Цифровые отношения
Как пандемия перевела всех в онлайн
Пандемия COVID-19 ускорила процесс цифровизации во многих отраслях и сферах жизни. Не стала исключением и сфера трудовых отношений. Какие тренды задаёт цифровизация этой сферы и какие специалисты будут нужны в будущем, выяснял «Пульт управления».
Отказ от бумаги
Во время оперативного совещания с вице-премьерами 8 ноября глава кабмина Михаил Мишустин ещё раз подчеркнул: «Современные технологии и цифровые решения должны активно внедряться во все отрасли экономики».
По его словам, одно из стратегических направлений касается цифровой трансформации социальной сферы и трудовых отношений. «Главная задача – усовершенствовать систему социального обеспечения и трудовых отношений за счёт использования искусственного интеллекта, технологий анализа и обработки больших данных», – сказал он.
В апреле 2020 года был принят Федеральный закон № 122-ФЗ «О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой». Он позволил его участникам, среди которых и ОАО «РЖД», не дублировать важные трудовые документы на бумажном носителе, как это было раньше.
Так, например, стало возможным дистанционное заключение трудового договора.
Сейчас в ОАО «РЖД» электронным документооборотом (ЭКД) пользуются свыше 50 тыс. работников компании, более 45 форм документов оформляются в безбумажном формате. Участниками эксперимента являются 128 поздразделений холдинга. Эксперимент завершится 15 ноября этого года.
«После этого мы совместно с нашими партнёрами подготовим необходимые изменения в Трудовой кодекс, а также запустим технологическую платформу для дальнейшей реализации. И планируем, что уже к концу этого года сможем вводить полномасштабно электронный документооборот», – прокомментировал министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.
По его словам, повсеместное внедрение ЭКД упростит регулирование работы в крупных компаниях с региональными представительствами, будет проще и быстрее привлекать сотрудников из других регионов, оформлять все необходимые документы с вахтовиками.
Вирус вынудил работать дома
В прошлом году из-за начавшейся пандемии коронавирусной инфекции многие предприятия были вынуждены перевести своих сотрудников на удалённый режим работы. Законодателям даже пришлось принять специальный закон, который устранил правовые пробелы в организации удалённого труда.
Напомним, в ОАО «РЖД» в прошлом году за короткий срок было переведено на удалёнку порядка 115 тыс. человек. Как отмечал генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, техническая и технологическая оснащённость, которая была усилена в последние годы, дала хороший результат: задача по переводу сотрудников на дистанционный режим работы была решена в кратчайшие сроки, и цифровые системы, IT, программные продукты с этим справились.
«Россия относится к тому очень небольшому числу стран, где были внесены изменения в Трудовой кодекс, которые как раз касаются регулирования дистанционной работы, – говорит директор бюро Международной организации труда для стран Восточной Европы и Центральной Азии Ольга Кулаева. – Согласно опросу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), примерно 60% предприятий собираются сохранять формат дистанционной работы как часть своей бизнес-практики».
Специалисты нового времени
Одним из основных вызовов на рынке труда стал поиск специалистов, обладающих цифровыми компетенциями.
«В этом сегменте нарастает конкуренция. Опросы, проведённые среди членов РСПП, показывают, что за последние 15 лет проблема дефицита квалифицированных кадров традиционно находится в тройке самых актуальных», – говорит президент РСПП Александр Шохин.
По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, к 2030 году экономика страны потребует ещё 2 млн новых специалистов в области цифровых технологий.
Виталий Маслюк