Самостоятельная работа
Будущее за беспилотным транспортом
Первый вице-премьер Андрей Белоусов, выступая на итоговой коллегии Минтранса 23 апреля, одной из значимых задач для всей отрасли на текущий год назвал необходимость создания основы для беспилотного движения транспорта.
ОАО «РЖД» с 2015 года активно занимается вопросами развития «беспилотников». С 2017 года испытания систем автоматического движения ведутся на «Ласточках» в Москве. По словам заместителя генерального директора АО «НИИАС», технического руководителя проектов по беспилотным поездам Павла Попова, уже выполнено 113 различных испытаний. За это время удалось достигнуть распознавания объектов на пути поезда на расстоянии до 700 м. В перспективе расстояние видимости планируется увеличить до 1 км.
«Главным элементом беспилотного поезда, без сомнения, является система обнаружения препятствий. Она должна работать в любое время года при любых погодных условиях. Тестирование её работы – важный и ответственный момент, но обеспечить полноту проведения испытаний в различных условиях невозможно как по техническим и законодательным принципам, так и природным. Для обеспечения полноты сценариев применяется симулятор», – уточнил Павел Попов.
Первую беспилотную «Ласточку» планируется запустить по МЦК уже в следуюшем году. А в этом по кольцу запустят поезд третьей степени автоматизации (см. справку).
МЦК не случайно выбрано полигоном для испытания новой технологии: пассажиропоток здесь постояно растёт, что требует сокращения интервалов движения. Так, в апреле текущего года «Ласточками» было перевезено 13,7 млн пассажиров, что более чем в 5,6 раза больше, чем в апреле прошлого года. Всего с начала эксплуатации услугами МЦК воспользовались более 580 млн пассажиров. И если при запуске движения в 2016 году электрички следовали по кольцу с интервалом 6 минут в час пик, то сейчас – каждые 4 минуты. Как говорят специалисты, для дальнейшего сокращения интервала необходимо именно автоматическое управление электропоездами, которое снизит риски нарушения безопасности движения из-за человеческого фактора.
«Автопилот позволяет нивелировать стиль вождения поездов машинистами, что способствует сокращению опозданий с 25 до 15%, а также сокращению интервалов движения», – рассказал, выступая в апреле на конференции RAILTECH EUROPE 2021, старший менеджер программы по беспилотным технологиям французской машиностроительной компании Alstom Бенойт Бьенфайт.
Внедрение беспилотного движения требует решения не только технических, но и правовых вопросов, так как ответственность перевозчика регламентируется большим перечнем законов, нормативных актов и технических регламентов. «До конца года планируется завершить работу как минимум над шестью документами, которые позволят создать нормативную базу для стандартизации беспилотного движения на железной дороге», – уточнил президент НП «Объединение производителей железнодорожной техники» Валентин Гапанович.
Директор Департамента по маркетингу и рекламе ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Ермилов напомнил, что на сегодняшний день Россия занимает 22-е место в рейтинге стран, готовых к переходу на беспилотный транспорт. «Беспилотные пассажирские поезда курсируют более чем в 20 странах мира; к примеру, в Париже они перевозят пассажиров между аэропортом Орли и станцией метро «Антони», – рассказал эксперт.
При этом в странах – лидерах по использованию данной технологии – Нидерландах, Сингапуре, Норвегии, США и Швеции – они внедрены как в автомобильных, так и в железнодорожных перевозках.
Виталий Маслюк
СПРАВКА
Стандарт Международной электротехнической комиссии (МЭК) 62290 определяет четыре уровня автоматизации электропоездов. На первом уровне машинист полностью управляет поездом. На втором – ведёт состав при поддержке системы автоведения. На третьем уровне электропоезд может двигаться самостоятельно, но машинист должен на случай возникновения непредвиденных ситуаций находиться на его борту, но не обязательно в кабине. Четвёртый уровень предполагает полное отсутствие локомотивной бригады в поезде.