По оценке Международной организации труда, совокупные потери экономик стран Европы и США от травм и профессиональных заболеваний работников в последние годы превышают 2,6 млрд евро. Поэтому вопросы охраны труда выходят на первый план для большинства компаний. ОАО «РЖД» как самый крупный работодатель России на постоянной основе улучшает условия труда, а также ищет новые формы для формирования у сотрудников культуры ответственного поведения.
Техника безопасности
Задача ОАО «РЖД» – создать для каждого железнодорожника безопасные условия труда. Для этого компания закупает современные сертифицированные средства индивидуальной защиты и инструменты труда, спецодежду, внедряет новое оборудование, чтобы вывести работников из опасных зон на производстве, а также организует обучение.
Благодаря системной работе последние шесть лет в компании снижается уровень травматизма.
Как сообщил на заседании круглого стола в Роспрофжеле 19 мая начальник Департамента экологии охраны труда и промышленной безопасности ОАО «РЖД» Андрей Лисицын, количество несчастных случаев на производстве в подразделениях ОАО «РЖД» в 2020 году снизилось на 22% по сравнению с 2019 годом. Стало меньше травм со смертельным исходом, тяжёлых случаев стало на 5% меньше.
Как подчёркивают в ЦБТ, основные причины происшествий – это воздействие электрического тока, наезд подвижного состава и падение с высоты.
По результатам тщательного разбора каждого случая в ЦБТ пришли к выводу, что в основе всех несчастных случаев лежат причины организационного характера – неудовлетворительная организация и контроль за производством работ, нарушение технологического процесса, трудовой и производственной дисциплины. Проще говоря – человеческий фактор.
По словам Андрея Лисицына, для решения этой проблемы в ОАО «РЖД» уже внедрена автоматизированная системам КСОТ-П, которая позволяет в режиме реального времени мониторить фактическую ситуацию на рабочих местах в сфере охраны труда, выявлять нарушения и отслеживать реакцию на них и время устранения.
КСОТ-П предполагает трёхуровневую систему контроля ответственными лицами: ежедневную, ежемесячную и ежеквартальную.
Технологии идут на помощь
Для минимизации числа нарушений в сфере охраны труда и, как следствие, травматизма в РЖД постоянно ищут инновационные решения.
Например, на Приволжской железной дороге ревизорами по безопасности и общественными инспекторами по безопасности тестируется приложение «Мобильный общественный инспектор», которое позволяет фиксировать нарушения посредством фото или видео на производстве, передавать сообщение о них ответственному лицу и в режиме реального времени отслеживать их устранение.
При традиционном (бумажном) подходе между поступлением от инспектора информации об обнаруженном несоответствии до начала работ по его устранению был значительный временной интервал – в среднем два часа. Сейчас на это уходит до тридцати минут.
«Использование приложения позволяет уйти и от избыточной бумажной работы», – добавляет главный технический инспектор дорпрофжела на Приволжской дороге Алексей Головешкин.
На Октябрьской железной дороге завершается тестирование системы «Умные руки». Надев очки или шлем, работник видит перед глазами меню и с помощью кнопок на дужке очков или пульта может выбрать необходимую для работы информацию (схемы реле, инструкции и т.п.) на дисплее. При этом устройство служит также средством связи – в нём предусмотрен слот для сим-карты, это позволяет обмениваться информацией с оператором автоматизированного рабочего места через сеть VipNet. При этом встроенная в очки видеокамера в режиме реального времени передаёт оператору и на сервер изображение того, что видит работник. В случае возникновения каких-либо сложностей в процессе работы или при возникновении опасности для жизни и здоровья сотрудника оператор может отправить эти данные руководителю работ. Например, очки помогают энергетикам во время работы в районах контактной сети, а шлем защищает работника от поражения током при работе на тяговых подстанциях.
Напомним, в конце прошлого года в ОАО «РЖД» был объявлен открытый запрос на поиск новых технологий для контроля безопасности и охраны труда при проведении работ на сети железных дорог. Компании нужны решения, которые позволят в автоматическом режиме выявлять состояние работника, его положение в пространстве и нахождение в опасных зонах, распознавать нарушения при производстве, а также проводить проверку количественного состава бригады, наличия у работников всех необходимых средств индивидуальной защиты, следить за правильной подготовкой рабочего места.
Сейчас приём заявок уже завершён, и в компании идут экспертные процедуры по оценке поданых предложений.
Быть в форме
В ОАО «РЖД» проводится постоянная работа по модернизации коллекций спецодежды, а также разработка новых видов рабочей одежды исходя из меняющейся нормативной базы, а также пожеланий самих железнодорожников.
В конструкции спецодежды, произведённой по техническим условиям (ТУ), утверждённым в 2021 году, реализованы новейшие решения.
Так, предусмотрены элементы для обеспечения воздухообмена в пододёжном пространстве как в зимних, так и в летних комплектах; элементы для регулировки объёма изделий по талии и до середины бедра; элементы для усиления узлов в местах застёгивания одежды. К материалам (ткани, утеплители, фурнитура) в ТУ предъявлены более жёсткие и чёткие требования, которые позволят максимально обеспечить качество спецодежды.
«Мы провели большую работу. Разработаны новые коллекции спецодежды и обуви. Это совершенно новая спецодежда по качеству и материалу, по удобству и надёжности», – подчёркивает Андрей Лисицын.
Замена старых комплектов на новые будет производиться плановым порядком, по мере износа используемых. Поставка обновлённых моделей начнётся с IV квартала этого года. Спецодежда, выданная работникам ранее, может использоваться до момента окончания срока её носки.
В этом году поступила и новая сигнальная спецодежда повышенной видимости «РЖД-сигнал», разделяющаяся на три класса повышенной видимости.
Подогреть интерес
Советник генерального директора ВНИИ труда Минтруда России Игорь Цирин отмечает, что сейчас во всём мире наблюдается тенденция повышения роли работодателя в формировании у сотрудников культуры ответственного отношения к труду.
«Даже если человек обладает всеми знаниями и умениями, но при этом не сформировал личного отношения к вопросам своей безопасности и безопасности других, то все попытки управления персоналом в этой области становятся бессмысленными», – подчёркивает эксперт.
По данным международной исследовательской компании GALLUP, в компаниях с высокой вовлечённостью сотрудников в охрану труда на 22% выше прибыль и на 21% выше продуктивность, чем в компаниях с низкой заинтересованностью работников этим вопросом. При этом внимание к культуре безопасности снижает на 25% текучесть кадров на предприятии и на 37% снижает число прогулов, следует из данных GALLUP.
«С 2009 года мы смогли почти в два раза снизить травматизм и сейчас вышли на плато, – рассказал начальник отдела охраны труда, промышленной пожарной безопасности «РУСАЛа» Александр Чеботкевич. – Дальнейшего снижения показателей не происходит, так как основной причиной создания опасных условий труда и происшествий являются опасные действия работников, поэтому мы ищем новые формы работы с нашими сотрудниками».
Для повышения вовлечённости сотрудников в «РУСАЛе» разработали обучающие курсы, которые проходят абсолютно все сотрудники – от топ-менеджмента до рабочих. Также создана автоматизированная система сбора информации, куда может внести данные о нарушении любой сотрудник.
«Применение новых технологий и техники – это половина успеха, – соглашается Андрей Лисицын. – Человеческий фактор зачастую играет ключевую роль в обеспечении безопасности, причём как со стороны руководителей, так и сотрудников. Поэтому в РЖД активно работают над повышением вовлечённости сотрудников в вопросы охраны труда и безопасности и их обучением».
Например, в Системе дистанционного обучения РЖД созданы виртуальные классы по охране труда для различных хозяйств. Там же содержится электронная библиотека, где размещена вся нормативная документация по охране труда и разъяснения к ней.
Внедрён на сети и относительно новый вид обучения – оценочная сессия. В сессиях, как правило, участвуют руководители среднего звена. Там разбираются задачи и решаются вопросы, связанные с безопасностью труда. Железнодорожники учатся выходить из сложных ситуаций, взаимодействовать друг с другом.
Кроме этого, предприятия оснащаются тренажёрами виртуальной реальности (VR). Программой тренировки на VR-тренажёре предусмотрено два блока: обучающее занятие продолжительностью 45 минут, во время которого работник может пользоваться подсказками и комментариями, и контрольное занятие (тот же академический час), где обучающийся демонстрирует свои умения и навыки. Во время занятий железнодорожники отрабатывают в том числе действия при возникновении нештатных и экстренных ситуаций, по оказанию первой помощи пострадавшим.
По оценке экспертов, виртуальные тренировки могут на 30% сократить производственные затраты и уменьшить количество ошибок работников и простоев оборудования.
«Цифры говорят, что на каждый доллар, вложенный в безопасность, компания получает фактически два. Поэтому предприятия всё больше начинают инвестировать в охрану труда», – добавляет руководитель отдела по охране труда IKEA Россия Виктор Смольский.
ОАО «РЖД» – одна из первых российских компаний, которая ещё в 2018 году присоединилась к международному движению Vision Zero (концепция «нулевого травматизма») Международной ассоциации социального обеспечения. Основная идея концепции Vision Zero заключается в том, что у всех несчастных случаев на производстве и профзаболеваний есть причина, а значит, их можно предотвратить. Приоритетом концепции «нулевого травматизма» является повышение безопасности, гигиены труда, условий труда и общих условий работы в контексте их соответствующих миссий, стратегий, компетенций и ресурсов.
Документ предлагает семь «золотых» правил, реализация которых будет содействовать работодателю в достижении «нуля». Среди них выявление угрозы – контроль за рисками, обеспечение безопасности и гигиены на рабочих местах при работе со станками и оборудованием, повышение квалификации и мотивации сотрудников.
В 2020 году в ОАО «РЖД» перешли на обновлённую «Политику в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности». Документ провозглашает безусловным приоритетом защиту человека и природы. В новой редакции документа никакие соображения экономического, технического или какого-либо другого характера не могут быть приняты во внимание, если они противоречат требованиям по обеспечению безопасности железнодорожников. При этом все подразделения холдинга должны быть ориентированы на достижение трёх целей – это обеспечение безопасных условий труда, защита жизни и здоровья работников и населения, минимизация негативного воздействия на окружающую среду.
Напомним, что за последние пять лет на 3% снижено количество рабочих мест с вредными условиями труда. На 22% уменьшилось в 2020 году количество выявленных профзаболеваний. В этом году, как уже рассказывал «Пульт управления» (№ 65 от 30.04.2021), ОАО «РЖД» стало участником пилотного проекта Минздрава и Минтранса России по профилактике профессиональных заболеваний.