает высокая адаптивность и гибкость контейнерной логистики. Например, НЛМК стал использовать контейнеры open top для угольных перевозок в Китай. За счёт высокой скорости перевалки удалось сократить простой вагонов, избежать проблем со смерзанием угля зимой.
А при контейнеризации перевозки рулонного проката в компании стали использовать новые схемы доставки: прямую, предполагающую транспортировку контейнеров по железной дороге, и комбинированную – с использованием автотранспорта и грузовых дворов.
Обработка контейнерных поездов более технологична по сравнению с другими. Менеджер по проектам ТОО «Исткомтранс» (Казахстан) Михаил Марушкин отметил, что большим преимуществом при выгрузке горно-металлургических грузов из контейнеров open top является использование спредеров револьверного типа – специальных устройств для автоматического захвата и переворачивания транспортных контейнеров, которые позволяют обрабатывать контейнерные поезда быстрее, чем составы из полувагонов или хопперов. Производительность револьверных спредеров достигает 30 контейнеров в час. Использование этого оборудования в портах даёт возможность грузоотправителям экспортировать горно-металлургические грузы в контейнерах в обход специализированных терминалов. Спредеры револьверного типа работают в портах в Новороссийске и Восточном (Санкт-Петербург).
Менеджер по продажам компании – производителя спредеров RAM Spreaders Евгений Кудрявцев уточнил, что револьверные спредеры также используются для перевалки и на пограничных переходах.
Российские производители подвижного состава стремятся заполнить новую нишу на рынке. Так, завод «Абаканвагонмаш» (входит в состав холдинга «РМ Рейл», производственные мощности – порядка 10 тыс. универсальных контейнеров в год) наладил выпуск специализированных контейнеров для перевозки медно-никелевых слитков. Сейчас предприятие разрабатывает специализированный контейнер для руды. Директор департамента стратегического развития и маркетинга «РМ Рейл» Георгий Зобов считает, что использование специализированных контейнеров будет в конечном счёте выгодным для операторов, так как рынок контейнерных перевозок горно-металлургических грузов растёт высокими темпами.
Владимир Константинов