Вирус диктует правила

Вирус диктует правила

С удалёнки вернутся не все
В России в июне зафиксирован рекордный рост случаев заражения коронавирусной инфекцией. Специалисты связывают всплеск заболеваемости с новыми штаммами – в первую очередь с агрессивным индийским штаммом «Дельта». «Максимальный прирост заболеваемости наблюдается в двух возрастных группах: 18–29 и 30–49 лет. Это активное трудоспособное население, имеющее большое количество коммуникаций», – отметила руководитель Роспотребнадзора Анна Попова 17 июня на заседании Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением коронавирусной инфекции на территории России. Для формирования коллективного иммунитета должно вакцинироваться как минимум 60% взрослого населения страны. Российские регионы (Москва, Московская, Ленинградская, Тульская, Тверская, Нижегородская, Кемеровская, Сахалинская области, Краснодарский край и Ненецкий автономный округ) ввели обязательную вакцинацию от COVID-19 для тех, кто работает в общественных местах, социальной сфере и на транспорте.

С 13 июня, согласно указу мэра Москвы, работодателям рекомендовано перевести 30% сотрудников, не прошедших вакцинацию от COVID-19, на удалённый режим работы. Совет ректоров вузов Москвы и Московской области решил допускать на очные занятия только вакцинированных учащихся и тех студентов, у которых есть справки о наличии антител. «Пульт управления» побеседовал с работодателями и узнал их мнение об удалённой работе.


Алексей Затопляев,
заместитель начальника Дирекции тяги по кадровым и социальным вопросам:

– На мой взгляд, при принятии решения по данному вопросу в первую очередь необходимо ориентироваться на интересы бизнеса. Если от работы в дистанционном формате компания получает прибыль, преимущество в чём-либо, то такое решение обоснованно.
С другой стороны, важно понимать, какой именно персонал может работать удалённо более эффективно для компании. Есть категории работников, которые должны быть «на острие» происходящей деятельности. По большей части это основные производственные группы: подразделения эксплуатации, ремонта, технического блока – все те, кто в ежедневном режиме решает оперативные задачи. Подразделения, сопровождающие основную производственную деятельность: экономика, управление персоналом, юридические и другие, – частично могут быть переведены на удалённый режим работы.
При принятии решения по выводу сотрудника на удалённое рабочее место необходимо учитывать его деловые качества и возможность работы дистанционно. Так, ряд сотрудников, которые были выведены в период пандемии на дистанционную работу дома, хуже справлялись со своими обязанностями по причине отвлекающих факторов дома (дети, домашние дела и т.д.). Для них это стало настоящим испытанием, поэтому они с удовольствием вернулись на работу в офис. Кому-то же, наоборот, дома работать комфортнее. При переводе на дистанционную работу нужно иметь механизмы коммуникации внутри коллектива. Так, некоторые работники в период дистанционной работы отмечали, что стали отдаляться от своих коллег в эмоциональном плане, связи команды становились слабее. Считаю, что решение об использовании дистанционной работы должно приниматься в каждом конкретном случае индивидуально.


Екатерина Дворникова,
бизнес-коуч, эксперт-практик по бизнес-уникальности, эффективным стратегиям, маркетингу и брендингу:

– Нужно возвращать в офис ключевых сотрудников, которые влияют на развитие компании, принимают оперативные решения, отвечают за работу с ключевыми клиентами. Это важно, если нужно быть всегда на связи с клиентом или приехать быстро на встречу. Как правило, не всегда получается оперативно всё согласовывать с руководством, если сотрудник работает дома. А нахождение таких сотрудников в офисе позволяет оперативно решать возникшие вопросы и проблемы. Соответственно, нужно возвращать в офис и руководящий состав, чтобы можно было быстро решать рабочие моменты не по Zoom, а на планёрках именно с ключевыми сотрудниками компании.
Всех линейных сотрудников, выполняющих текущую работу, можно не возвращать в офис, а ставить им задачи. Например, каждое утро писать сотруднику список задач, который он должен выполнить в течение дня, а вечером подвести итог – что выполнено, что нет и почему. Таким образом, линейного сотрудника можно контролировать и достигать нужных результатов.


Валерий Сидоренко,
генеральный директор Digital-агентства «Интериум»:

– Я за гибридный формат, то есть чтобы сотрудники могли частично работать удалённо, а в какие-то дни приезжать в офис. В сфере коммуникаций, PR и Digital совершенно нет необходимости в постоянном нахождении в офисе. Пандемия показала, что многие процессы можно выстроить эффективно и дистанционно. А иногда на удалёнке можно добиться даже лучшего результата, ведь люди выполняют свои задачи в удобное для них время и не тратят часы на проезд до офиса и обратно.
Тем не менее полностью отказываться от офиса тоже не стоит, так как бывают задачи, которые лучше решать сообща и очно. Да и людям нужно живое взаимодействие. Хотя удалённый график позволяет высвободить много времени, но всё равно тепло человеческого общения, как бы это банально ни звучало, ничто не заменит. Плюс встречи иногда полезны для решения нестандартных задач или обсуждения новых сложных и многосоставных проектов, когда в режиме реального времени можно устроить мозговой штурм и проговорить лично вопросы, которые по телефону или Zoom обсуждать просто невозможно.
Идеальный офис нового формата – это, собственно, любое удобное по местоположению и комфортное помещение: и кабинеты, и пространства в виде open space с переговорными, и даже коворкинг. К тому же для собственников бизнеса иметь небольшой офис для периодических встреч гораздо выгоднее с экономической точки зрения.
Важен также вопрос безопасности, так как в большинстве случаев не все процессы можно отстроить удалённо на 100%. Обычно более высокий уровень информационной безопасности могут обеспечить себе IT-компании, у которых есть целые службы, которые занимаются этими направлениями. В таких случаях полноценное возвращение в офис тоже не нужно – все сотрудники и системы отлично функционируют удалённо на постоянной основе.
К профессиям, представителям которых можно также нечасто бывать в офисе, я бы точно отнёс творческие – это, например, копирайтеры, видеомонтажёры, блогеры, SMM-специалисты, дизайнеры. Представители IT-отрасли могут спокойно работать удалённо (программисты, разработчики, аналитики и пр.). Уже привыкли к дистанционному формату преподаватели языков и различные коучи, а также те, кто выполняет свои обязанности по телефону (администраторы, менеджеры по продажам, по обслуживанию клиентов и т.д.).
Пандемия, конечно, внесла в нашу жизнь много сложностей и новых вызовов, но при этом она дала старт взрывному развитию технологий. Поэтому теперь, учитывая масштабы цифровизации всех возможных сервисов, внедрение роботизации для многих процессов, можно с уверенностью сказать, что возврата в прошлый уклад жизни уже не будет. Дистанционные форматы навсегда пришли в наш быт и работу. И в контексте ближайшего будущего можно ожидать, что львиная доля рутинных задач будет выполняться программными роботами, а офис станет скорее местом дружеских встреч, а не пространством для работы на износ.


Светлана Белодед,
руководитель отдела по работе с персоналом QBF:

– У удалённой работы есть свои преимущества – она позволяет экономить время на дорогу и за счёт этого успевать гораздо больше. Если специалисты чётко представляют свои должностные обязанности и личный KPI, как правило, при переходе на дистанционную занятость они не теряют эффективности. Правда, режим удалённой работы несёт свои риски. Например, сотрудникам, выполняющим свои функции дома, важно следить за балансом между выполнением трудовых обязанностей и личной жизнью. Я бы не советовала возвращаться к рабочим вопросам по вечерам и в выходные дни, фактически переходя к графику 24/7, хотя дома такой соблазн может возникнуть.
Как руководитель я позволяю своим сотрудникам работать и удалённо, и в офисе. В то же время отпустить коллег по домам совсем я не могу – у нас не полностью автоматизированы процессы, поэтому всё равно остаются вопросы, которые нужно решать в офисе.
Мои коллеги приняли разные решения относительно возвращения персонала к контактной работе. Множество менеджеров сохранили удалённый формат, ограничившись короткими встречами с коллегами один-два раза в неделю. В то же время я знаю руководителей, которым сложно проконтролировать специалистов, находящихся дома. Даже профессиональные менеджеры, умеющие управлять коллективом в любой ситуации, не ко всем специалистам могут найти подход на расстоянии. Есть сотрудники, которые нуждаются в дополнительном контроле, систематических личных консультациях – вне офиса такие люди теряют эффективность. К тому же многие мои коллеги заинтересованы в живом общении – им важно видеть других членов коллектива и понимать, что все работают, всё идёт своим чередом. Когда люди в течение длительного времени трудятся только дистанционно, для них несколько размываются корпоративные ценности, они перестают чувствовать себя частью единой команды, которая движется к значимой для каждого члена коллектива цели.


Гузель Мерцалова,
менеджер проектов компании ICL Services:

– Сравнивать офисную и дистанционную работу – это как сравнивать машины на «автомате» и машины на «механике». И у того, и у другого варианта есть свои плюсы и минусы, свои поклонники и хейтеры. Сотрудники разные: кто-то на 100% эффективен дома, другой только в офисе настраивается на рабочий лад. Мы не планируем возвращать в офис всех сотрудников ICL Services поголовно. Наша основная ценность – доверие: для нас важен результат, а не присутствие в офисе. Офис новой реальности – это не просто место, куда сотрудники приходят работать с 9 до 18, это в первую очередь место встреч, идей и обсуждений. Поэтому мы продумываем формат офиса, направленный на коллаборацию, атмосфера которого будет располагать к эффективному сотрудничеству. Предполагаем, что это станет наиболее естественным путём возвращения сотрудников в офис.
Для каких-то компаний полный переход на удалённую работу вполне возможен. Но компании должны адаптироваться к такому формату. Мы в ICL Services выбрали оптимальным для себя гибридный формат работы – часть сотрудников в офисе, часть дома. Мы будем стремиться к равному соотношению удалёнщиков и офисных работников. На текущий момент в ICL Services действует концепция открытого офиса, и сотрудники, желающие поработать из офиса, могут делать это свободно, но с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.

Подготовила
Дарья Чикиркина
С первого взгляда

Быстрая адаптация позволяет установить длительные трудовые отношения

Рубрики: Персонал
Новые смыслы
Юлия Кушниренко, заместитель директора АНО ДПО «Корпоративный университет РЖД» – начальник Центра молодёжных проектов ,

Холдинг совершенствует молодёжную политику

Рубрики: Персонал
Ход мысли
Константин Буянин, заместитель директора Корпоративного университета РЖД ,

Стратегические сессии необходимы бизнесу

Рубрики: Персонал
Нацеленность на результат
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

Как в РЖД борются с деформацией трудового поведения

Рубрики: Персонал
Справедливая оценка
Ольга Медведева, начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе ЦОТЭН,

Нормы труда необходимо пересматривать

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru