Елена Панюшкина
начальник Управления по работе с филиалами Петербургского государственного университета путей сообщения
Матрица компетенций
Практико-ориентированный подход в обучении повышает эффективность и востребованность выпускников
Современный рынок труда претерпевает структурные изменения, реагируя на новый формат заказа на специалистов среднего звена. Решая проблемы, связанные с «демографической зимой», государство готово пересмотреть сроки подготовки специалистов среднего звена в сторону уменьшения, реагируя на потребности работодателей. Образовательная среда уже сегодня должна соответствовать критериям скорости, качества, обновления содержания и вариативности компетенций для обеспечения конкурентоспособности своих выпускников, создавая различные модели практико-ориентированного подхода при подготовке специалистов среднего звена.
Одной из основных моделей практико-ориентированного подхода, реализуемых в филиальной сети Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), является организация целевого обучения. Согласно заключённым договорам и утверждённым программам, разработанным совместно с ОАО «РЖД», ПГУПС ежегодно выпускает около 20% от общего числа студентов-целевиков.
К выпуску данная категория студентов имеет за плечами практическую подготовку, организованную в рамках договоров на предприятиях ОАО «РЖД», знакома с новациями отрасли и основами корпоративной культуры. Их готовность к выполнению стартапов, освоению грантов на разработку реальных тем выпускных квалификационных работ структурных подразделений железной дороги достигает максимального уровня.
Идея реализации стартапов в таком формате появилась на стыке интересов государства и бизнес-партнёров. Это квазиактивы в виде человеческого капитала, а именно: востребованные компетенции, играющие существенную роль в получении экономических выгод, и практические навыки, формирующиеся в условиях моделирования реальных производственных условий на учебных полигонах. Результаты защиты выполненного дипломного проекта чаще всего соответствуют ожиданиям партнёра-работодателя.
В 2021 году компания «РЖД» предложила студентам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования, гранты на разработку стартапов. Студенты ПГУПСа получили 12 таких грантов, размер каждого – 64 400 руб. Материальная мотивация предусмотрена не только для выпускника, но и для руководителя выпускной квалификационной работы, а также для куратора в случае защиты грантополучателем дипломного проекта на оценку «отлично».
Защита дипломных проектов – стартапов – состоится этим летом на заседании государственной экзаменационной комиссии в открытой форме с максимальным приглашением работодателей. Её успешное проведение позволит выпускникам реализовать идеи собственного бизнес-проекта при дальнейшем трудоустройстве.
Другой моделью практико-ориентированного подхода, применяемого в филиальной сети ПГУПСа, является организация подготовки в рамках компетентностной матрицы, реализуемой через формат демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia. Выстроить эту модель помогло долгосрочное партнёрство с ОАО «РЖД».
В разгар пандемии компания направила в филиалы вуза (расположенные в Брянске, Великих Луках, Орле, Петрозаводске, Калининграде и Ярославле) тренажёры, представляющие собой программный комплекс для отработки обучающимися необходимых практических навыков. Данный комплекс представлен в виде динамической модели как виртуального железнодорожного полигона, так и реально действующих на сети железных дорог станций, а также включает рабочие места дежурных по железнодорожной станции с сенсорным управлением. В программный комплекс входят автоматизированная обучающая система АОС-Д (АОС-ДМ) и имитационный тренажёр ДСП/ДНЦ, который предназначен для обучения, отработки навыков и проверки знаний как оперативного персонала хозяйства перевозок ОАО «РЖД», так и студентов.
Полученные тренажёры позволяют моделировать поездную ситуацию и дают возможность имитировать реально действующие рабочие места, что отвечает стандартам WorldSkills Russia по компетенциям «Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте», «Управление локомотивом», «Экспедирование грузов».
Участвуя в оценочных процедурах, работодатели выражают потребность в усилении конкретных акцентов при формировании определённых навыков специалистов среднего звена. Образовательная организация, воспринимая обновлённые запросы, актуализирует программы подготовки. По железнодорожным специальностям тематику дипломных проектов утверждают руководители структурных подразделений ОАО «РЖД». Поэтому, набрав матрицу востребованных компетенций, весь выпуск готов к стартапам и последующей их реализации.
В настоящее время железнодорожных компетенций, реализуемых в формате демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia, пока недостаточно. Существующая потребность позволит нашим выпускникам в ближайшей перспективе взяться за их разработку в формате выполнения дипломного проекта – стартапа по заявке холдинга «РЖД». Благодаря совместным усилиям компании и вуза удастся достичь максимальной результативности поставленных целей.