Инструменты WorldSkills позволяют совершенствовать подготовку будущих железнодорожников
В настоящее время многие университеты используют лучшие мировые образовательные практики и стандарты WorldSkills, благодаря которым обучающиеся получают не только базовые фундаментальные и профессиональные знания, но и навыки, позволяющие им оставаться конкурентоспособными на рынке труда. О взаимодействии отраслевого образования с АНО «Агентство развития профессионального мастерства («Ворлдскиллс Россия»)» и развитии железнодорожных компетенций «Пульту управления» рассказала начальник отдела развития движения WorldSkills управления среднего профессионального образования РУТ (МИИТ) Тамара Сухарева.
– В России, по недавним расчётам консалтинговой компании The Boston Consulting Group, квалификационный разрыв (несоответствие выполняемой работы уровню квалификации) затрагивает почти 50% трудоспособного населения. Одной из групп риска являются выпускники вузов. Может ли движение WorldSkillsкак инструмент практико-ориентированной подготовки решить эту проблему?
– Частичное несоответствие подготовки выпускников требованиям работодателей отмечают многие эксперты. Во многом это объективная ситуация, ведь требования к одному и тому же сотруднику в компаниях различного уровня нередко серьёзно различаются. Согласно недавнему исследованию ВЦИОМа, 91% российских работодателей видят недостаток практических навыков у выпускников вузов. Одних теоретических знаний при поступлении на работу недостаточно, молодым специалистам приходится доучиваться на рабочем месте. Во многом здесь может помочь система наставничества, но в любом случае недостаток практической подготовки ложится на плечи компаний.
Движение WorldSkills подразумевает практико-ориентированный подход в подготовке кадров, когда все знания демонстрируются и проверяются только через практические задания, основанные на сложных производственных ситуациях. В ходе панельной дискуссии «План развития 2021–2030: вузы как центры практико-ориентированной подготовки», прошедшей в рамках финала IV Национального межвузовского чемпионата по стандартам «Ворлдскиллс Россия», ректор Российского университета транспорта (МИИТ) Александр Климов отметил, что университетам необходимо усиливать блок практических навыков выпускников. Для этого важно внедрять механизмы стимулирования вузов на государственном уровне, а также работать с педагогами, формирующими образовательные результаты, – создавать для них тренинги и программы повышения квалификации.
Инструменты WorldSkills (чемпионаты, демонстрационные экзамены, методические наработки) позволяют быстро и эффективно внедрить необходимые практические элементы в образовательные программы.
– Изначально движение WorldSkills было ориентировано на студентов колледжей и техникумов. Но в настоящее время АНО «Агентство развития профессионального мастерства («Ворлдскиллс Россия»)» активно взаимодействует с системой высшего образования. В чём, на ваш взгляд, плюсы такого сотрудничества?
– Вузам предлагаются в готовом виде лучшие мировые практики подготовки, уже апробированные системой среднего профобразования и показавшие высокие результаты. Создаются отдельные компетенции WorldSkills, ориентированные именно на этот уровень образования, а в рамках действующих компетенций разрабатываются задания повышенной сложности, включающие в себя аналитический, инженерный, проектный блоки. Вузы являются активными участниками этого процесса, и им предоставлено достаточно много прав, а АНО «Агентство развития профессионального мастерства («Ворлдскиллс Россия»)» поддерживает многие университетские инициативы, оказывает методическую и организационную поддержку, содействует им в развитии новых компетенций (даже узкопрофильных).
Эта работа прозрачна и комфортна, приносит положительные результаты в виде уникального опыта для студентов и педагогов, пересмотра образовательных программ и методик их реализации, чётких целей и измеримых показателей их достижения.
– Какие инструменты использует РУТ (МИИТ) для организации практической подготовки студентов в рамках развития в университете движения WorldSkills?
– Движение WorldSkills включено в ежедневную работу практически во всех структурных подразделениях университета: институтах, академиях, колледжах, гимназии. Знакомство с движением WorldSkills происходит, как правило, на вузовском чемпионате или при подготовке и проведении внутреннего демонстрационного экзамена с использованием методик WorldSkills. В последнем случае мы используем комплекты оценочной документации, размещённые в единой открытой базе, но критерии оценок составляем сами, соблюдая принципы WorldSkills. У такого экзамена есть неоспоримое преимущество: при относительно простой схеме подготовки мы получаем наши внутренние, детализированные результаты, на основе которых можем сделать выводы об уровне практической подготовки студентов.
Следующим этапом является анализ и актуализация образовательных программ. В некоторых случаях требуется только расставление акцентов на наиболее значимых темах, а в некоторых – серьёзная переработка учебного плана, рабочих программ и содержания учебного материала. При подготовке практических и лабораторных работ за основу мы берём опубликованные в открытом доступе задания чемпионатов и демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills.
При внедрении в образовательный процесс демонстрационного экзамена мы следим за тем, чтобы он проводился в ходе промежуточной или государственной итоговой аттестации для всего потока студентов выбранной специальности и был привязан к определённой дисциплине или модулю. Знаю опыт коллег, когда к демонстрационному экзамену готовят отдельно от образовательного процесса. Но, на наш взгляд, более правильный подход – не натаскивать студентов на решение заданий демонстрационного экзамена, а готовить их к нему в процессе освоения дисциплин и профессиональных модулей.
– Развитие профессионального образования невозможно без развития кадрового потенциала педагогов. Предусмотрены ли какие-либо мероприятия для преподавателей по овладению компетенциями WorldSkills?
– Важным моментом внедрения стандартов WorldSkills является работа с педагогами. В университете создан отдел развития движения WorldSkills, сотрудники которого являются сертифицированными экспертами, менеджерами и разработчиками отраслевых компетенций и имеют большой опыт работы в данной сфере. Как правило, именно сотрудники отдела становятся наставниками для педагогов, впервые знакомящихся со стандартами компетенций.
Ежегодное проведение вузовского чемпионата РУТ (МИИТ) по стандартам WorldSkills создаёт качественную, здоровую конкуренцию между различными институтами университета. Подготовка к чемпионату – действенный стимул к развитию профессиональных компетенций педагогов. Без взаимодействия с представителями реального сектора экономики и экспертного сообщества подготовить конкурсанта почти невозможно. Кроме того, тренеры должны постоянно разрабатывать действенные методики подготовки, анализировать результаты, корректировать программу тренировок.
В университете тренеры делятся друг с другом своими наработками, опытом, и именно это является залогом качественных результатов – когда не каждый тренер работает отдельно, а создаётся внутреннее экспертное сообщество университета, где каждый специалист владеет множеством разнообразных методик подготовки и в совершенстве знает и понимает компетенцию WorldSkills. Участие в деловой программе чемпионата также направлено в первую очередь на развитие экспертного сообщества.
По инициативе отдела развития движения WorldSkills РУТ (МИИТ) в рамках V Открытого вузовского чемпионата РУТ (МИИТ) по стандартам WorldSkills в начале июня 2021 года совместно с технической дирекцией Агентства развития профессионального мастерства («Ворлдскиллс Россия») был проведён первый в истории движения чемпионат среди преподавателей и экспертов WorldSkills Teachers. В нём приняли участие 15 конкурсантов из разных регионов страны – преподаватели колледжей и представители реального сектора экономики. Они соревновались в двух компетенциях – «Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте» и «Обслуживание железнодорожных тяговых подстанций».
– До недавнего времени отраслевые компетенции не были включены в основной портфель чемпионатов WorldSkills. Однако в апреле этого года статус основной получила компетенция «Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте». Расскажите о судьбе других транспортных компетенций и планах по их развитию.
– Координацией разработки и развития отраслевых железнодорожных компетенций с 2019 года занимается некоммерческая организация «Ассоциация колледжей и техникумов транспорта». Членами ассоциации в составе межрегиональных рабочих групп были разработаны новые компетенции WorldSkills, утверждённые АНО «Агентство развития профессионального мастерства («Ворлдскиллс Россия»)».
Так, компетенция «Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте» получила развитие во многих чемпионатных направлениях (юниорском, региональном, вузовском, корпоративном), а также была презентована на соревнованиях «Абилимпикс» (для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья). Кроме того, по ней проводятся демонстрационные экзамены, реализуются программы дополнительного профессионального образования.
Компетенция «Обслуживание и ремонт устройств железнодорожной автоматики и телемеханики» прошла цикл корпоративных чемпионатов и получила статус презентационной. В 2021 году по ней запущены демонстрационные экзамены, а с 2022 года данная практика будет распространена уже в рамках государственной итоговой аттестации в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Компетенция «Контроль состояния железнодорожного пути» также прошла ряд чемпионатов и получила статус презентационной. Компетенции «Обслуживание железнодорожных тяговых подстанций» и «Техническое обслуживание и ремонт контактной сети железнодорожного транспорта» на сегодняшний день находятся в стадии объединения и ввода в корпоративную чемпионатную линейку. Компетенции «Техническое обслуживание и ремонт вагонов» и «Монтаж и обслуживание радиоэлектронного оборудования на железнодорожном транспорте» только начинают развиваться – по ним проходят первые чемпионаты.
– По вашему мнению, повлияла ли пандемия COVID-19 на систему подготовки кадров? Каких изменений в этой сфере стоит ожидать и какую роль в этом может играть WorldSkills?
– Конечно, пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на систему подготовки кадров. В конце 2019/20 учебного года реализация образовательных программ была переведена в дистанционный формат. Часть специальностей позволяет сделать это без снижения качества подготовки. Но специальности, подразумевающие работу на оборудовании, конечно, не могут полностью осваиваться без контактной работы.
Движение WorldSkills способствовало реализации программ в этих тяжёлых условиях – подспорьем для педагогов стали видеоматериалы национальной сборной WorldSkills: мастер-классы, лекции, записи открытых тренировок. В продолжение этой идеи НО АСКИТТ в 2021 году проводит конкурс для педагогических работников «Лучший мастер-класс по компетенциям WorldSkills». Его цель – формирование банка коротких мастер-классов по различным элементам отраслевых компетенций WorldSkills с целью их последующего использования в образовательном процессе и при подготовке сборных для участия в чемпионатах по стандартам WorldSkills.
– В условиях быстро развивающихся технологий система высшего образования должна оперативно обновлять свои стандарты и подстраиваться под запросы компетенций для профессий будущего. Готовы ли вузы стать центрами развития Future Skills?
– Создание Future Skills возможно только в случае тесного взаимодействия университетов и представителей реального сектора экономики. Компетенции будущего формируются, как правило, на стыке нескольких существующих компетенций с учётом новейших достижений науки, техники и технологий. Создание центров развития Future Skills – это большая ответственность. Крупнейшие вузы страны, думаю, готовы справиться с этой задачей.
Беседовала Юлия Антич