Устойчивое развитие сегодня выступает в качестве новой парадигмы эволюции общества и планеты в целом. В продвижении и повышении эффективности его внедрения значительная роль отведена бизнесу. Многие компании, в том числе ОАО «РЖД», осознают важность системного объединения экономических, социальных и экологических аспектов деятельности. Так, участники пленарного заседания форума «Устойчивое развитие территорий и человеческого потенциала», прошедшего в октябре в Москве, презентовали собственные ESG-проекты, способствующие решению острых глобальных проблем.
Современный мир всё больше характеризуется понятием VUCA (нестабильный, неопределённый, сложный, неоднозначный). Как отметила в ходе форума программный директор проектного офиса «Стратегии и практики устойчивого развития» Центра корпоративной социальной ответственности и блока предпринимательских программ Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» Светлана Герасимова, по-настоящему в VUCA-мир общество вступило в 2020 году, ощутив на себе все «прелести» коронакризиса. Чтобы выдержать удар и остаться на плаву, бизнес должен был стать более гибким и восприимчивым к изменениям. В этой связи компании всё больше начали задумываться о своей социальной ответственности и экологической осознанности.
Экология на повестке дня
Среди экологических бизнес-трендов исследователи выделяют экономию ресурсов и переход к альтернативным источникам энергии; минимизацию отходов и уменьшение загрязнения окружающей среды; адаптацию к изменению климата; внедрение низкоуглеродной стратегии (снижение объёма выбросов парниковых газов). Многие компании учитывают соответствующие программы в стратегиях своего развития и разрабатывают собственные экологические стратегии. По этому пути, в частности, пошло ОАО «РЖД» – текущий год объявлен в компании Годом экологии.
Холдинг «РЖД» взял курс на декарбонизацию своей деятельности: предполагается, что снижение потребления углеродного топлива обеспечит достижение собственных целей устойчивого развития в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Кроме того, ОАО «РЖД» первым в транспортном секторе привлекло международный кредит (UniCredit в этом году предоставил заём в размере 585 млн швейцарских франков на семь лет) в привязке к экологическим KPI. Процентная ставка привязана к выполнению целевых показателей в области устойчивого развития, установленных «Экологической стратегией ОАО «РЖД» до 2030 года» (снижение выбросов в атмосферу, потребления воды и доли отходов производства для захоронения), и может быть снижена в случае их выполнения.
Активное участие в экологизации деятельности компании принимают и сами железнодорожники. Ежегодно Департамент экологии и техносферной безопасности проводит конкурс на лучшее структурное подразделение в части выполнения требований природоохранного законодательства для выявления и поощрения предприятий, успешно решающих вопросы благоустройства и озеленения территорий, обращения с отходами, рационального использования ресурсов и освоения технологий, имеющих природоохранный эффект.
Так, по итогам 2020 года за звание лучших боролись 236 подразделений ОАО «РЖД». Победителями конкурса стали Каменская дистанция пути, Ярославский центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, эксплуатационное локомотивное депо Вязьма-Сортировочная, Алтайский территориальный участок Западно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению, моторвагонное депо Санкт-Петербург-Балтийский, Сольвычегодская дистанция электроснабжения, Свердловская дирекция пассажирских обустройств, Мурманская дистанция гражданских сооружений, Курская дистанция гражданских сооружений, Омская дистанция гражданских сооружений, восстановительный поезд № 3018 станции Петрозаводск, восстановительный поезд станции Кулунда. Все они получили денежные премии.
Курс на социальное развитие
В части социальной ответственности многие компании ставят перед собой задачи по выстраиванию справедливой системы оплаты труда (в том числе исходя из гендерного равенства), по учёту поколенческих трендов (выход на рынок труда поколения Z, появление «серебряной» экономики), по обеспечению постковидной поддержки работников и реализации общественно значимых инициатив (корпоративное волонтёрство, благотворительность).
В ОАО «РЖД» действует Коллективный договор, в который «зашита» вся ответственность работодателя перед сотрудниками: от предоставления соцпакета до улучшения условий труда. Качественному выполнению Коллективного договора помогают имеющиеся на балансе компании социальные объекты (культурные, спортивные, образовательные, оздоровительные). «Социальная инфраструктура – наше конкурентное преимущество. Мы имеем возможность реализовывать востребованные социальные программы, например постковидную реабилитацию. Причём наши объекты доступны не только железнодорожникам, но и всем гражданам», – рассказала начальник Департамента социального развития ОАО «РЖД» Юлия Алексеева.
Всё чаще бизнес принимает участие и в решении социальных задач государства. Так, например, в марте прошлого года Общероссийский народный фронт, Всероссийское общественное движение «Волонтёры-медики», Ассоциация волонтёрских центров и платформа DOBRO.RU запустили общероссийскую акцию #МыВместе. На сайте мывместе2020.рф любой желающий может предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку (чаще всего ветеранам и маломобильным гражданам). Помимо волонтёров (их сейчас насчитывается порядка 200 тыс. человек) к акции присоединились порядка 10 тыс. предприятий-партнёров, в частности ОАО «РЖД», ПАО «ГМК «Норильский никель», госкорпорация развития «ВЭБ.РФ», госкорпорация «Росатом» и другие. Они внесли уже более 1,8 млрд пожертвований, оказав помощь 6,5 млн человек. «В самом начале пандемии COVID-19 не было понимания, что делать с отсутствием средств индивидуальной защиты (в том числе в медицинских учреждениях), как быстро помочь нуждающимся. Государство по объективным причинам просто не успевало оказать своевременную помощь всем и сразу. Огромную поддержку тогда оказал бизнес», – рассказал руководитель платформы «ДОБРО.РФ», депутат Госдумы РФ Артём Метелев.
Важное направление совместной социальной работы бизнеса и государства – развитие территорий. Например, госкорпорация развития «ВЭБ.РФ» при поддержке Минэкономразвития разработала проект «5 шагов благоустройства». До конца этого года будут определены 100 крупнейших городов, в которых будет реализована программа преображения общественных пространств и городских объектов. «Вместе с компаниями-партнёрами мы подберём проекты для городов, которые смогут «перезагрузить» их и «наполнить» новыми эмоциями», – отметила директор блока городских решений и развития моногородов ВЭБ РФ Татьяна Блинова.
ОАО «РЖД» также участвует в государственных программах развития территорий (в частности, в Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года; модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей). Кроме того, между ОАО «РЖД» и регионами действуют 77 соглашений о сотрудничестве, в которых отражены в том числе социальные вопросы.
В прошлом году в компании разработали большой цифровой проект «Социальный паспорт ОАО «РЖД». Это инструмент мониторинга качества жизни в населённых пунктах, где расположены железнодорожные станции, и своевременного реагирования компании на выявленные проблемы. В настоящее время на сети расположены 5410 железнодорожных станций, в автоматизированную систему проекта «Социальный паспорт ОАО «РЖД» внесены 2443 из них, то есть 45%. Выделено 152 показателя социально-экономического развития территорий их присутствия (в частности, сравниваются текучесть кадров, укомплектованность, соотношение зарплаты на станции и в регионе). На основе этих показателей был разработан индекс расчёта качества территории: выявлены станции, находящиеся в «зелёной» зоне, где люди живут и трудятся в комфортных условиях, и в «красной», где есть определённые проблемы. «Мы начали мониторинг с моногородов, где большей частью живут железнодорожники (таких населённых пунктов выделили 310), и увидели, что 67 населённых пунктов в 32 субъектах находятся в «красной» зоне. Поработали с субъектами и составили план из 407 мероприятий по развитию социальной инфраструктуры на местах локального проживания работников ОАО «РЖД» до 2035 года, – рассказала Юлия Алексеева. – Мероприятия направлены на развитие сфер культуры, спорта, здравоохранения, образования. 137 из них будут реализованы за счёт средств компании».
В настоящее время уже реализовано 30 таких мероприятий. Например, завершено строительство Центра реабилитации и восстановления трудовых ресурсов на озере Арахлей (Забайкальская железная дорога) и физкультурно-оздоровительного комплекса в посёлке Юдино (Горьковская железная дорога).
Юлия Антич