Утверждена концепция цифровизации блока организации, оплаты и мотивации труда РЖД
Департамент по организации, оплате и мотивации труда разработал концепцию цифровой трансформации, которая охватит все основные направления деятельности подразделения. В планах – переход на цифровую организацию труда. Документ утверждён руководством ОАО «РЖД».
Цифровые технологии будут внедряться в таких направлениях работы департамента, как оплата труда и материальная мотивация работников, мониторинг внутреннего и внешнего рынка труда, организация и нормирование, организационно-штатное управление, риск-ориентированный подход в области соблюдения трудового законодательства, организационный дизайн, повышение производительности труда – всего в концепции более 40 инициатив.
«Концепция цифровизации нашего блока стала детализацией положений Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года, – пояснил начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда Владимир Никитин, – документ содержит ряд цифровых инициатив, направленных на повышение эффективности работы вертикали департамента. Подготовлено целевое видение цифровизации, включающее не только технологические предложения и архитектуру, но и организационные подходы к использованию решений цифровизации».
При разработке нового документа был проанализирован уровень автоматизации в департаменте, учтены состояние и перспективы развития IT-систем РЖД, обобщён мировой опыт по цифровизации схожих направлений в крупных компаниях.
В департаменте уточнили, что по каждому функциональному направлению выявлены основные особенности, определены подходы, методологические и технические решения, которые позволят обеспечить успех цифровой трансформации блока, ответственного за организацию, оплату, мотивацию труда в РЖД.
«При участии Департамента информатизации, Департамента экономики, Департамента безопасности, Центральной дирекции инфраструктуры, Центральной дирекции тяги, Центральной станции связи и других смежных подразделений компании было разработано наше общее видение, определены цели, приоритеты и уточнены подходы к цифровой трансформации нашего блока», – рассказал первый заместитель начальника Департамента по организации, оплате и мотивации труда Андрей Тихомиров.
В Департаменте по организации, оплате и мотивации труда уточнили, что поставлены задачи внедрить цифровые подходы к расчёту и начислению заработной платы, для того чтобы повысить конкурентоспособность РЖД в борьбе за качественный персонал.
Эта цель будет достигнута за счёт оперативного учёта форм организации труда, объёмов выполненной работы, критериев начисления компенсационных и стимулирующих выплат, гибких форм оплаты и прозрачного и справедливого премирования. Также будут внедряться цифровые организационно-технические решения для оперативного мониторинга уровня заработных плат, показателей состояния рынка труда в субъектах и муниципальных образованиях в регионах присутствия компании. Мониторинг будет вестись и на внутреннем рынке труда в холдинге «РЖД». Цифровые технологии будут обеспечивать поддержку проектной работы по направлениям мотивации, организационного оформления и создания гибких рабочих пространств. Ожидается внедрение комплекса цифровых решений для нормирования и подтверждения факта выполнения работ сотрудников рабочих специальностей и инженерно-технических работников.
Новые организационно-технические решения переведут в цифровой формат процесс мониторинга комплекса рисков, дадут возможность автоматизировать предиктивную аналитику и расчёт показателей по труду. Широкий набор рутинных задач будет передан на аутсорсинг роботизированным процедурам.
Цифровые решения концепции построены на принципах научной организации труда и дадут возможность улучшить организацию и повысить производительность труда, автоматизировать бизнес-процесс по анализу затрат рабочего времени, оптимизировать процессы формирования и изменения штатных расписаний, повысить адаптивность организационной структуры под изменяющиеся условия производственного процесса.
Цифровизация работы блока сведёт к минимуму количество нарушений трудовых прав работников, повысит их мотивацию и лояльность к компании. Ожидается, что при условии успешной реализации концепции вырастет конкурентоспособность компании на региональных рынках труда.
Некоторые проекты, вошедшие в концепцию, уже успешно внедряются в тестовом режиме. Именно они стали приоритетными в концепции.
Например, проект «Интеллектуальный анализ видеозаписей выполнения работ на основе машинного обучения» позволит за счёт внедрения технологии «машинного зрения» автоматически определять нормы времени на выполняемые работы. Цифровая система распознаёт действия работников и определяет используемый в процессе работы инструмент, анализируя видеоматериалы с рабочего места.
Проект «Техническое нормирование работников рабочих специальностей, внедрение носимых устройств видеозаписи и использование датчиков» предполагает применение работниками носимых устройств видеофиксации, состояния здоровья, геолокации, IT-связи непосредственно на местах производственных операций, что позволит в онлайн-режиме передавать нормированные задания по сменному заданию, дистанционно проводить инструктаж по технологии и охране труда, контролировать технологический порядок выполнения операций, контролировать результат работы, предупреждать работников о технологических рисках и опасности (приближающемся поезде и не только), дополнять результаты хронометражных наблюдений и многое другое.
А проект «Автоматизация процесса текущего и дополнительного премирования, формирование аналитики материальной мотивации» позволит интегрировать Единую корпоративную автоматизированную систему управления трудовыми ресурсами с производственными системами филиалов для автоматизации расчёта премии. То есть будет создан механизм автоматического анализа данных по всей сети РЖД о выполнении объёмных и качественных показателей премирования, выполнения нормированных заданий и наряд-заказов.
По словам Андрея Тихомирова, концепция рассчитана на реализацию до 2025 года и в ближайшей перспективе будет внедряться в основных филиалах компании, а затем будет масштабирована на весь холдинг «РЖД».
Владимир Константинов