Техническое развитие и внедрение инновационного подвижного состава в российской железнодорожной отрасли, модернизация инфраструктуры, развитие международной логистики, а также цифровизация перевозок и «зелёный» вектор развития ОАО «РЖД» стали ключевыми темами публикаций о компании в зарубежных СМИ.
Модернизация встаёт на рельсы
Средства массовой информации стран Западной Европы следят за обновлением парка РЖД. С начала года в фокус зарубежных отраслевых изданий попало увеличение парка платформ. Британский ресурс Railway News (www.railway-news.com) обратил внимание на контракт на поставку партии инновационных 60-футовых вагонов-платформ для перевозки лесоматериалов, произведённых Объединённой вагонной компанией (ОВК) для лизинговой компании «Десса». В публикации уточняется, что новые платформы обладают улучшенными характеристиками. То же СМИ сообщило о контракте ОВК на поставку в течение 2021 года 1000 инновационных вагонов-платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров интермодальному оператору ООО «Транс Синергия». Итальянское Trasporto Europa (www.trasportoeuropa.it) в публикации о разработке новой фитинговой платформы для АО «ФГК» напрямую связывает увеличение российского парка этого рода подвижного состава с развитием перевозок по Транссибу между Европой и Китаем. «Цель РЖД – сократить время транзита между Китаем и Европой до семи суток», – сообщает издание.
В поле зрения зарубежных СМИ попадают и проекты по обновлению локомотивного парка. Railway Gazette (Великобритания) обратило внимание на планы ОАО «РЖД» с 2025 года закупать только электровозы, а также локомотивы, работающие на природном газе и других альтернативных источниках энергии; британский портал IRJ сообщил о поставках оператору подвижного состава «НефтеТрансСервис» новых локомотивов 3ЭС5К «Ермак», произведённых Новочеркасским электровозостроительным заводом, входящим в состав АО «Трансмашхолдинг».
Среди технических инноваций в управлении движением особое внимание уделяется внедрению технологии виртуальной сцепки. IRJ указывает, что технология позволяет сократить интервал между попутно следующими поездами с 12 до 6–8 минут за счёт обмена по цифровому радиоканалу информацией о режиме движения между локомотивами ведущего и ведомого поездов.
Голландский информационный бюллетень RAILTECH (www.railtech.com) сообщает о планах РЖД по внедрению автономных пассажирских составов. «Сейчас компания тестирует два разных пассажирских поезда третьей степени автоматизации. Они курсируют автономно, но на борту находится машинист, который может вмешаться в случае возникновения экстренной ситуации. Также проектируется поезд четвёртой степени автоматизации, который будет выполнять все операции без участия человека», – сообщает издание. Railway Gazette сообщает о сертификационных испытаниях 10-вагонного варианта электропоезда «Ласточка» для маршрутов до 700 км, а портал railtech.com (Нидерланды) сообщает о разработке ОАО «РЖД» и Группой Синара российского высокоскоростного поезда со скоростью движения до 400 км/ч. Ожидается, что поезд будет готов в 2028 году, уточняет издание.
Евразийский транзит
Западные СМИ с начала года отмечают развитие перевозок по транссибирскому маршруту. Так, портал Rferl.org (США) сообщает, что китайские компании отправляют больше товаров по железной дороге через Россию и Среднюю Азию, поскольку стоимость морских перевозок увеличивается. «Китай отправил более 2 тыс. грузовых поездов в Европу в течение первых двух месяцев 2021 года, что вдвое больше, чем годом ранее», – отмечают наблюдатели в США.
Британский ресурс porttechnology.org отмечает, что теперь для доставки грузов между Азией и Европой доступно больше поездов, и приводит пример компании Mediterranean Shipping Company, которая организовала морские отправки из Шанхая, Нинбо, Циндао, Иокогамы и Пусана в российские порты Владивосток и Восточный, откуда грузы отправляются в 13-дневный путь по Транссибирской железной дороге в Санкт-Петербург, а оттуда грузы морем следуют в западноевропейские порты Антверпен, Бремерхафен, Роттердам и Гавр. Ресурс приводит цитату заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Алексея Шило о том, что груз по железным дорогам России перевозится за 12 дней, а общее время в пути между портами Азии и Европы составляет 25–30 дней в отличие от 40–45 дней для отправок через Суэцкий канал. Логистический портал railfreight.com (Нидерланды) на примере организованной в апреле этого года интермодальной перевозки рыбной продукции в контейнерах по транссибирскому маршруту компанией FESCO показывает, что груз следует через Россию вдвое быстрее, чем суэцким маршрутом.
Развитие перевозок из Китая в Европу по Транссибирской магистрали стало ключевой темой в публикациях китайских СМИ о российском железнодорожном транспорте. Информагентство «Синьхуа» опубликовало летом интервью генерального директора АО «ОТЛК ЕРА» Алексея Грома, в котором сообщается о рекордном увеличении объёмов контейнерных перевозок по Транссибу в первом полугодии 2021 года. «За шесть месяцев текущего года перевезено 336,5 тыс. контейнеров ДФЭ, и это примерно на 50% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а в мае был достигнут абсолютный рекорд по объёму перевозок – 61,5 тыс. ДФЭ», – пояснил изданию Алексей Гром.
Китайские СМИ регулярно сообщают о росте объёмов перевозок отдельных видов грузов и новых маршрутах. «Объём химических удобрений, импортируемых из России по железной дороге через наземный порт Маньчжурия в автономном районе Внутренняя Монголия на севере Китая, в этом году увеличился вдвое», – отмечет специализированный ресурс ciie.org. А China Daily рассказало читателям о новом грузовом поезде, отправленном в мае по маршруту Лючжоу (КНР) – Москва. Агентство «Синьхуа» отметило в своём сообщении отправку первого контейнерного поезда Чэнду – Санкт-Петербург.
Развитие транспортного коридора Север – Юг также попадает в поле зрения зарубежных медиа. В феврале турецкий информационный портал Dailysabah рассказал о первом маршрутном поезде из Анкары в Калужскую область, который проследовал в Россию через железную дорогу Баку – Тбилиси – Карс. А в мае турецкие СМИ сообщили о первой отправке сельхозпродукции из Алтайского края в Турцию. Европейский портал по внешнеэкономической деятельности Euractiv отмечает, что российские поезда могут проследовать через Нахичеванский коридор в Армению, Турцию и Иран. «Для России эта дорога могла бы послужить альтернативным путём на рынки Ближнего Востока», – говорится в публикации.
Иностранные СМИ отмечают развитие перевозок в направлении стран Центральной Азии. Индийский портал portwings.in сообщил, что Россия и Казахстан будут совместно развивать сервис «Агроэкспресс» по перевозке сельхозпродукции по железной дороге, а пакистанский ресурс ewscentralasia.net рассказал об организованной ОАО «РЖД Логистика» перевозке российской транспортной техники со станции Купчинская (Россия) на станцию Гипчак (Туркменистан).
Ставка на инфраструктуру
Инвестиции ОАО «РЖД» в инфраструктуру стали темой публикации ведущего мирового информационного агентства Bloomberg (США). «Россия вложит более $10 млрд в строительство железных дорог, которые позволят увеличить экспорт угля в Азию. Проект модернизации и расширения железных дорог, идущих к российским портам Дальнего Востока, является частью более широкой инициативы, направленной на то, чтобы сделать страну одним из последних действующих экспортёров ископаемого топлива. Власти делают ставку на то, что потребление угля на крупных азиатских рынках, таких как Китай, будет продолжать расти, даже если в других местах оно иссякнет», – сообщает агентство.
Британский Railjournal посвятил в начале года специальный обзор планам по развитию инфраструктуры РЖД. «Компания планирует инвестировать более 3 трлн руб. ($40,3 млрд) в течение следующих трёх лет, в том числе 731,6 млрд руб. в 2021 году, особое внимание будет уделено развитию БАМа и Транссиба, приобретению нового подвижного состава, увеличению объёма капитального ремонта пути», – сообщает издание.
Иностранные СМИ писали и о вводе в эксплуатацию отдельных инфраструктурных объектов и узлов: в августе агентство «Синьхуа» рассказало о завершении строительства моста Нижнеленинское – Тунцзян через реку Амур; Railwaygazette отмечает важность формирования инфраструктуры транспортного коридора Север – Юг, открытого 19 февраля этого года 494-метрового моста через реку Ахтубу. То же издание в августе сообщило о восстановлении за два дня разрушенного наводнением моста на перегоне Куэнга – Укурей на Транссибе и об открытии в Москве вокзала Восточный – нового железнодорожного хаба, интегрированного с московским метро и МЦК.
Внимание к цифровизации
За рубежом заметили достижения компании в цифровизации перевозочного процесса. Агрегатор новостей prnewswire.com (США) отметил, что почти 90% гружёных вагонов в России оформляется онлайн, а британский ресурс Global Railway Review со ссылкой на первого заместителя генерального директора компании Сергея Павлова сообщил, что РЖД используют технологию электронно-навигационных пломб, на всех железнодорожных станциях, принимающих контейнеры, работает технология «Интертран», расширяется география применения электронной накладной ЦИМ/СМГС. Global Railway Review уточняет, что безбумажные технологии позволят увеличить маршрутную скорость трансграничных грузовых перевозок, в первую очередь контейнерных. Railway Gazette отмечает, что РЖД внедряют цифровые решения на всех этапах грузоперевозок, а до 2025 года планируется создать единое информационное пространство для грузовых перевозок и логистики.
Оттенки зелёного
Экологические инициативы РЖД оказались в мейнстриме зарубежных медиа. Global Railway Review приводит в своей публикации оценки Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог, согласно которым Россия занимает первое место по энергоэффективности грузовых железнодорожных перевозок, а в пассажирском движении – четвёртое место после Индии, Китая и Японии. Более 85% всех пассажиров и грузов ОАО «РЖД» перевозит на электрической тяге. Издание отмечает системную природоохранную работу компании. «В ОАО «РЖД» работают 700 менеджеров по охране окружающей среды, в компании действует программа экологического образования», – отмечается в публикации. Ресурс railengineer.co.uk (Великобритания) указывает, что доля ОАО «РЖД» в общем объёме парниковых выбросов в России – менее 1%.
Агентство Yonhap News Agency (Южная Корея) в интервью с первым заместителем генерального директора ОАО «РЖД» Сергеем Павловым сделало акцент на экологичности перевозок по транссибирскому маршруту. «В среднем за перевозку одного контейнера железнодорожным транспортом на электротяге в атмосферу выбрасывается в 16 раз меньше углекислого газа, чем морским транспортом, в 73 раза меньше, чем автомобильным, и в 710 раз меньше, чем авиатранспортом», – пояснил Сергей Павлов корейскому изданию.
Отдельные проекты по внедрению «зелёных» технологий также не обойдены вниманием иностранных СМИ. Так, издание Nuclear Engineering International (Великобритания) сообщило об испытаниях российского поезда на водородном топливе.
О заключении соглашения о сотрудничестве в сфере разработки магистральных локомотивов с водородными топливными элементами между ОАО «РЖД», АО «Роснано» и АО «Группа Синара» в рамках ПМЭФ написал ресурс railjournal.com.
Голландский ресурс railtech.com сообщил о подписании соглашения о сотрудничестве между компанией «РЖД» и французским национальным перевозчиком SNCF в сфере внедрения водородных поездов, а британский портал Railwaypro рассказал в своём отчёте с Международного салона «PRO//Движение.Экспо» о проекте РЖД, ВНИКТИ и ВНИИЖТа по переводу тепловозов с дизельного на газовое топливо.
Владимир Константинов