Транспортные университеты России и Китая совместно развивают формат дистанционного обучения
Российские и китайские транспортные вузы в условиях дистанционного обучения, необходимость которого была продиктована пандемией COVID-19, смогли не только сохранить качество подготовки студентов, но и реализовать несколько совместных образовательных проектов.
Сила партнёрства
Как сообщил ректор Пекинского объединённого университета Ли Сюэвэй во время недавней видеоконференции Ассоциации ректоров транспортных вузов России и Китая, в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции отраслевые университеты двух стран работают рука об руку, поддерживая друг друга. «Стратегическое партнёрство России и Китая в этот сложный период не только не остановилось, но даже расширилось – появились новые сферы сотрудничества. Наши вузы совместно работают над развитием образовательных технологий. Мы смогли добиться определённых результатов в научно-технической сфере, что помогло нашим странам поддержать научный потенциал», – отметил он.
Пекинский объединённый университет и Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС) реализуют совместную программу бакалавриата по специальности «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». С 2017 года обучение по ней прошли 308 студентов. В прошлом году программа успешно была переведена в онлайн-режим. «В настоящее время обучение ведётся в дистанционном формате – преподаватели УрГУПСа проводят лекции с использованием различных цифровых платформ и средств», – подчеркнул помощник ректора Пекинского объединённого университета Ян Пэн.
Российский университет транспорта (МИИТ) и Пекинский объединённый университет создали Объединённый транспортный институт. Обучение там ведётся по специальностям, связанным с логистикой, транспортной мехатроникой, электроснабжением, машиностроением. Китайские слушатели изучают профессиональные дисциплины и русский язык. «Программы обучения этого института в прошлом году также были переведены в виртуальную реальность. Конечно, мы столкнулись с рядом сложностей, связанных, в частности, с нестабильностью международного интернет-соединения, необходимостью увеличения инвестиций в соответствующую инфраструктуру, ослаблением практической подготовки студентов. Но совместными усилиями эти проблемы были решены, – отметил Ян Пэн. – Пандемия COVID-19 ускорила развитие четвёртой промышленной революции, основанной на искусственном интеллекте. Благодаря этому открылись большие возможности для развития высшего образования во всём мире. Появление новых образовательных инструментов, а также возможность самостоятельно учиться и планировать своё обучение – это несомненные преимущества современного мира».
Комбинированные форматы обучения
В настоящее время к подготовке специалистов для всех отраслей, и в частности для транспорта, предъявляются новые требования. Современные специалисты должны обладать цифровыми знаниями, а для этого уже на момент обучения в вузе студенты должны быть погружены в соответствующую среду, отметил сопредседатель Ассоциации ректоров транспортных вузов России и Китая, президент РУТ (МИИТ) Борис Лёвин. «Онлайн-форматы обучения, цифровые образовательные платформы – это новая реальность. Актуальной для вузов стала задача обеспечения непрерывности образовательной деятельности, проведения в виртуальной среде экзаменов, защиты дипломов и диссертаций, организации приёмной кампании», – пояснил он.
По мнению участников дискуссии, учебный процесс в условиях пандемии показал, что наиболее эффективной моделью образовательной деятельности становится комбинированное обучение с совмещением очных и онлайн-форматов. «Для транспорта это имеет особое значение, так как в дистанционном режиме невозможно обеспечить требуемое качество подготовки специалистов в областях проектирования, строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, – подчеркнул Борис Лёвин. – В онлайн-формате можно преподавать фундаментальные дисциплины, но освоение знаний по специальности требует непрерывных практических занятий, в том числе на базе транспортных предприятий с использованием сложных тренажёров, испытательных полигонов, самой передовой техники и технологий».
Среди общих задач в области развития транспортного образования двух стран – развитие цифровых образовательных технологий. Так, в прошлом году вузы России и Китая столкнулись с рядом проблем, связанных с недостаточным уровнем цифровой грамотности у преподавателей, отсутствием у них опыта проведения занятий в онлайн-формате и вовлечения студентов в интерактивную деятельность. Кроме того, в учебных заведениях не было достаточного количества качественного электронного образовательного контента, некоторые программы устарели – их содержание уже не соответствовало новым научным разработкам. «Особо отмечу психологический фактор – многие педагоги скептически отнеслись к дистанционному обучению, будучи убеждены, что оно неизбежно приведёт к снижению качества профессиональной подготовки», – рассказал Борис Лёвин.
Для решения проблем руководители транспортных вузов приняли ряд мер. Так, для преподавателей были организованы курсы по ведению онлайн-обучения. «Это дало свои результаты. Хотя одной такой меры недостаточно. Нужен системный подход, основанный на внедрении электронных образовательных платформ и модульных программ повышения цифровой грамотности педагогов, а также эффективных механизмов тестирования и сертификации качества курсов, в том числе с участием студентов. Важны подготовка и грантовая поддержка нового поколения преподавателей, адаптированных к электронному обучению. Стоит также включить в действующие контракты преподавателей показатели, стимулирующие к использованию онлайн-обучения, – уверен Борис Лёвин. – Наконец преподаватели, опираясь на собственный опыт и опыт коллег, должны отказаться от некоторых стереотипов мышления и осознать, что электронное обучение – не временное явление, которое вызвано пандемией. Цифровизация образования – это устойчивый и приоритетный глобальный тренд».
Модернизация образовательного процесса потребует участия попечительских и наблюдательных советов. При этом каждый вуз должен будет самостоятельно регулировать политику в области образования с учётом отраслевой принадлежности, потребностей в кадрах реального сектора экономики, собственного опыта и стратегической программы своего развития.
«Транспортные вузы России всегда оперативно реагировали на внешние вызовы. При этом они не замыкаются в себе, а изучают и применяют лучшие мировые и российские практики электронного обучения. В этом плане мы возлагаем большие надежды на опыт китайских партнёров, которые по праву считаются одними из лидеров в области формирования и функционирования цифровых образовательных платформ», – резюмировал Борис Лёвин.
Президент Международной корпорации «Евразия» (КНР) Фэн Яоу предложил сформировать общий банк данных преподавателей российских и китайских вузов для совместного обучения студентов в электронном формате, рассмотреть вопросы подготовки совместных электронных учебников и учебных пособий, а также создать совместные учебные планы для реализации партнёрских образовательных программ.
Студентам нужно общение
В конце прошлого учебного года по инициативе Минобрнауки был подготовлен аналитический доклад «Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после неё». Его результаты показали, что полностью удовлетворены дистанционной учёбой только 14% респондентов. «В результате перевода студентов на домашнее обучение сократилось их очное взаимодействие с преподавателями, что негативно сказалось на их подготовке. Кроме того, появились проблемы психологического характера – выяснилось, что у многих учащихся отсутствуют навыки самоорганизации. Наши студенты отмечают и существенное увеличение учебной нагрузки, вызванное, помимо прочего, расширением доли самостоятельной подготовки», – рассказал Борис Лёвин.
Должны быть созданы условия для самоорганизации учебных групп, изменения структуры и объёма учебной нагрузки в условиях непрерывного «дистанта» и смешанных форм обучения, создания на сайтах вузов специализированных разделов по поддержке студентов, а также появления на базе университетов центров оказания психологической помощи студентам (в том числе в онлайн-формате).
«Переход на электронный формат обучения показал, что традиционные приёмы удержания внимания аудитории, организации работы студентов (в том числе групповой) и текущего контроля требуют коренного пересмотра. Поэтому ключевой задачей работы преподавателя в условиях дистанционного обучения является повышение мотивации обучающихся, – уверен Борис Лёвин. – Использование цифровой образовательной среды в вузе должно стать повседневной практикой. Преподавательская деятельность уже не мыслится без применения автоматизированных систем управления обучением».
Особое внимание в настоящее время следует уделить и работе с иностранными студентами, считает первый проректор Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) Тамила Титова. Так, по её мнению, для поддержания качества и имиджа российского транспортного образования крайне важно поддерживать оперативную связь с иностранцами, обучающимися в дистанционном режиме. Необходимо индивидуальное сопровождение студентов, особенно первокурсников.
В 2020 году по программам высшего образования в ПГУПСе обучалось 266 граждан КНР, в том числе в рамках сетевой формы взаимодействия с вузами Китая. В условиях пандемии все они были переведены на дистанционное обучение. В настоящее время 68 китайских студентов проходят обучение по программам высшего образования в смешанном режиме, а 198 граждан КНР продолжают обучаться в удалённом формате. «Обучение организовано в электронной образовательной среде СДО ПГУПС, практические занятия проводятся с использованием платформ для видеоконференций. В университете созданы каналы и чаты, в которых успешно проводятся консультации преподавателей и кураторов для студентов из Китая, – рассказала Тамила Титова. – В условиях действующих ограничений необходимо знать, где находится каждый иностранный студент. В университете для этого были разработаны специальные электронные сервисы для оперативной связи обучающихся с сотрудниками вуза по организационным вопросам».
В РУТ (МИИТ) создана технологическая платформа по внедрению электронной информационно-образовательной среды, охватывающей около 4 тыс. преподавателей и сотрудников и более 46 тыс. обучающихся, в том числе иностранцев. «Основными характеристиками этой среды являются коммуникация и взаимодействие; сопровождение и контроль; ведение документации и отчётность», – отметил начальник учебно-методического управления университета Андрей Пушкин.
Юлия Антич
СПРАВКА
Ассоциация ректоров транспортных вузов России и Китая (ARTU) создана в 2014 году. Она объединяет более 90 высших учебных заведений двух стран. Целью ARTU является объединение усилий по интеграции вузов в мировое образовательное и научное сообщество, формирование и поддержание репутации, повышение рейтингов вузов двух стран на международном рынке образования, содействие экспорту образовательных услуг, развитие транспортной отрасли. Ассоциация продемонстрировала свою эффективность как международная площадка обмена опытом и поиска новых форм взаимодействия между транспортными вузами РФ и КНР.