С 1 января 2021 года женщины в России получили право работать на железной дороге помощниками машиниста тягового и моторвагонного подвижного состава. На данный момент на 10 дорогах трудятся 58 женщин – помощников машиниста. Лидером по призыву женщин оказалась Свердовская железная дорога: там в этой должности работает 21 представительница слабого пола. Как прошла адаптация женщин, разбирался «Пульт управления».
С начала этого года расширен перечень профессий для женщин. В соответствии с приказом Минтруда от 18.07.2019 № 512Н («Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин») и Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям труда СП 2.2.3670-20 с 1 января 2021 года запрещено применять труд женщин только на тех рабочих местах, где есть превышение допустимого уровня вибрации и с подъёмом и перемещением тяжестей вручную. Список запрещённых производств, работ и должностей сократился с 456 до 100 позиций. Сейчас в нём остались наиболее опасные сферы труда: химическое производство, горные, подземные и строительные работы, добыча нефти и газа и другие.
«Снятие запрета на приём женщин на должность помощника машиниста – по-настоящему исторический момент, которого в ОАО «РЖД» давно ждали. Для подготовки к приёму сотрудниц на эти позиции в компании с 2019 года реализуется специальная дорожная карта. К моменту набора на обучение была проделана большая работа, и сейчас мы полностью готовы», – ранее отмечала сопредседатель Координационного совета по улучшению условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин в ОАО «РЖД», советник генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Ирина Костенец.
В марте этого года она подвела первые итоги работы женщин в мужских коллективах. «Атмосфера в депо позитивная, не зафиксировано ни одного случая дискриминации на рабочем месте, скорее наоборот – мужчины помогают женщинам осваиваться в профессии», – сказала Ирина Костенец.
Бытовые условия
На состоявшейся 24 июня Школе передового опыта на тему «Развитие системы работы в области охраны труда, пожарной, промышленной и экологической безопасности» главный инженер Дирекции тяги Олег Чикиркин рассказал, что в Московской и Свердловской дирекциях тяги трудоустроено 17 женщин – помощников машиниста электровоза. «Они работают на электровозах серии ЭП2К и ЭП20, кабины которых оборудованы виброзащитными креслами и всеми необходимыми санитарно-бытовыми устройствами: кондиционерами, биотуалетами, СВЧ-печами, холодильниками», – подчеркнул он.
Специально для женщин – помощников машиниста мы адаптировали наши дома отдыха локомотивных бригад, добавляет начальник отдела эксплуатации подвижного состава Дирекции скоростного сообщения Сергей Дмитренко. «Там есть всё, чтобы девушкам было комфортно, начиная от отдельного санузла и заканчивая феном и зеркалом», – говорит он.
Больше всего женщин, обучившихся новой профессии, оказалось на Свердловской железной дороге: здесь их 21. «Сейчас женщины – помощники машиниста работают на нескольких участках Свердловской железной дороги. Это Екатеринбург – Дружинино, Екатеринбург – Тюмень, Екатеринбург – Пермь. Все наши девушки обеспечены форменной и специальной одеждой. Санитарные комнаты в домах отдыха локомотивных бригад были переоборудованы для них. Мы смогли сформировать мнение, что женщина может работать наравне с мужчинами», – отметил начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников.
Кстати, о форменной одежде. Приказ № 154 «О форменной одежде и знаках различия в Дирекции тяги» был издан 11 сентября прошлого года, в нём утверждены комплекты форменной одежды для работников средней, младшей и рядовой категорий должностей. А в приложении к приказу закреплён состав женского гардероба. В нём говорится: «В комплект женской форменной одежды входят две полуприталенные блузки с длинными рукавами и две с короткими рукавами – белого и голубого цвета, классические тёмно-синие брюки из полушерстяной ткани, классическая тёмно-синяя прямая юбка и жакет тёмно-синего цвета с форменными пуговицами из полушерстяной ткани, тёмно-синий головной убор из фетра и светло-серый шарфик форменный с красными и серыми диагональными полосками. Так как локомотивные бригады исполняют обязанности в том числе и на открытом воздухе, работницам будут предоставлены пальто форменное утеплённое (со съёмным капюшоном), головной убор форменный зимний и шарф форменный шерстяной красный. Этими комплектами будут обеспечены женщины – помощники машиниста, когда приступят к своим обязанностям».
Опытные наставники
Для более успешной и качественной адаптации у каждой из девушек есть машинист-наставник, которого выбирали исходя из его опыта, стажа работы, морально-деловых качеств и рекомендации психологов по совместимости ментора и подопечного.
«Возраст машинистов-наставников варьируется от 36 до 59 лет. Стаж в должности машиниста от 7 до 35 лет», – говорит главный инженер Свердловской дирекции тяги Сергей Солонинин.
Заместитель начальника Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава Марина Гудова рассказывает, что для работы с женщинами – помощниками машиниста специально отбирали опытных машинистов-наставников. «У нас никто не делает различий между работниками локомотивных бригад: мужчина это или женщина. Соблюдение правил безопасности, регламентов и инструкций одинаково для всех, потому со стороны машинистов отношение к женщинам – помощникам машиниста столь же требовательное, как и к мужчинам», – уточняет она.
В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2015 № 3182р «Об адаптации работников в ОАО «РЖД» и в продолжение работы по организации труда женщин разработана программа адаптационных мероприятий для женщин.
Так, например, в подразделениях Свердловской дирекции тяги были проведены лекции-семинары на темы «Ответственность и безопасность работников локомотивных бригад в профессиональной деятельности», «Стрессоустойчивость работников локомотивных бригад». Девушки участвовали в личностном опроснике оценки поведения работника применительно к различным рабочим ситуациям. Во время практических занятий на тренажёре они демонстрировали знание инструкций и умение им следовать.
Новоиспечённых помощников машинистов и членов их семей пригласили поучаствовать в спортивных соревнованиях, которые проходят в депо, это тоже звено программы по адаптации.
«Девушки адаптировались в коллективе, они уже принимают активное участие в жизни депо. В ТЧЭ Пермь-Сортировочная три девушки избраны уполномоченными по охране труда, прошли обучение. Приняли активное участие в семинаре уполномоченных по охране труда, проведённом во Всемирный день охраны труда, который проводился 28 апреля. Во II квартале они выполнили все показатели и представлены к дополнительному премированию», – говорит Сергей Солонинин.
По его словам, в эксплуатационных локомотивных депо Свердловской дирекции тяги для оценки удовлетворённости девушек работой в ОАО «РЖД» ежемесячно проводятся собеседования, которые проводят заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам, начальник лаборатории ДПФЦ, ведущий специалист по охране труда. «Мы проводили опрос по проблемам, возникшим у женщин – помощников машиниста в процессе работы. Для всех это проблемы, обусловленные физической неподготовленностью к выполнению некоторых работ: по продувке тормозной и питательной магистрали, выполнение работ по соединению, разъединению рукавов тормозной магистрали между локомотивом и первым вагоном и открытию, перекрытию концевых кранов, очистке ходовой части локомотива от наледи и снега, выполнение ТО-1, сложности при подъёме и переноске тормозных башмаков и сложности при замене прожекторной лампы. Выводы уже сделаны, сейчас мы работаем над этими проблемами», – говорит Сергей Солонинин.
На Западно-Сибирской железной дороге работают шесть женщин – помощников машиниста. «Они все быстро и хорошо адаптировались в коллективе. Все работают хорошо, а одна из них сейчас проходит обучение на право управления электропоездом. Двум девушкам мы помогли со служебным жильём, ещё двум выплачивается компенсация за съём жилья, а одной девушке помогли устроить ребёнка в детский садик», – рассказала «Пульту управления» заместитель начальника Западно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава Анжелика Несмоленко.
Психологическая помощь и поддержка
Не забыли в компании и о психологической поддержке женщин – помощников машиниста.
«Эмоциональная устойчивость, или стрессоустойчивость, – это важное качество, которое тестируется при проведении профессионального психофизиологического отбора при приёме на работу. В рамках проведения восстановительных (коррекционных) мероприятий психологами применяются различные методы и технологии по коррекции функционального состояния работников, в том числе и эмоционального состояния. Уже сейчас психологи используют в своей работе один из эффективных методов – психологическое консультирование, учитывающее гендерные особенности работниц. Психологи помогают найти ответы на типичные вопросы, возникающие в процессе адаптации женщин к новым условиям, повысить стрессоустойчивость, обучиться навыкам эмоциональной регуляции, способам самоуспокоения, обрести психологический комфорт. Методы коррекции формируются для каждой женщины индивидуально, исходя из её запроса и личностных особенностей. В целях изучения психологических особенностей женского организма в профессиональной среде организовано сотрудничество между Центральной дирекцией здравоохранения ОАО «РЖД» и лабораторией физиологии труда и профилактической эргономики НИИ медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова. Планируется проведение пилотного проекта на полигоне железных дорог (2021–2022 годы). В дальнейшем научные исследования позволят сформировать единые методические рекомендации по адаптации женщин – помощников машиниста», – говорит начальник отдела медицинского обеспечения безопасности движения поездов и производственной медицины Центральной дирекции здравоохранения Екатерина Гутор.
Слово женщинам
Помощник машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Пассажирский Оксана Соколова считает, что все женщины – помощники машиниста столкнулись с трудностями, с которыми сталкивается любой новичок. «Это абсолютно нормально. Любой человек, когда приходит на новую работу, сталкивается с трудностями и привыкает к новым обязанностям. Адаптироваться на новой работе нам помог наш коллектив. Мы получили огромную поддержку и помощь от наших коллег. Нам всё подробно объясняли, поддерживали и делились советами. Также помогла работа с психологом. Лично я смогла справиться со страхами по поводу работы. Мне очень нравится работать помощником машиниста, и я ни разу не пожалела, что решила освоить эту профессию», – делится Оксана Соколова.
Обмен опытом
В апреле в режиме видеоконференции состоялась встреча 24 сотрудниц ОАО «РЖД» с семи дорог, трудоустроенных на должность помощника машиниста, с их коллегами – женщинами – машинистами железных дорог Финляндии. «Наша встреча приобрела большое значение как у нас, так и в Финляндии. Полученная информация вызвала живой интерес женщин двух стран. Конечно, мы не остановимся и продолжим практику проведения международных встреч. Подобные встречи важны, здесь нет никаких теорий и неработающих техник – только полезный обмен опытом. Уверена, что такие встречи станут фундаментом для формирования профессионального сообщества женщин-машинистов», – подчеркнула Ирина Костенец.
Ирина Иванова