Запуск в конце 2027 года первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург даст толчок развитию не только территорий вокруг агломераций, но и экономики всей страны. Строительство и эксплуатация ВСМ создаст десятки тысяч новых рабочих мест и подстегнёт рост в других отраслях, таких как машиностроение, туризм, торговля. На какой стадии проект ВСМ сейчас и что предстоит сделать, чтобы не затормозить процесс, обсуждалось во время парламентских слушаний «О реализации Долгосрочной программы развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года», которые прошли в Совете Федерации 6 июля.
Связанные одной сетью
Одним из федеральных проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры является проект «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей». Его цель – создание основы для высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами.
Перспективными направлениями ВСМ в России определены маршруты Москва – Санкт-Петербург, Москва – Казань – Екатеринбург, Москва – Ростов-на-Дону – Адлер.
«По поручению президента России в прошлом году компания приступила к проектированию ВСМ Москва –Санкт-Петербург», – отметил во время слушаний заместитель генерального директора ОАО «РЖД» (вопросы развития Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов), генеральный директор АО «Скоростные магистрали» Олег Тони.
Изначально в РЖД рассматривали три маршрута первой ВСМ: Западный (протяжённостью 658,28 км), Новгородский, (679 км) и Валдайский (679,2 км).
«В итоге Научно-технический совет ОАО «РЖД» в декабре прошлого года принял решение остановиться на новгородском варианте. Принимая это решение, мы исходили из сравнения технико-экономических показателей, а также учитывали экологические и социально-экономические факторы», – добавил Олег Тони.
Выбранный маршрут ВСМ пройдёт вблизи Великого Новгорода, что позволит повысить привлекательность города как туристического центра, включить его в агломерационный пояс доступности Санкт-Петербурга.
Что важно, ВСМ обойдёт стороной и основные барьерные места: подземное хранилище газа «Невское», особо охраняемые природные территории – национальный парк «Завидово», национальный парк «Валдайский» и заказник «Лисинский».
Ждать недолго
В 2021 году в ОАО «РЖД» продолжают работу по проектированию магистрали, в том числе по интеграции ВСМ в транспортные системы городских агломераций, также готовятся предложения по разработке новых и модернизации существующих типов подвижного состава.
По словам Олега Тони, одновременно с этим прорабатываются вопросы ресурсной базы в регионах. «Выполнены предварительные расчёты в основных строительных материалах, технике, механизмах и трудовых ресурсах. Выявлены уже и основные риски. Мы видим, что в основном это возможный дефицит трудовых ресурсов, рост цен в связи с изменением стоимости материалов и возможный сдвиг по срокам по вопросу производства высокотехнологичных изделий, которые под этот проект сейчас разрабатываются и будут производиться в России впервые», – рассказал он на парламентских слушаниях в Совете Федерации.
Для реализации проекта потребуется внесение изменений в действующее законодательство. Нужно будет определить особый порядок пользования недрами для нужд ВСМ, сократить сроки изъятия и предоставления земельных участков для строительства объектов и наконец законодательно закрепить само понятие «высокоскоростное движение». Отдельной проработки требует вопрос с налоговыми ставками на имущество и НДС.
«Когда будет осенняя сессия, хотим обсудить вопрос освобождения ВСМ от НДС и налога на имущество, потому что иначе с такой налоговой нагрузкой проект не взлетит», – заметил во время слушаний с СФ первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов.
По оценке Минтранса, проект ВСМ является экономически эффективным. Стоимость магистрали предварительно оценивается в 1,7 трлн руб.
Ввести в эксплуатацию входы высокоскоростной магистрали в Москву и Санкт-Петербург в компании намерены в 2024 году, а полностью завершить строительство – в 2027 году.
«Благодаря строительству дополнительных путей ВСМ ускорится и движение пригородных поездов, что особенно важно сейчас для Санкт-Петербурга», – подчеркнул Олег Тони.
В строительстве ВСМ будет задействовано порядка 40 тыс. человек и 10 тыс. единиц техники. Объём заказа для строительной индустрии оценивается в 1,5 трлн руб.
«Будем привлекать местные кадры, как это происходит сейчас при строительстве и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов», – уточнил Олег Тони.
Железнодорожный транспорт является самым экологическим видом транспорта.
Запуск ВСМ, подсчитали в РЖД, повлечёт за собой снижение вредных выбросов в атмосферу до 156,9 млн кг/год CO2 за счёт переключения части пассажиропотока с личных автомобилей на ВСМ. Для примера,в среднем на 1 км автомагистрали требуется 9 га земли, что в 2,6 раз больше, чем для высокоскоростной магистрали.
Зоны влияния ВСМ
Магистраль пройдёт по территории шести субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей.
«Уникальность для России линии Москва – Санкт-Петербург состоит в том, что это максимально большая в стране полицентричная агломерация с устойчивым платежеспособным спросом на высокоскоростные услуги транспорта. Эксплуатация ВСМ добавит дополнительный рост не только ВРП (валового регионального продукта) связанных линией субъектов, но и ВВП России», – отмечают в Институте проблем естественных монополий.
Запуск ВСМ внесёт вклад в устранение узких мест транспортной системы России за счёт переключения части пассажиропотока в дальнем следовании с существующих линий на высокоскоростные, тем самым высвобождая их под грузовое движение, а также позволит снять ряд ограничений экономического роста за счёт увеличения бюджетных доходов, развития отечественного машиностроения, туризма и других смежных отраслей экономики.
В зоне влияния магистрали проживает около 30 млн человек. После начала движения (с учётом необходимости её обслуживания) в регионах будет создано более 250 тыс. рабочих мест.
«Значение высокоскоростного железнодорожного транспорта для РФ трудно переоценить. Строительство ВСМ должно послужить прорывным фактором развития новой для нашей страны перспективной отрасли. Это не только повысит мобильность населения двух крупнейших агломераций, но и существенно увеличит грузопоток за счёт многократного сокращения времени доставки грузов в будущем», – считает председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.
Время в пути между двумя городами составит 2 часа 15 минут при условии движения без остановок. Это в 1,7 раза меньше, чем сейчас движется «Сапсан», но сопоставимо по времени с перелётом между Москвой и Санкт-Петербургом.
«По нашим подсчётам, 59% пассажиров ВСМ переключатся на неё с существующего железнодорожного сообщения («Сапсаны», «Ласточки», ночные поезда), 17,7% – с воздушного сообщения, 14,4% – с автомобильного, – считает президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. – Ещё 8,9% пассажиров при отсутствии ВСМ-1 вообще не совершили бы свою поездку».
Ожидаемый пассажиропоток в первые годы эксплуатации превысит 20 млн человек.
Проекты создания ВСМ являются окупаемыми и дадут огромный мультипликативный эффект для экономики страны, сообщил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров в ходе сессии «Транспортный каркас экономики», которая проходила в рамках Петербургского международного экономического форума в июне этого года. «Проекты либо окупаемые, либо неокупаемые. Либо выгодные, либо невыгодные. Проекты ВСМ – выгодные, они дают огромный мультипликативный эффект, они экономят время людей, и это всё трансформируется в доходы регионов, бюджета, железных дорог. А самое главное – людей», – сказал он.
Эксперты отрасли оценивают мультипликативный эффект от ВСМ Москва – Санкт-Петербург в 8 трлн руб.
Сделано в России
ОАО «РЖД» в партнёрстве с российским машиностроительным комплексом, зарубежными компаниями и научными центрами уже приступило к разработке российского высокоскоростного поезда для скоростей движения до 400 км/ч. Для этого в 2019 году был создан Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта. Центр организован в соответствии с лучшими мировыми практиками и имеет в своём штате лучших российских инженеров с опытом работы в ведущих российских и зарубежных компаниях.
Кроме этого было подписано соглашение о намерениях об организации производства высокоскоростных поездов на предприятии «Уральские локомотивы», а в октябре прошлого года дан старт строительству производственного комплекса для высокоскоростных поездов.
Проектируемый поезд будет иметь эксплуатационную скорость 360 км/ч, а в процессе испытаний разгонится до 400 км/ч, чего не удавалось достичь ни одному из поездов на ширине колеи 1520 мм. Учитывая особенности прохождения линии и её связь с действующей инфраструктурой ОАО «РЖД», поезд проектируется двухсистемным: может двигаться по линии с постоянным током и по линии с переменным током.
Виталий Маслюк
СПРАВКА
ВСМ существуют более чем в 20 странах, включая Францию, Германию, Бельгию, Испанию, Италию, Финляндию, Японию и Китай. Их общая протяжённость превышает 55 тыс. км. Как показывает международный опыт, ВСМ выгодно строить там, где высока плотность населения.
Напомним, первое регулярное движение высокоскоростных поездов началось в 1964 году в Японии. С 1981 года регулярные перевозки по ВСМ были запущены во Франции.
Испания является первой европейской страной, которая построила не отдельный маршрут ВСМ, а целую сеть. Сегодня страна занимает второе место в мире по протяжённости ВСМ – 3330 км. При этом на стадии строительства находится ещё 1293 км высокоскоростных линий.
Первой ВСМ в Испании стала линия Мадрид – Севилья, она начала работу в 1994 году. Одной из особенностей испанских железных дорог является ширина колеи. На основной сети используется иберийская колея (1668 мм), а на ВСМ – европейская (1435 мм). Это позволяет использовать подвижной состав, совместимый с большей частью стран Европы, но усложняет связь между основной и высокоскоростной железнодорожной сетью страны. Для того чтобы решить эту проблему, в Испании пришлось разработать вагоны и локомотивы, способные менять ширину колеи на ходу, пункты смены колеи оборудованы на узловых станциях ВСМ.
Лидером развития ВСМ является Китай, который обладает наибольшей в мире сетью ВСМ, превышающей таковые в Японии и Европе, вместе взятые. В июле в КНР продемонстрировали поезд на магнитной подушке, скорость которого может достигать 600 км/ч. Поезд держится над рельсами с помощью магнитного поля. Магнитная подвеска создаёт меньше шума, а также позволяет транспорту быть более манёвренным по сравнению с традиционными поездами.
Однако скорость в 600 км/ч для поезда ВСМ уже не предел – мировой рекорд по скорости принадлежит японскому составу Series L0 (A07), который в 2015 году разогнался до 603 км/ч.