В этом году наблюдается рост спроса на уголь и металлы и мировых цен на них. Участники прошедшей 29–30 сентября XII конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов» – ведущие эксперты транспортной отрасли и представители железнодорожных операторских компаний – обсудили, позволят ли пропускные способности Восточного полигона воспользоваться выгодной для экономики страны ситуацией.
АТР в числе получателей груза
По мнению руководителя Департамента угольной промышленности Экспертно-аналитического центра ТЭК Минэнерго Максима Чурсина, угольная отрасль может выступить драйвером железнодорожных перевозок. Сегодня на долю угля приходится 29% грузооборота на сети российских железных дорог. По прогнозам Минэнерго, объёмы перевозок угля в 2021 году увеличатся по сравнению с 2020-м на 5% и возрастут до 416 млн тонн. Максим Чурсин отметил, что за последние 10 лет поставки российского угля выросли на 17%, основная причина – увеличение экспорта твёрдого топлива. С 2011 года объёмы экспорта угля увеличились на 90%.
Основные потоки экспорта угля идут в Китай, Южную Корею, Турцию, Японию, Индию, Нидерланды, а также на Тайвань и Украину. Заметим, что Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) стал ключевым регионом поставок российского угля из-за более высоких цен и роста спроса. За год цены на уголь на азиатских рынках выросли с $70 за тонну до $130. А в октябре этого года на сырьевой бирже Чжэнчжоу (КНР) цена за тонну энергетического угля достигла исторического максимума – 1835,6 юаня ($287) за тонну (на западноевропейских рынках цены выросли за прошедший год с $50 до $95 за тонну).
«За последние четыре года доля Китая в российском угольном экспорте выросла с 13,7% в 2017 году до 18% в 2020 году», – уточнил Максим Чурсин.
Минэнерго прогнозирует в 2021 году поставку угля в страны АТР на уровне 111 млн тонн, а западным импортёрам – порядка 100 млн тонн.
По словам Максима Чурсина, поставки российского угля до 2050 года вырастут до 225–285 млн тонн в год.
В Минэнерго напрямую увязывают новые возможности развития угольного экспорта в страны АТР с развитием Восточного полигона и считают, что успешное завершение третьего этапа модернизации Восточного полигона с ростом провозной мощности до 250 млн тонн в год поможет сбалансировать планы угольной промышленности с инфраструктурными возможностями РЖД.
Напомним, что 19 октября на заседании президиума Госсовета по рассмотрению Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года министр транспорта Виталий Савельев заявил, что стратегия предусматривает увеличение провозной способности железнодорожных участков в экспортном направлении до 327 млн тонн в год. «Итоговая цифра зависит от качественного прогнозирования внешней конъюнктуры, спроса на нашу продукцию, включая уголь. Государство получит колоссальный вклад в экономику, рост безопасности транспортной системы и производительности труда», – уточнил он.
Железные перспективы
Выгодная для российских производителей конъюнктура складывается и на металлургическом рынке. Основным драйвером роста цен стала экономика Китая – крупнейшего потребителя железной руды. В марте 2020 года тонна железной руды стоила примерно $88. В мае 2021 года стоимость подскочила до $230 за тонну. «По результатам первого полугодия 2021 года можно отметить, что вырос экспорт, это может объясняться благоприятной конъюнктурой на мировых рынках», – отметил директор по развитию бизнеса и консалтинговой практики Metals & Mining Intelligence Илья Коломеец.
Эксперты ассоциации предприятий чёрной металлургии «Русская сталь» отмечают, что объёмы перевозки грузов металлургического назначения (чугун, трубы, сталь в слитках, сортовой прокат, лом чёрных металлов, а также руда и железорудные концентраты) возвращаются к допандемийному уровню: в 2019 году было погружено 200 млн тонн, в 2020-м – 194 млн тонн, в первом полугодии 2021 года – 98 млн тонн. Илья Коломеец уточнил, что соотношение между внутренними перевозками и экспортными меняется в пользу экспорта: так, в 2019 году было 20% перевозок на экспорт, в 2020-м – 24%, а за шесть месяцев текущего года доля экспортных перевозок возросла до 29%. «Логистическим операторам следует ожидать роста объёма перевозок на восточном направлении», – сказал он.
Ключевым импортёром российского металла является Китай. По данным Федеральной таможенной службы России, экспорт чёрных металлов в Китай за первое полугодие 2021 года вырос на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объёмы сделок в первом полугодии этого года оцениваются в $526 млн.
Заместитель генерального директора АО «ИЭРТ» Виталий Панин напомнил, что основные мероприятия по развитию сети железных дорог на период до 2025-го и на перспективу до 2030 года направлены на увеличение провозной способности железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона до 180 млн тонн по итогам 2024 года и до 210 млн тонн к 2030 году. Эксперт уточнил, что сейчас провозные способности железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба составляют 144 млн тонн, в следующем году этот показатель возрастёт до 158 млн тонн.
Компании-операторы грузовых вагонов, работающие на восточном направлении, заинтересованы в развитии полигона. В Национальной транспортной компании (НТК) отметили положительный вклад в увеличение провозных мощностей от использования тепловозов 3ТЭ25К2м на участке Комсомольск – Ванино. Локомотивы 3ТЭ25К2м предназначены для вождения поездов повышенной массы – до 7100 тонн. По мнению операторов, для развития тяжеловесного движения на этом участке целесообразно увеличить парк тепловозов на 20 единиц. Кроме того, в НТК предлагают внедрить имитационное моделирование работы станций Слюдянка-1, Слюдянка-2, Карымская и Уссурийск – имитационная модель позволяет определить максимальную пропускную способность транспортного узла, а в качестве данных для модели используются статистические данные и вероятностные значения загрузки станции.
В Уральской горно-металлургической компании отметили положительный эффект от применения технологии виртуальной сцепки поездов на подходах к портам Находкинского узла. Использование этой технологии позволяет увеличить пропускную способность линии до 98 пар поездов, рост числа подаваемых грузовых поездов в морские порты и исключение затоваривания станций на ближайших подходах к портам.
Директор по внешней логистике ПАО «НЛМК» Юрий Саввин полагает, что сократить простои подвижного состава на погранпереходах в Китай можно за счёт контейнеризации перевозок угля. «Грузополучатель тоже заинтересован в приёме угля в контейнерах – такие перевозки субсидируются в КНР», – уточнил он.
Владимир Константинов