Беспристрастный взгляд
Нормированием труда путейцев займётся искусственный интеллект
Нормирование работ и контроль качества на объектах инфраструктуры российских железных дорог ведутся по большей части в офлайн-формате. Департамент по организации, оплате и мотивации труда разработал и тестирует на ряде полигонов железных дорог новую цифровую систему, которая позволит перевести контроль за работой путейцев в режим онлайн. Новая система нормирования использует машинное зрение и искусственный интеллект.
Объективность нормирования и контроля качества работ с помощью традиционных методов, таких как фотографии рабочего времени, фотографии производственного процесса, хронометраж трудовых операций, порой вызывает нарекания, поскольку вмешивается человеческий фактор.
Сбор данных также нуждается в автоматизации – пока результаты хронометража рабочего времени вручную вводятся в Единую корпоративную автоматизированную систему управления трудовыми ресурсами.
Департамент по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» работает над цифровой трансформацией процесса нормирования труда, чтобы автоматически проектировать и обосновывать пооперационные нормы времени. Влияние человеческого фактора при нормировании производственных работ будет сведено к минимуму.
В основе новой системы – видеосъёмка рабочего времени, которая даёт высокую точность измерения фактических затрат на исполнение производственных операций, передача данных в режиме онлайн в хранилище и их автоматизированный анализ. При расшифровке видеофайлов новая система использует искусственный интеллект, который проводит цифровой бенчмаркинг полученных данных, то есть автоматически определяет нормативы трудозатрат.
«Современное оборудование цифровой видеозаписи позволяет упростить методологию исследования трудовых процессов и сделать результаты более очевидными и прозрачными. Видеосъёмка рабочего времени обеспечивает высокую точность измерения фактических затрат рабочего времени, времени выполнения производственной операции, трудовых действий исполнителя, позволяет фиксировать и демонстрировать их содержание», – рассказал начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Владимир Никитин.
С помощью машинного зрения на основе искусственного интеллекта можно будет объективно определить нормы затрат рабочего времени на качественное исполнение той или иной операции. Итогом работы станут корректировка технолого-нормировочных карт и оптимизация технологического процесса. Цифровая видеосъёмка трудового процесса позволяет исключить участие инженера по организации труда и получить достоверные данные для исследований, на основании которых будут точно установлены временные нормативы. Наконец, видеоданные могут использоваться для оценки навыков работников, передачи опыта и обучения новым технологиям.
Новая система нормирования и контроля качества на основе машинного зрения уже успешно ведёт анализ видеоданных о выполняемых работах, распознаёт исполнителей и инструменты в кадре. Искусственный интеллект анализирует видеоизображение и чётко фиксирует начало и конец операции, то есть в цифровом формате, без контролёров, решается важнейший вопрос об определении временных затрат на проведение работ.
При этом по мере накопления данных программа «самообучается» и повышает свою объективность. Как уточнили в Департаменте по организации, оплате и мотивации труда, уже сейчас в 90% случаев машина фиксирует время на производственную операцию точнее, чем человек.
До конца текущего года с помощью машинного зрения будет проведена оценка всех работ путейского комплекса на полигоне российских железных дорог.
В стадии разработки находится аналитический блок программного обеспечения, который сможет на основе анализа больших массивов данных производить автоматический расчёт норм трудозатрат. В перспективе система сможет определять точность действий работников, исправность инструмента, оценивать соблюдение технологии и фактический объём работ.
В планах разработчиков новой системы также создание единой для всей компании цифровой библиотеки для хранения видеоданных. В дальнейшем технология нормирования на основе машинного зрения будет масштабирована на все блоки РЖД.
Владимир Константинов
Попасть в топ
Юлия Жарикова, заместитель начальника службы управления персоналом – начальник отдела подготовки кадров Центральной дирекции по ремонту пути ОАО «РЖД»,
Центральная дирекция по ремонту пути развивает сотрудников
Рубрики: Кадры
Ценный актив
Дмитрий Ботанин, генеральный директор «РЖД Бизнес Актив – Забайкальск» ,
Инженеры востребованы Дальним Востоком
Рубрики: Кадры
Женский взгляд
Ирина Костенец, советник генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД», сопредседатель Координационного совета по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин ,
В РЖД создают возможности для развития сотрудниц
Рубрики: Кадры