На Школе передового опыта ОАО «РЖД» по развитию системы управления трудовыми ресурсами и организационной эффективности, которая состоялась в сентябре, специалисты компании по повышению производительности труда рассказали о нововведениях 2021 года в области организации и нормирования труда, организационного дизайна и материального стимулирования сотрудников.
Организация труда автоматизируется
Заседание школы прошло в комбинированном формате, в мероприятии приняли участие более 1000 работников компании и партнёров холдинга по реализации нацпроекта «Производительность труда». Начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда (ЦЗТ) Владимир Никитин сообщил, что компания строит эффективную производственную систему, которая охватит всю производственную цепочку: от грузоотправителя до оказания услуги конечному получателю.
Начальники центров повышения эффективности труда персонала железных дорог представили проекты, среди которых внедрение на Западно-Сибирской железной дороге индикаторной системы контроля работы локомотивных бригад; создание на Свердловской железной дороге цифровой аналитической системы, определяющей причины изменения технической скорости поездов, а также проект по автоматизации отчётности инженеров по труду, внедрённый на ЮУЖД.
Организационный дизайн отвечает на вызовы рынка
В ЦЗТ пояснили, что внедрение инструментов организационного дизайна – это масштабная задача, для её решения в компании уже запустили ряд проектов, которые составляют единую систему, повышающую эффективность организационной структуры и использования трудовых ресурсов. Начальник организационно-штатного управления Павел Благодатский уточнил, что сегодня выделяются три направления развития инструментов организационного дизайна: предиктивная аналитика, гибкие структуры и проектные команды. Цель предиктивной аналитики состоит в создании инструмента анализа, позволяющего повысить эффективность управления организационной структурой на основе имеющихся данных и их прогнозных значений. Гибкость структуры заключается в быстрой и эффективной адаптации организационной структуры компании к изменениям внешней и внутренней среды – внедрению новых технологий, автоматизации процессов, изменению рынков. «Учитывая сегодняшние реалии, в компании проводится работа по децентрализации полномочий и ответственности по изменению структуры подразделений на всех уровнях управления», – пояснил он. Проектный подход помогает компании в короткие сроки выводить на рынок новые продукты, непрерывно повышать свою эффективность. В ЦЗТ уточнили, что работа проектных команд будет совершенствоваться. Для этого предполагается создать единое цифровое пространство для организации работы, оценки и мотивации проектных команд.
Премирование по результатам работы
Премирование сотрудников компании зависит от результатов деятельности подразделения и от индивидуальной работы каждого. Основным документом в области стимулирования работников является Корпоративная система премирования работников ОАО «РЖД». В этом году документ был пересмотрен. Помимо актуализации показателей текущего премирования, усилены доли показателей индивидуальной деятельности работника, усовершенствована система материальной заинтересованности работников, задействованных в обеспечении безопасности движения поездов и бесперебойной работы технических средств, разработан и автоматизирован единый классификатор производственных упущений. Также ЦЗТ уделяет особое внимание развитию системы дополнительного премирования, которая ведётся по трём направлениям: «Безопасность», «Эффективность и качество», «Закрепление персонала». На данный момент в компании уже внедрено 20 базовых видов дополнительного премирования, в том числе шесть межфункциональных.
Чтобы привести к правильному соотношению все мотивационные инструменты, специалисты ЦЗТ разработали временные методические рекомендации по оценке эффективности системы материальной мотивации в филиалах ОАО «РЖД». Основная цель методики – обеспечение сбалансированного соотношения человеческого капитала и затрат на персонал. «Использование качественной оценки позволит оценить систему мотивации с точки зрения выполнения функционального назначения. Метод количественной оценки даёт возможность оценить эффективность применения как отдельных показателей премирования, так и комплекса. С помощью проведения оценочного интервью планируется определить степень удовлетворённости работников системой премирования в целом», – пояснили в департаменте. Использование данного инструмента позволит повысить эффективность деятельности подразделений компании. ЦЗТ планирует протестировать эту систему на всей сети и получить предложения по её улучшению.
Для снижения рисков, выявления причин нарушений трудового законодательства и их профилактики в компании будет внедрён комплаенс-контроль. Механизм снижения рисков планируется автоматизировать: в систему формирования нормативных актов компании и систему оплаты труда будет встроен логический контроль, который позволит предотвращать возможные нарушения норм трудового законодательства.
Владимир Константинов