Этим летом ОАО «РЖД» для удовлетворения спроса россиян на поездки по стране назначило дополнительно более 550 пар поездов, в том числе 300 по самым популярным туристическим направлениям. Это даже больше, чем в 2019-м, допандемийном году. Какие перспективы у железнодорожного туризма и почему путешествовать по России лучше поездом, рассказывает «Пульт управления».
Закрепили на бумаге
Во время Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходил со 2 по 5 июня, ОАО «РЖД» и Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) заключили соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и руководитель ведомства Зарина Догузова. Стороны договорились совместно развивать и популяризировать железнодорожные туристические маршруты в России, а также способствовать созданию системы эффективного взаимодействия с участниками туристического рынка для повышения качества услуг.
По словам Олега Белозёрова, многие уникальные природные и исторические памятники России удобно посещать именно поездом.
«Мы активно разрабатываем специальные комфортные маршруты для путешественников, используя поезда как своеобразные отели на колёсах. Ночью поезд находится в пути, а днём туристы могут посетить новые достопримечательности: будь то города Золотого кольца, природные памятники Карелии, регионы Кавказа или Поволжья», – сказал глава компании.
По словам Зарины Догузовой, отдых сегодня – это необязательно двухнедельная поездка на тёплое море. «Границы сегодня стираются. Под путешествием, отдыхом, досугом могут пониматься совершенно разные вещи, например короткая атмосферная поездка в соседний город или регион», – отметила она.
Поезда из прошлого
Визитной карточкой железнодорожного туризма в России стали маршруты ретропоездов. Самый известный – ретропоезд на паровозной тяге «Рускеальский экспресс». Он отправился в первый рейс из карельского города Сортавала в горный парк «Рускеала» 1 июня 2019 года. С этого момента им воспользовались более 130 тыс. туристов.
Сегодня это единственный в России ежедневный маршрут на паровозной тяге. В составе ретропоезда курсируют купейные вагоны и вагон-ресторан, стилизованные под «Николаевский экспресс».
Напомним, что в феврале ОАО «РЖД» с этим проектом стало лауреатом Всероссийской туристической премии «Маршрут года» в номинации «Лучшие железнодорожные туры».
Ещё один ретропоезд – «Селигер» – по маршруту Бологое – Осташков – Бологое курсирует по выходным. «Его путь проходит по историко-заповедной зоне Октябрьской железной дороги. В настоящее время этим участкам нет равных в России по исторической сохранности и целостности архитектурных сооружений и объектов железнодорожной инфраструктуры. На них насчитывается около 200 таких объектов, многие из которых взяты под охрану государством как объекты культурного наследия», – пояснили в АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК).
Так, во время тридцатиминутной остановки для заправки паровоза водой пассажиры имеют возможность посетить музей под открытом небом – на станции Куженкино практически полностью сохранился пристанционный комплекс 1902–1906 годов постройки, который включает в себя вокзал, клуб, две казармы и два дома для железнодорожных служащих.
За два с половиной года с момента организации движения «Селигер» перевёз уже около 20 тыс. пассажиров. Средняя наполняемость каждого рейса составляет не менее 70%.
Курсирует на постоянной основе и туристический поезд «Сочи», который доставляет туристов в Туапсе и Гагру. Всего с момента начала курсирования «Сочи» в августе 2020 года он перевёз уже порядка 30 тыс. пассажиров.
Отличительная особенность поезда заключается в том, что интерьеры вагонов оформлены в стилистике 70–80-х годов прошлого века. При этом подвижной состав оборудован кондиционерами, биотуалетами, розетками, USB-портами для подзарядки гаджетов.
«Вообще, у путешествий по железной дороге в России своя история, свои традиции и своя эстетика, которую нужно по-новому открывать для наших туристов», – добавляет Зарина Догузова.
Отпуск на колёсах
По мнению исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, этим летом в моду вошли туристические железнодорожные круизы. На сегодняшний день в арсенале ОАО «РЖД» их порядка 20.
Такой туристический продукт был хорошо развит в советское время. Сейчас, как говорят в АТОР, наступает ренессанс путешествий поездом.
Расписание всех отелей на колёсах разрабатывается таким образом, чтобы весь день пассажиры могли посвятить экскурсиям, а ночь проводили в поезде.
Пользуются спросом круговые туристические маршруты Москва – Рускеала – Москва, Москва – Рускеала – Выборг – Москва.
Круизный туристический поезд «Жемчужина Кавказа» (Москва – Новороссийск – Кисловодск – Грозный – Махачкала – Дербент – Волгоград – Москва) позволяет за одну поездку побывать в популярных городах Северного Кавказа, Черноморского и Каспийского побережий. Как сообщили в ФПК, в связи с большой популярностью «Жемчужина Кавказа» будет курсировать минимум до 25 сентября текущего года.
11 июня с железнодорожного вокзала Самары отправился в первый железнодорожный круиз состав по маршруту Самара – Саранск – Большое Болдино – Йошкар-Ола – Чебоксары.
Запущен в середине июня и туристический поезд на паровой тяге «Золотое кольцо России». Его пассажиры за два дня имеют возможность побывать в четырёх древних русских городах Золотого кольца – Костроме или Ростове (на выбор), Ярославле, Владимире и Суздале.
«Одна из наших ключевых задач – сделать отдых и путешествия по стране наших граждан доступными, недорогими, удобными и интересными. В этом смысле новые проекты по развитию железнодорожных туристических маршрутов – одно из перспективных направлений, особенно в таком формате, как железнодорожные круизы», – подчёркивает Зарина Догузова.
По её словам, железная дорога открывает возможность доступно связывать регионы и предоставлять туристам комплексные пакеты услуг, которые включают и проживание, и экскурсионные программы.
«В отличие от речных и морских круизов железнодорожные не ограничены периодом навигации и позволяют путешествовать по стране круглый год», – добавляет она.
В АТОР подчёркивают, что пользуются популярностью и маршруты выходного дня. Например, туристический поезд Москва – Переславль-Залесский, который стал регулярным с февраля 2021 года, с начала лета делает остановку на станции Александров. Сделано это было для развития туризма города Александров, который входит в Золотое кольцо России и имеет много достопримечательностей.
Комбинированное путешествие
Для повышения доступности различных туристических объектов РЖД и Ростуризм будут развивать и мультимодальные перевозки, при которых совмещаются разные виды транспорта – поезда, автобусы, самолёты и речной транспорт.
Так, с конца мая и на весь летний сезон РЖД запустили ежедневные мультимодальные туристические маршруты из Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска на остров Валаам с использованием железнодорожного и водного транспорта. Пассажиры могут воспользоваться поездами дальнего следования и пригородными поездами, а также комфортабельными скоростными судами «Метеор».
Для удобства пассажиров расписание «Метеоров», курсирующих от Сортавалы до острова Валаам и в обратном направлении, состыковано с расписанием поездов, прибывающих (и отправляющихся) на станцию Сортавала и новый остановочный пункт Сортавала-Центр.
«В планах на будущее – запуск подобных маршрутов в Кижи и по Белому морю – они, как и мультимодальный маршрут до острова Валаам, станут значимыми этапами экономического и туристического развития Республики Карелия. Сортавалу и Приладожье мы видим как поле для инноваций и взаимодействия с «Российскими железными дорогами», – отметил глава Республики Карелия Артур Парфёнчиков.
Перевозки по единому билету осуществляются и в Абхазию. Сначала пассажиры поездом приезжают в Адлер, а далее автобусы доставляют отдыхающих в города Абхазии, такие как Пицунда, Гудаута, Новый Афон, Сухум.
«Совместно с РЖД будем организовывать и новые сетки мультимодальных перевозок, что особенно актуально для дальних территорий, например для популярного Байкала, над доступностью которого мы работаем», – уточнила Зарина Догузова.
Туристическое меню будет расширено
Несмотря на то что туристический сезон в самом разгаре, ОАО «РЖД» этим летом ещё запустит ряд новых направлений для путешествий.
Так, 23 июля в первый рейс отправится поезд «Байкальская сказка». Его маршрут будет пролегать через Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Славгород, Красноярск и Иркутск. Пассажиры совершат путешествие по Кругобайкальской железной дороге и по Байкалу на катерах. Возвращение в Москву предусмотрено чартерным рейсом из аэропорта Иркутска.
Кстати, планируется что в составе поезда впервые отправятся новые двухэтажные двухвагонные сцепы с пневматическим подвешиванием.
15 июля откроется и мультимодальный маршрут Советская Гавань – Хабаровск – Уссурийск – Андреевка с использованием поезда и автомобильного транспорта. Предполагается сделать три остановки вблизи приморских пляжей.
Также готовятся к реализации маршруты Москва – Петрозаводск – Кемь с дальнейшим трансфером пассажиров на водном транспорте на Соловецкие острова, Элиста – Кисловодск – Пятигорск. Будет запущен и ретропоезд «Уральский экспресс» из Екатеринбурга по Свердловской области.
«Сейчас самое время, когда мы должны приложить все усилия и показать россиянам, что в нашей красивой стране есть огромное количество мест, куда можно поехать. Гостеприимство в отеле или на железнодорожном транспорте должно стать модным трендом. Основная задача для формирования туристического продукта – сделать впечатления яркими и незабываемыми. Мы открыты для любых, даже самых неожиданных идей и готовы каждую из них прорабатывать с региональными властями», – подчёркивает первый заместитель начальника Департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Елена Ракова.
Виталий Маслюк
СПРАВКА
С 16 июня в России стартовал новый, четвёртый этап продаж туров по программе «Туристический кешбэк». Напомним, программа частичного возврата денег при покупке российских туров стартовала в 2020 году. Туристы могут вернуть до 20% от стоимости туров, если оплачивают их картой «МИР». В рамках третьего этапа, который проходил с марта по июнь, программой воспользовалось почти 1,5 млн человек, которые потратили на путешествия 27 млрд руб. Впервые в акции участвуют 9 из 12 круизных поездов компании «РЖД Тур». Нынешний этап предполагает, что купить необходимо путёвку с датами поездки начиная с 1 октября и по 24 декабря в любой регион страны. Пока доступен для покупки один тур – «Гостеприимный Кавказ» (Москва – Новороссийск – Ессентуки – Пятигорск – Кисловодск – Грозный – Сулакский каньон – Махачкала – Дербент – Волгоград – Москва). Как рассказали в пресс-службе «РЖД Тур», в рамках железнодорожного круиза «Гостеприимный Кавказ» туристов ждёт уникальная туристическая программа, самостоятельно подготовить и реализовать которую туристам за семь дней крайне сложно.