Доступный город

Доступный город

Железная дорога сформирует транспортный каркас Санкт-Петербургской агломерации
В ситуации слияния крупных городов и близлежащих населённых пунктов, а также роста миграции внутри страны остро встаёт проблема транспортной доступности территорий. В последнее время на роль городского транспорта претендует транспорт железнодорожный – яркий пример тому Московское центральное кольцо (МЦК) и проект «Городская электричка» в субъектах Федерации.


Базовый элемент

В конце октября вице-премьер РФ Марат Хуснуллин во время совещания с представителями федеральных ведомств и субъектов Южного федерального округа по вопросу комплексного развития регионов ещё раз обратил внимание на необходимость проработать вопрос развития городского общественного транспорта на базе сети железных дорог в регионах.
«Мы достаточно подробно обсудили тему развития железнодорожного транспорта внутри населённых пунктов, в первую очередь в агломерациях, в том числе и в небольших городах, это может быть использовано как городской, так и как пригородный транспорт», – сказал Марат Хуснуллин во время заседания президиума Госсовета, на котором рассматривалась Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года.

Проект «Городская электричка» помимо Москвы, где есть МЦК и Московские центральные диаметры (МЦД), поэтапно вводится в 12 крупнейших городах, уточнили в Центре по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД». Это Нижний Новгород, Казань, Ростов-на-Дону, Красноярск, Волгоград, Уфа, Воронеж, Тюмень, Владивосток, Калининград, Сочи, Тамбов.

Планами перспективного развития предусмотрена реализация проекта ещё в 10 агломерациях. Среди первоочередных Самарско-Тольяттинская, где предполагается запуск ускоренных пассажирских маршрутов между Самарой и Тольятти и до аэропорта Курумоч. В Новосибирске создаются внутригородские маршруты из южной и западной частей города в восточную. На очереди Санкт-Петербург.
«За этой темой большое будущее, мы это видим на примере Москвы, сейчас мы это активно начинаем внедрять в Санкт-Петербурге», – сообщил Марат Хуснуллин.


Северный поток

Санкт-Петербургский транспортный узел – второй по величине в России после Центрального, на территории Санкт-Петербургской агломерации в общей сложности уже сейчас проживают более 7 млн человек. Общественный транспорт региона работает с перегрузкой – в агломерации остро стоит проблема транспортной доступности из-за неравномерности расселения за счёт роста жилищного строительства преимущественно в отдалённых от центра города районах. Для решения этого вопроса ОАО «РЖД» совместно с правительством Санкт-Петербурга реализуют «Концепцию развития железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле».
«Наша цель – объединить пригородные электрички и городской транспорт в единую систему», – сказал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

В частности, речь идёт об организации тактового движения в направлении Сестрорецка и Тосно, Гатчины и Пушкина. Также предусмотрено строительство северо-восточного и юго-западного обходов, которые позволят вывести грузовой транзитный железнодорожный трафик за пределы исторического центра Санкт-Петербурга.

К 2030 году планируется запуск двух пригородно-городских маршрутов (Ораниенбаум – Белоостров и Гатчина-Варшавская – Токсово), которые позволят связать центр города с радиальными направлениями железной дороги.

Для интеграции пригородно-городских маршрутов железной дороги с линиями метрополитена, городским наземным транспортом в Ленинградской области до 2030 года планируют построить порядка 10 новых пересадочных узлов, в том числе Сертолово, Всеволожская, Мельничный Ручей, Гатчина, Токсово, Ивановская, Девяткино, Нева.
«Когда мы говорим про пассажирские перевозки, то их развитие возможно только при интеграции с улично-дорожной сетью города и созданием транспортно-пересадочных узлов, – сказал заместитель заведующего отделением развития железнодорожного транспорта АО «Институт экономики и развития транспорта» (ИЭРТ) Роланд Бранзиа. – Всё должно работать сообща, с максимальным удобством по принципу «сухие ноги», как сейчас работают МЦД».

Организация бесшовной транспортной системы Санкт-Петербургской агломерации позволит нарастить пассажиропоток до 142,3 млн к 2030 году, что в 1,7 раза больше, чем до пандемии.
«Интервалы движения по основным маршрутам уменьшатся в два раза, до пяти-шести минут», – отметил Роланд Бранзиа.

По расчётам экспертов ИЭРТа, социально-экономический эффект (создание новых рабочих мест, строительство жилья, объектов социальной инфрастуктуры) к 2030 году составит 2,1 трлн руб.
«Комплексный подход за счёт организации новых маршрутов, сокращения времени в пути, отсутствия необходимости совершать дополнительные пересадки позволит удовлетворить возрастающий спрос среди населения на перевозки. Более того, будут созданы условия для улучшения транспортного обслуживания периферийных районов массовой жилой застройки и разгрузки центральных районов города от транзитных транспортных и пассажирских потоков», – сообщили в ИЭРТе.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

Развитие Санкт-Петербургского транспортного узла предполагает не только модернизацию пассажирского сообщения, обновление парка поездов, но и развитие железнодорожной инфраструктуры региона. Эти работы ОАО «РЖД» ведёт уже сейчас. Так, в конце сентября текущего года железнодорожниками был завершён ключевой этап реконструкции железнодорожного путепровода над Пулковским шоссе в Санкт-Петербурге – на железнодорожные пути, уложенные на пролётах нового путепровода над Пулковским шоссе, было переключено движение грузовых поездов.
Путепровод строится в рамках реконструкции участка железной дороги Среднерогатская – Предпортовая, являющегося одним из основных транспортных коридоров в направлении Большого морского порта Санкт-Петербурга. Здесь идут грузовые поезда с контейнерами, нефтяными, химическими и другими грузами – приостановка движения негативно сказалась бы на экономике региона, поэтому для реконструкции путепровода, возведённого ещё в первой половине XX века, был выбран вариант со строительством временного железнодорожного путепровода-дублёра.
Завершающий этап, который ведётся сейчас, включает укрепление устоев насыпи, финишную окраску пролётных строений, монтаж архитектурного освещения и благоустройство прилегающей территории.
Инструмент привлечения
Александр Недорезов, начальник отдела развития социальной сферы и реализации проектов Департамента социального развития ОАО «РЖД»,
Максим Элик, первый заместитель генерального директора НПФ «Благосостояние»,

Компенсируемый социальный пакет становится шире

Рубрики: Развитие
Маршрут геополитической важности

Будущее мировой логистики зависит от Северного морского пути

Рубрики: Развитие
Для ВСМ нашлась концессия

Схема государственно-частного партнёрства покажет свою эффективность

Рубрики: Развитие
Холдинг стремится к цифровой зрелости

Компания избрала курс на инновационное развитие

Рубрики: Развитие
Экономика перевозок

Как в компании «РЖД» готовятся к достижению целей развития

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Иди туда, где страшно: именно там ты обретёшь силу
Джим Лоулесс
«Иди туда, где страшно: именно там ты обретёшь силу». Издательство «БОМБОРА» 2023 год
Драйв: Что на самом деле нас мотивирует
Дэниел Пинк
«Драйв: Что на самом деле нас мотивирует». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru