Перевозки растут
За 10 месяцев этого года погрузка экспортных грузов в порты на сети РЖД выросла на 7,8%, а перевозки пассажиров – на 20,4%.
Погрузка на сети железных дорог ОАО «РЖД» в адрес российских морских портов в январе – октябре 2021 года составила 292,2 млн тонн, что на 7,8% больше, чем за аналогичный период 2020 года. В структуре экспортного грузопотока доля угля составила 52,4%, нефтяных грузов – 21,5%, чёрных металлов – 6,7%, удобрений – 6,6%, руды – 3,4%, зерна – 2,4%.
Пассажирооборот на сети ОАО «РЖД» с начала 2021 года вырос на 32,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 89,7 млрд пасс.‑км, в том числе в пригородном сообщении – 24,5 млрд пасс.-км (+17,1%), в дальнем следовании – 65,2 млрд пасс.-км (+40%). Всего в январе – октябре 2021 года отправлено 876 млн пассажиров (+20,4% к январю – октябрю 2020 года), из них в дальнем следовании – 79,5 млн (+36,8%), в пригородном сообщении – 796,5 млн (+18,9%).
По оперативным данным, в октябре 2021 года на инфраструктуре ОАО «РЖД» перевезено 92 млн пассажиров, что на 12,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, в том числе в пригородном сообщении количество отправленных пассажиров выросло на 11,1%, до 84,9 млн пассажиров, в дальнем следовании – на 27,2%, до 7,1 млн человек. Пассажирооборот в октябре 2021 года составил 7,7 млрд пасс.-км, что на 18,6% больше, чем за аналогичный период 2020 года, в том числе в пригородном сообщении – 2,7 млрд пасс.-км, в дальнем следовании – 5 млрд пасс.-км.
Российско-чешская встреча
В формате видеоконференции 3 ноября прошло 11-е заседание рабочей группы по сотрудничеству в области транспорта Межправительственной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству между Россией и Чехией. Была отмечена устойчивость и надёжность железнодорожного сообщения в период пандемии COVID-19, позволившая переключить грузопоток на транзитные железнодорожные сервисы и обеспечить своевременную доставку грузов. Сейчас реализуется комплекс мероприятий по повышению скорости контейнерных поездов, введению сквозного расписания и согласованию перевозок в сообщении Китай – Европа – Китай. Ведётся работа по ускорению контрольных процедур на погранпереходах за счёт применения электронных документов. На заседании поддержано предложение АО «РЖД Бизнес Актив» об организации сотрудничества с железнодорожным оператором CD Cargo в части использования контейнерных сервисов и привлечения клиентов на ряд маршрутов. А РУТ (МИИТ) выразил заинтересованность в расширении сотрудничества с транспортными образовательными учреждениями Чехии.
МЦД на троих
Из средств ОАО «РЖД», федерального и столичного бюджетов на развитие Московских центральных диаметров за три года было выделено более 140 млрд руб., сообщил первый замруководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Роман Латыпов. По его словам, ОАО «РЖД» инвестировало 50 млрд руб., федеральный бюджет – более 30 млрд руб., Москва – более 60 млрд руб.
«Ещё один есть источник [финансирования] – собственные средства Центральной пригородной пассажирской компании, это оператор электричек на Московских центральных диаметрах. Оператор приобретает подвижной состав за собственные средства», – отметил Роман Латыпов.
На данный момент ведётся строительство МЦД-3 и МЦД-4, которые свяжут Октябрьскую железную дорогу и казанское направление МЖД, а также киевское и горьковское направления МЖД соответственно.
Жить по новому Уставу
Новый Устав компании «Российские железные дороги» утверждён постановлением Правительства РФ № 1838 от 27 октября текущего года. В новой версии Устава к компетенциям совета директоров отнесено определение приоритетных направлений деятельности общества, утверждение перспективных планов, в том числе долгосрочной программы развития, годовых бюджетов, финансового плана, инвестиционной программы и программы инновационного развития. Правлению переданы полномочия принятия решений о создании филиалов, открытии и ликвидации представительств общества. Изменения в Уставе направлены на оптимизацию системы корпоративного управления и сокращение избыточного регулирования.
НЕ ПРОСТО СЛОВА
На заседании Президиума Госсовета 19 октября был рассмотрен проект Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года. В базовом сценарии стратегия предусматривает увеличение инвестиций в транспорт с существующих 2,3% ВВП в среднем за 2014–2019 годы до 3,1% ВВП. При этом совокупный эффект от реализации стратегии до 2035 года должен превысить 90 трлн руб., а с эффектами до 2050 года – до 180 трлн руб. Более трети (36%) всех инвестиций в транспортном комплексе планируется направить на развитие железнодорожного транспорта, а это 23 трлн руб. за 15 лет. Если посчитать, в среднем это 1,5 трлн руб. только на проекты развития. Документ очень выверенный, системный, описывает вызовы, с которыми мы должны справиться. По оценке главы государства, обновлённая Транспортная стратегия должна строиться вокруг современных запросов человека, открывать дополнительные возможности для развития бизнеса, в том числе малого и среднего. Президент поручил правительству не позднее I квартала будущего года подготовить детальный план реализации Транспортной стратегии. Ключевая задача – осмысленность наших действий. Каждое действие должно быть максимально эффективно.
Олег Белозёров,
генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД», селекторное совещание 9 ноября 2021 года