Ульяна Стекольщикова
начальник отдела организации труда в вагонном хозяйстве Центра организации труда и проектирования
Цифровой след
В вагонном хозяйстве автоматизируют сбор данных о труде
Цифровизация бизнеса ‒ одно из приоритетных направлений в железнодорожной отрасли. При формировании бизнес-планов очень важно своевременно получать из программно-информационных источников качественные данные о необходимых затратах для производства конкретной продукции или услуги: расход сырья и материалов (при этом исключая излишки запасов производства), затраты на заработную плату работников, а соответственно, информацию о количественном и качественном составе рабочего персонала при его оптимальной загрузке. Актуальные знания о требуемых трудовых ресурсах на объём планируемой работы особенно нужны, так как персонал является наиболее затратной статьёй расходов. С этой целью происходит постоянное усовершенствование и оптимизация бизнес-процесса «Расчёт нормативной численности работников».
Развитие и расширение возможностей системы Единой корпоративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами ОАО «РЖД» (ЕКАСУТР) и её интеграция с другими производственными системами идёт не первый год. Для реализации Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года, утверждённой решением совета директоров компании в октябре 2019 года, ежегодно проходит заявочная кампания по автоматизации и модификации решений – при согласовании они включаются в Программу информатизации/цифровизации ОАО «РЖД».
В программе на 2022 год утверждены функциональные требования для разработки передающего модуля объёмных показателей для расчёта нормативной численности рабочих на пунктах технического обслуживания грузовых вагонов, расположенных на сортировочных и внеклассных участковых станциях. Их подготовили ЦОТЭН совместно с Управлением вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры.
В настоящее время на сети 47 таких пунктов технического обслуживания, или 12,7% от общего их количества. Расчётная численность их персонала – более 11,5 тыс. работников вагонного хозяйства, из них более 10,3 тыс. составляют осмотрщики-ремонтники вагонов (33% от общего количества в вагонном хозяйстве) и 1,2 тыс. операторов по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров (27% от общего количества).
Действующая организационная схема при проведении расчётов нормативной численности работников предполагает многочисленные рутинные ручные операции на этапе сбора исходной информации – это данные о выполненном техническом обслуживании поездов (прибывших в расформирование, транзитных и поездов своего формирования), технической передаче вагонов на подъездные пути промышленных предприятий и обратно, определении технической исправности вагона под конкретный груз, подготовке вагонов под погрузку в таблицах Excel. Также проводится сбор подписей, удостоверяющих сводные данные и последующее их предоставление для проверки и согласования расчётов нормативной численности.
При такой схеме возникает несколько рисков: неоперативное предоставление результатов и их возможная недостоверность из-за консолидации исходных данных вручную. В результате при согласовании в ЕКАСУТР расчётов нормативной численности для эксплуатационных вагонных депо на 2021 год некоторые вернули на линейный уровень для корректировки. Региональные дирекции вернули 17 завершённых расчётов численности, центры повышения эффективности труда персонала ‒ 26, а Центр организации труда и проектирования экономических нормативов – 11 расчётов.
Одной из предпосылок для разработки функциональных требований стало издание нормативного документа по труду, содержащего алгоритм расчёта нормативной численности для осмотрщиков-ремонтников вагонов и операторов по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров. Этот документ утверждён распоряжением ОАО «РЖД» от 1 июня 2020 года. Кроме того, в I квартале 2021 года рабочие группы Октябрьской и Южно-Уральской железных дорог провели исследование, чтобы определить возможный источник исходных данных для расчётов нормативной численности. При этом предполагалось, что при анализе этих источников должны быть максимально востребованы цифровые платформы и сервисы, существующие в ОАО «РЖД».
Для изменения текущей ситуации и исключения ручного труда ЦОТЭН совместно с Управлением вагонного хозяйства ЦДИ определили поставщика необходимых статистических данных ‒ Единую корпоративную автоматизированную систему управления вагонного хозяйства. На этой IT-платформе имеются автоматизированные решения для накопления и хранения данных об объёмах работы вагонного хозяйства. Они должны обеспечить полноту и корректность данных для расчёта нормативной численности рабочих на пунктах технического обслуживания грузовых вагонов, расположенных на сортировочных и внеклассных участковых станциях.
Расширение единого цифрового пространства для бизнес-процесса «Расчёт нормативной численности работников» значительно повысит операционную эффективность и прозрачность расчётов нормативной численности работников, качество и срок выполнения работ. Также будет обеспечен контроль текущей ситуации с помощью IT-аналитики и своевременное принятие управленческих решений, в том числе по прогнозированию и перераспределению численности работников и фонда оплаты труда.
Попасть в топ
Юлия Жарикова, заместитель начальника службы управления персоналом – начальник отдела подготовки кадров Центральной дирекции по ремонту пути ОАО «РЖД»,
Центральная дирекция по ремонту пути развивает сотрудников
Рубрики: Кадры
Ценный актив
Дмитрий Ботанин, генеральный директор «РЖД Бизнес Актив – Забайкальск» ,
Инженеры востребованы Дальним Востоком
Рубрики: Кадры
Женский взгляд
Ирина Костенец, советник генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД», сопредседатель Координационного совета по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин ,
В РЖД создают возможности для развития сотрудниц
Рубрики: Кадры