Анна Сальникова
заместитель начальника Департамента по организации, оплате и мотивации труда
Двигатель прогресса
В компании применяются разные формы мотивации
Неблагоприятные внешние факторы всегда являются катализатором внутренних изменений. Ужесточение конкуренции на мировых рынках труда в условиях глобализации экономики вынуждает компании изыскивать дополнительные резервы для повышения производительности труда, минимизации затрат и улучшения качества продукции, услуг. В современных условиях ставка на внешние ресурсы как на основной источник роста эффективности производства сопряжена с большими рисками.
Череда экономических кризисов заставила большинство компаний пересмотреть и оптимизировать затраты, понять, на каких этапах они появляются и что к ним приводит. При ограниченности собственных ресурсов развитие научно-технических и инновационных подходов становится чуть ли не единственной возможностью выживания бизнеса. Развитие, основанное на инновациях и непрерывной технологической модернизации, позволяет ОАО «РЖД» стабильно двигаться вперёд и занимать лидирующие позиции не только на отечественном, но и на зарубежном рынке. Однако, даже имея перед глазами успешный опыт, пытаться распространить его сразу на всю компанию невозможно.
В настоящее время ведётся активная системная работа в области повышения эффективности деятельности компании. Ключевую роль здесь играют работники, так как именно от них зависит возможность роста производительности труда и эффективности. В компании работают около 700 тыс. человек, в холдинге – 820 тыс. человек. Как показывает практика, в большинстве компаний нововведения часто сопровождаются негативной реакцией со стороны персонала. Поэтому стоит понимать: одномоментное изменение годами сложенной системы не представляется возможным, равно как и одномоментное изменение представления тысяч людей. Распространить новый, более эффективный способ организации работы, не навязывая персоналу «чуждую» ему философию, можно обучая, объясняя и поощряя. С этой целью отдел организации материальной мотивации работников Департамента ежегодно проводит апгрейд системы текущего и дополнительного премирования.
В 2010 году в компании была внедрена корпоративная система премирования. В этом году этот документ был пересмотрен и актуализирован в соответствии с современными условиями и технологическими требованиями рынка: актуализированы показатели текущего премирования; усилены доли показателей индивидуальной деятельности (III уровня премирования); доработан и организован порядок учёта и ведения сквозных показателей работы Восточного полигона; разработан и автоматизирован единый классификатор производственных упущений.
Кроме выстраивания эффективной системы текущего премирования, Департамент развивает систему дополнительного премирования. Особое внимание уделяется внедрению мотивационных инструментов на стыке хозяйств. На данный момент в компании внедрено 20 базовых видов дополнительного премирования, в том числе шесть межфункциональных. То, что мотивирует одного сотрудника, не всегда является достаточным стимулом для другого. Прежде чем массово вовлекать персонал в совершенствование системы, нужно чётко понимать, что и от кого мы хотим.
В рамках повышения мотивации сотрудников в области инновационного развития департаментом совместно с филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД» разработан и утверждён блок Положений о дополнительном премировании, направленных на научно-техническое развитие компании. Он включает в себя следующие направления: бережливое производство; рационализаторская деятельность; инновационные проекты.
Основной целью создания положений является обеспечение роста производительности труда. Мы хотим повысить заинтересованность работников в создании экономически эффективных проектов. Активная работа в перечисленных выше направлениях позволит повысить эффективность ведения хозяйственной деятельности, совершенствовать производственные и управленческие процессы. Говоря предметно, инструмент премирования работников ОАО «РЖД» за внедрение экономически эффективных инновационных проектов появился благодаря утверждению распоряжением ОАО «РЖД» от 11 мая 2021 года № 984/р Положения «Об организации дополнительного премирования работников ОАО «РЖД» за внедрение экономически эффективных инновационных проектов». Работа ведётся совместно с Центром инновационного развития – филиалом ОАО «РЖД», и это направление является новым для компании. По мнению начальника Центра инновационного развития Дмитрия Вербова, основной целью Положения является повышение результативности инновационной деятельности в ОАО «РЖД», в том числе для обеспечения роста производительности труда, сокращения операционных затрат, совершенствования производственных и управленческих процессов.
Премирование за инновационную деятельность – новый вектор развития материальной мотивации. При разработке Положения было уделено особое внимание адресности этой меры, чтобы стимулировать активность сотрудников, от которых зависят скорость и эффективность реализации проектов. Решением является создание проектных офисов. Проектный офис – временный орган для организации работ по проведению испытаний, внедрению инновационных решений в репрезентативном объёме, а также устранению барьеров при разработке инновационного проекта. Благодаря проектным офисам проработка и вывод проекта на испытание проводятся максимально оперативно. Они также повышают уровень вовлечённости работников в процесс инициирования и внедрения инновационных предложений в интересах холдинга. Положение распространяется на работников подразделений ОАО «РЖД», входящих в проектные офисы, непосредственно участвующих во внедрении инновационных проектов, принятых к реализации через инструменты комплексной системы поддержки инновационной деятельности (информационно-функциональный ресурс «Единое окно инноваций ОАО «РЖД», открытые запросы, Акселерационная программа ОАО «РЖД», партнёрские программы).
Действующим Положением предусмотрено два основных этапа премирования: при подтверждении целесообразности ввода в опытную эксплуатацию решения инновационного проекта по итогам испытаний и включении запланированного эффекта от инновационного проекта в программу мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов филиала ОАО «РЖД»; при достижении запланированных показателей эффективности от решения инновационного проекта, включённого в среднесрочный план реализации Комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД», программу мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов филиала ОАО «РЖД» и одобрения выделения финансирования для тиражирования проекта.
Также Положением предусмотрено дополнительное премирование работников за привлечение внешних средств (господдержки, венчурного инвестирования, институтов развития и т.д.) для разработки инновационного проекта и устранение барьеров для внедрения проектов за счёт разработки нормативной технической документации и реализации иных мер при реализации проектов.
В начале 2021 года руководством компании поддержаны предложения по созданию профильных подразделений инновационного развития на железных дорогах. В настоящее время согласовано создание региональных центров инновационного развития на 13 железных дорогах: Октябрьской, Калининградской, Горьковской, Северо-Кавказской, Приволжской, Куйбышевской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Юго-Восточной и Дальневосточной.
Таким образом, складывается благоприятная среда для научно-технического развития и инноваций. Введение новых инструментов поддержки инновационной деятельности холдинга «РЖД» способствует значительному повышению её эффективности, является стимулом наращивания инновационного потенциала и поддержания уровня технологического лидерства общемирового значения.