Екатерина Грохотова
ведущий инженер научно-исследовательской лаборатории «Бизнес-инкубатор в транспортной сфере» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС)
Инновационный подход
Учёные нашли решение по очистке подтоварных вод
Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС) активно участвует в реализации федерального проекта «Платформа университетского технопредпринимательства». Инициатива направлена на вовлечение студентов и сотрудников вуза в процесс создания и реализации стартап-проектов с привлечением посевных инвестиций (финансирование проектов, которые находятся на начальной стадии своего развития).
Так, в 2021 году между СГУПСом и Западно-Сибирской железной дорогой было заключено соглашение о сотрудничестве в области инновационной деятельности, в котором закреплены приоритетные направления исследований и механизм взаимодействия при реализации стартап-проектов.
В настоящее время студенческие стартап-проекты нацелены преимущественно на участие в отраслевом конкурсе «Новое звено». Проекты же сотрудников реализуются при материальной и организационной поддержке Западно-Сибирской магистрали и в подавляющем большинстве доходят до стадии создания и испытаний опытного образца с подготовкой документов для тиражирования разработки. Одним из таких проектов является «Мобильный комплекс для очистки подтоварных вод, проливов, ливневых стоков, загрязнённых эмульгированными и растворёнными нефтепродуктами на объектах Западно-Сибирской ДМС», разработанный сотрудниками СГУПСа – профессором Анатолием Рязанцевым и доцентом Дмитрием Глазковым.
В настоящее время на балансе Западно-Сибирской дирекции снабжения имеются склады горюче-смазочных материалов, рассредоточенные друг от друга на достаточно большом расстоянии. В результате перегрузки топлива в баки-хранилища, заправки локомотивов и ряда других технологических процессов образуются проливы и подтоварные воды. Стекающие с территории топливных складов дождевые и талые воды смывают загрязнения и насыщаются нефтепродуктами, концентрация которых может достигать 1500 мг/л.
Столь высокая концентрация нефтепродуктов не позволяет сбросить их на локальные очистные сооружения, имеющиеся в локомотивных депо и в ряде других предприятий дорожного подчинения, поэтому эти стоки за отдельную плату передаются на утилизацию сторонним организациям.
Разработанный сотрудниками университета мобильный комплекс рассчитан на выполнение двух задач: очистку сточных вод до требуемых нормативов, обеспечивающих их приём локальными очистными сооружениями дороги, и обезвоживание нефтешлама для возможности его утилизации.
При финансовой поддержке Западно-Сибирской железной дороги были закуплены комплектующие, а на базе Дорожного конструкторско-технологического бюро изготовлен опытный образец мобильного комплекса. Его испытания проводились на базе топливной станции Новосибирск-Главный с привлечением экспертов Центра охраны окружающей среды ЗСЖД, который подтвердил высокую эффективность предлагаемого решения. Организационная часть, включающая консультационную поддержку при подготовке необходимых документов и их согласование, обеспечивалась бизнес-инкубатором СГУПСа и отделом инновационного развития магистрали.
По результатам испытаний опытного образца мобильного комплекса для очистки загрязнённых растворёнными и эмульгированными нефтепродуктами подтоварных и ливневых вод отмечены функциональные возможности: удалось очистить загрязнённую воду непосредственно на объекте до необходимых показателей для сброса на локальные очистные сооружения.
Информация о проведённых испытаниях передана главным инженером дороги в Центр инновационного развития ОАО «РЖД» с рекомендацией для дальнейшего тиражирования на объектах ОАО «РЖД». Надеемся на положительное решение со стороны руководства компании.