Пять китов развития железных дорог сегодня – цифровизация, экология, контейнеризация, высокоскоростное и беспилотное движение – будут в ближайшее время определять облик всего транспортного каркаса страны. Каких результатов в этих сферах предстоит достичь ОАО «РЖД» в ближайшее время, рассказывает «Пульт управления».
Развитие транспортной инфраструктуры оказывает положительное влияние на экономический рост, что особенно актуально для такой большой страны, как Россия, подчёркивает директор Ассоциации инновационных регионов России Иван Федотов. «Этот тезис не требует доказательств. При этом один из фундаментов всего каркаса – железная дорога», – утверждает он.
Эксперт напоминает, что в стране утверждён Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (см. справку), а также реализуются другие проекты в области развития транспортной инфраструктуры.
Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров убеждён, что железные дороги сохраняют свою высокую востребованность и в будущем по-прежнему будут занимать ключевое положение в транспортном каркасе экономики России. «Сегодня мы понимаем, что нужно делать железным дорогам, чтобы страна развивалась намного быстрее», – сказал Олег Белозёров, выступая на панельной сессии «Транспортный каркас экономики» Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходил со 2 по 5 июня.
«Цифра» придаёт скорость
Развитие транспортной сети страны и увеличение объёма перевозимых грузов на всех видах транспорта невозможно без развития цифровых технологий, считает министр транспорта России Виталий Савельев.
«Мы подсчитали, в 2019 году количество обработанных транспортных документов составило 3 млрд 100 млн. Если не проводить оцифровку документов, то в 2030 году их число увеличится до 7 млрд. При этом цифровизация способна увеличить и скорость доставки грузов», – сказал министр на панельной сессии.
В ОАО «РЖД» на сегодняшний день сервисом юридически значимого электронного документооборота воспользовались более 21 тыс. контрагентов компании. В общей сложности оформлено более 3,8 млн электронных документов. Сегодня внутри России 88% гружёных вагонов оформляются полностью по электронным документам.
«Для РЖД электронное взаимодействие является основой цифровой трансформации. В пандемию благодаря организации электронного документооборота с грузоотправителями мы привлекли новых клиентов. Они увидели наши сервисы – безопасные, бесконтактные, удобные – и пришли к нам», – добавляет заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.
Почти 300 новых предприятий, в основном малого и среднего бизнеса, которые ранее никогда не пользовались услугами железной дороги, именно в прошлом году стали использовать все возможности, которые предоставляет железная дорога.
Уже на девяти дорогах на сегодняшний день в пилотном режиме отрабатывается технология применения smart-контрактов (он считается автоматически исполненным, когда выполнены все его условия: груз перевезён, деньги перечислены, а участники не имеют друг к другу претензий. – Ред.). К 2025 году эта опция должна быть доступна всем клиентам холдинга.
В будущем, как полагает Олег Белозёров, можно будет заключать и договоры в голосовом режиме.
РЖД также ведут работу по цифровизации деятельности сортировочных станций, разрабатывают безлюдные технологии работы с грузом на грузовом дворе, где будет происходить стыковка с беспилотным автотранспортом, доставляющим груз непосредственно к потребителю. В итоге клиент должен получить на выходе удобную, современную, безлюдную услугу.
«Зелёные» решения
Уже сейчас ОАО «РЖД» занимает первое место в мире по энергоэффективности грузовых перевозок. Основная часть всей работы выполняется на экологически чистых источниках энергии.
«Доля ОАО «РЖД» в общем объёме парниковых выбросов в России менее 1%», – уточнил на ПМЭФ Олег Белозёров.
При национальной цели к 2030 году обеспечить сокращение эмиссии парниковых газов на 30% (относительно уровня 1990 года) компанией уже достигнуто снижение на 48%.
Напомним, этот год объявлен в компании Годом экологии. В каждом из 77 регионов, охваченных сетью железных дорог, реализуется целый комплекс природоохранных мероприятий. Только на приоритетные экологические направления ОАО «РЖД» направит в этом году более 5 млрд руб.
Среди основных направлений Года экологии – модернизация устаревших мазутных и угольных котельных в целом ряде регионов, реконструкция очистных сооружений, которые не нейтрализуют промышленные стоки на современном уровне, ликвидация наносящих экологический ущерб объектов.
По словам главы компании, ОАО «РЖД» намерено упрочить свои позиции как наиболее экологичного транспорта.
«Мы уже нашими локомотивами рекуперируем энергию, возвращаем в контактную сеть при торможении, 6% потреблённой энергии возвращается назад. Этого хватило бы для обеспечения Псковской, Новгородской или Магаданской областей», – отметил он.
С 2023 года компания намерена закупать у производителей «зелёные» рельсы – под ними понимается продукция, на производство которой приходится в четыре раза меньше выбросов СО2 в сравнении с обычными способами выплавки стали.
А уже через четыре года ОАО «РЖД» будет закупать только электровозы, а также локомотивы, работающие на альтернативных источниках энергии, таких как природный газ и водород.
Продолжится и электрификация направлений, которые пока работают на дизельной тяге, в производстве будет наращиваться применение энерго- и материалосберегающих технологий.
В 2030 году планируется прийти к сокращению годового потребления воды на 26 млн куб. м, снижению сброса недостаточно очищенных сточных вод на 4 млн куб. м, предотвращению выброса загрязняющих веществ в атмосферу на 36 тыс. тонн в год. Предполагается также расширение проектов по раздельному сбору и вовлечению во вторичный оборот более 100 тыс. тонн отходов категории коммунальных (стекла, бумаги, пластика, пищевого металла), которые сегодня подлежат захоронению на полигонах и свалках, ликвидации всех загрязнений, накопленных до создания компании.
«Это позволит ещё больше снизить экологическую нагрузку на окружающую среду», – подчеркнул Олег Белозёров.
Контейнеру везде дорога
По мнению Виталия Савельева, у РФ есть все возможности нарастить перевозки грузов железной дорогой по маршруту Европа – Азия. При этом будущее – за контейнерными перевозками, уточняет Олег Белозёов.
По итогам прошлого года было перевезено 5 млн 800 тыс. контейнеров. Сегодня на сети постоянно находятся в движении более 500 контейнерных поездов.
В январе – мае 2021 года по сети ОАО «РЖД» во всех видах сообщения было перевезено 2 млн 596,1 тыс. гружёных и порожних контейнеров ДФЭ (TEU), что на 15,9% больше, чем за аналогичный период 2020 года.
Во внутреннем сообщении отправлено 988,6 тыс. ДФЭ (+7,8%), в экспортном – 648,9 тыс. (+8,7%), в импортном – 545,3 тыс. ДФЭ (+18,1%), в транзитном – 413,2 тыс. (рост – в 1,6 раза).
Количество гружёных контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, выросло на 23,1% и составило более 1,8 млн ДФЭ (перевезено 25,8 млн тонн грузов, +18,4%), в том числе химикаты и сода – 311,2 тыс. ДФЭ (+9,4% к уровню января – мая 2020 года); лесные грузы – 235,7 тыс. (+8,4%).
На высоких скоростях
В 2020 году было начато проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург, которая создаст качественно новый уровень транспортной доступности для жителей двух крупнейших городов страны, а также жителей Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей.
Научно-технический совет ОАО «РЖД» в конце прошлого года определил в качестве основного варианта прохождения ВСМ Москва – Санкт-Петербург через Великий Новгород.
«Проекты ВСМ выгодны, так как дают огромный мультипликативный эффект, экономят время людей. Это трансформируется в доходы регионов, бюджетов, железных дорог и, самое главное, людей», – добавляет Олег Белозёров. Сейчас на территориях прохождения будущей ВСМ проживают около 30 млн человек. По предварительным подсчётам, сервисом новой линии воспользуются 23,3 млн человек к 2030 году.
«Уже сейчас Санкт-Петербург и Ленинградская область образуют одну из самых крупных агломераций. С запуском ВСМ её дополнит территория Новгородской области, – пояснил на форуме губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. – Это повлечёт за собой и развитие автомобильной сети, воздушного сообщения».
Автоматический режим
Заместитель министра транспорта РФ Кирилл Богданов считает, что в ближайшие 10 лет на всех видах транспорта будет доступно беспилотное движение.
ОАО «РЖД» уже реализует проект по организации автоматизированного движения электропоездов по Московскому центральному кольцу (МЦК). Новые беспилотные «Ласточки», как предполагается, пройдут сертификацию в 2022 году, а автономное движение на МЦК планируется организовать к 2024 году, напомнил Олег Белозёров.
Сейчас два электропоезда «Ласточка» уже оборудованы в соответствии с третьим уровнем автоматизации (GoA3), включающим автоматическое управление движением и остановкой, но требующим участия человека в закрытии/открытии дверей и при нештатных ситуациях. На поездах установлено оборудование позиционирования на инфраструктуре с системой автоведения и блоком обнаружения препятствий на пути, оборудование для связи с центром дистанционного контроля. В беспилотном режиме электропоезд способен следовать по энергооптимальному графику, а при обнаружении препятствия автоматически отрабатывать алгоритмы торможения и остановки.
К настоящему моменту «Ласточки» прошли уже порядка 2 тыс. испытаний в движении в разных погодных условиях.
«Восприятие машинного зрения превосходит восприятие человека: препятствия могут быть обнаружены на расстоянии до 1 км», – говорит заместитель генерального директора АО «НИИАС» Павел Попов.
При четвёртом уровне автоматизации (GoA4), которого ещё предстоит достигнуть, система управления будет выполнять весь комплекс ведения поезда, мониторинг и диагностику бортового оборудования, автоматически открывать и закрывать двери. При этом будут возможны три режима управления: машинистом из кабины, дистанционно (с рабочего места машиниста-оператора) и автоматически.
Виталий Маслюк
СПРАВКА
Осенью 2018 года Правительство России утвердило Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года (КПМИ), согласно которому рост грузооборота и связанность регионов страны будут обеспечены за счёт строительства новых железнодорожных линий, мостов и транспортных узлов.
По состоянию на сегодняшний день в комплексный план включены 11 федеральных проектов. Девять из них направлены на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры, два – на модернизацию и расширение энергетической инфраструктуры. В транспортную часть плана включены проекты «Железнодорожный транспорт и транзит», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение», «Транспортно-логистические центры», «Коммуникации между центрами экономического роста», «Европа – Западный Китай», «Морские порты России», «Северный морской путь», «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» и «Внутренние водные пути».
В прошлом году ОАО «РЖД» были выполнены целевые параметры КПМИ по провозной способности Восточного полигона в размере 144 млн тонн.