К началу нового учебного года в российских вузах (вне зависимости от их профиля) должна появиться новая должность – проректор по цифровой трансформации. Такое поручение заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко дал главе Минобрнауки России Валерию Фалькову в ходе совещания с ректорами «Кадры для будущего», которое прошло в марте на базе университета Иннополис в Казани. Фактически речь идёт о принципиально новой профессии на стыке информатизации и педагогики. Предполагается, что цифровой проректор будет отвечать за цифровизацию обучения и выстраивание цифровых процессов по управлению образовательной организацией. В некоторых университетах, в том числе отраслевых, цифровые руководители уже приступили к работе. «Пульт управления» побеседовал с проректором по цифровой трансформации и связи с производством Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) Олегом Балагиным и выяснил, ждёт ли железнодорожное образование цифровой «апгрейд» и как в связи с этим изменятся программы обучения.
– Олег Владимирович, когда в ОмГУПСе было принято решение о появлении цифровой руководящей должности?
– В Омском государственном университете путей сообщения вопросам информатизации всех видов своей деятельности всегда уделялось особое внимание. Для соответствия вызовам времени и активного участия в реализации национальных проектов (например, «Цифровая экономика») в 2020 году была разработана программа цифровой трансформации университета до 2024 года. И совещание в Иннополисе, проведённое вице-премьером РФ Дмитрием Чернышенко, явилось своего рода катализатором появления в ОмГУПСе должности проректора по цифровой трансформации и связи с производством (введена приказом ректора в марте этого года).
Ранее я курировал вопросы информатизации университета, но теперь задачи стали гораздо шире и интереснее. Что может быть лучше в работе проректора, чем создать команду и заниматься разработкой новых проектов, их сопровождением и внедрением? Задачи цифровой трансформации как раз предоставляют широкий простор для работы и творчества.
– На ваш взгляд, чем вызвана необходимость появления проректора по «цифре» в вузах?
– Прежде всего необходимо понять, чем отличается цифровизация (информатизация) от цифровой трансформации.
Цифровизация подразумевает любое внедрение цифровых технологий в существующие бизнес-процессы университета и вывод их на новый уровень. Цифровая трансформация – понятие более широкое. Глубокое внедрение современных цифровых технологий сопровождается глобальными структурными изменениями в существующих бизнес-процессах (управление, образование, наука, внешние коммуникации и инновации).
Современный уровень развития IT-технологий позволяет пересмотреть все существующие процессы в вузах и погрузить их в новую реальность. Курирующий это направление проректор должен объединить усилия всех подразделений вуза в решении поставленных задач и стать проводником в принципиальном переосмыслении содержания деятельности университета.
– Каковы ваши основные задачи на посту проректора по цифровой трансформации и связи с производством ОмГУПСа?
– В программе цифровой трансформации ОмГУПСа подробно представлены задачи, ожидаемые результаты и целевые показатели программы. Основные задачи можно сформулировать следующим образом: повышение оперативности принятия управленческих решений за счёт применения цифровых технологий, подкреплённых эффективным взаимодействием всех подразделений университета; повышение качества подготовки абитуриентов, студентов и слушателей программ дополнительного профессионального образования университета; развитие цифровой инфраструктуры университетского комплекса в соответствии с вызовами и потребностями времени; наличие современных цифровых компетенций у всех сотрудников университета.
Каждая задача разбивается на множество подзадач. Например, по направлению «Образование» необходимо разработать программную среду для формирования индивидуальной образовательной траектории и цифрового профиля студента, обеспечить широкое внедрение программ и курсов на основе AI (искусственного интеллекта) и ML (технологий машинного обучения).
– Расскажите о цифровых образовательных технологиях, которые в настоящее время активно используются в университете.
– Прежде всего у нас действует учебный портал университета – это технологическая основа электронного обучения, на которой размещается образовательный контент для обучающихся и где они могут работать самостоятельно, взаимодействуя с другими студентами при участии преподавателя.
Для подготовки качественного онлайн-контента, массовых открытых онлайн-курсов в университете создана современная студия мультимедиатехнологий в образовании.
В университете реализуется концепция BYOD (использование личных мобильных устройств в процессе обучения), что позволяет приступить к широкому внедрению интерактивных методов обучения (в частности, к проблемному и проектному обучению).
Конечно же, в ОмГУПСе широко используются различные платформы для реализации онлайн-обучения. Разрабатываются программы обучения с использованием технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности.
– По каким цифровым специальностям ведётся обучение?
– Наряду с традиционными железнодорожными специальностями (например, «подвижной состав железных дорог», «эксплуатация железных дорог», «системы обеспечения движения поездов». – Ред.) у нас широко представлены специальности цифрового профиля. Особой популярностью у абитуриентов пользуются следующие специальности и направления подготовки: «информационная безопасность телекоммуникационных систем», «информационно-аналитические системы безопасности», «мехатроника и робототехника», «информатика и вычислительная техника», «информационные системы и технологии», «инфокоммуникационные технологии и системы связи» и многие другие.
– На ваш взгляд, всем ли студентам (вне зависимости от направления подготовки) необходимы знания в области цифровизации?
– Однозначно да. Независимо от профиля специальности или направления подготовки современный выпускник университета должен понимать возможности и риски, связанные с применением новых цифровых технологий, владеть методами проектного управления, инструментарием работы с большими данными и инструментами визуализации, понимать основы кибербезопасности и обладать навыками работы с базами данных.
– Предъявляют ли потенциальные работодатели (в частности, ОАО «РЖД) требования к наличию цифровой квалификации у выпускников вуза?
– С каждым годом требования работодателей к уровню цифровой квалификации у выпускников вуза возрастают. ОАО «РЖД» не просто требует, но и активно способствует развитию необходимых цифровых компетенций у студентов и помогает нам, отраслевым железнодорожным вузам. Прежде всего в части оказания дополнительных образовательных услуг студентам-целевикам по ряду программ повышения квалификации (например, действует программа «Цифровые технологии на железнодорожном транспорте»).
Последние три года в ОмГУПСе реализуется три авторских класса по направлению цифровизации. Яркий пример – авторский класс для студентов-целевиков Свердловской железной дороги «Информатизация процессов и перспективные направления развития цифровой модели на железнодорожном транспорте».
– В период пандемии COVID-19 обучение студентов ОмГУПСа велось в электронной информационно-образовательной среде университета. С какими сложностями вы при этом столкнулись?
– Проблемы, я думаю, были у всех вузов схожие. Серьёзно возросла нагрузка на цифровую инфраструктуру университетов, прежде всего на серверное оборудование. Не все преподаватели оказались готовы к массовому ежедневному использованию технологий дистанционного электронного обучения.
Между тем университет оперативно закупил необходимое количество веб-камер, акустических систем, обеспечил каждому преподавателю возможность дистанционного проведения учебных занятий и консультаций студентов.
Подводя итог, могу сказать, что, несмотря на все сложности, мы оперативно справились со всеми техническими проблемами.
– Насколько университетские преподаватели в настоящее время готовы к переходу в цифровую реальность?
– Пандемия подтолкнула весь профессорско-преподавательский состав университета к активному освоению цифровых технологий. Процесс очень непростой. Разработан комплекс программ повышения квалификации для всех категорий сотрудников вуза. Ведь наряду с образовательным процессом в университете сейчас идёт первый этап цифровой трансформации – внедрение пакета программ, которые позволят расширить перечень сервисов для студентов, а для этого необходимо перестроить работу ряда подразделений вуза.
– Как вы считаете, в чём преимущество дистанционного обучения и сможет ли оно когда-либо заменить очное образование (особенно в части подготовки инженеров-транспортников)?
– Преимущество дистанционного обучения заключается в наличии возможности заниматься в удобное для студента время, доступа к широкому набору учебных материалов. Такое обучение даёт возможность использовать лучшее, что есть на данный момент в образовании, осваивать новейшие достижения информационных и телекоммуникационных технологий.
Но, по моему мнению, дистанционное обучение не должно заменить очное образование, особенно при подготовке инженеров. Необходимо взять то лучшее, что может дать дистанционное обучение, но сохранить личное общение преподавателя со студентами, обеспечить им доступ к лабораторной базе и практическую подготовку на предприятиях реального сектора экономики.
– Поделитесь планами относительно цифрового развития университета.
– Если кратко, то можно выделить следующие направления работы, которые будут способствовать цифровому развитию ОмГУПСа: развитие цифровой образовательной среды университета; участие в реализации национальных проектов «Образование», «Наука», «Цифровая экономика». Также планируем развивать взаимодействие с внешними партнёрами по вопросам формирования единой информационной модели данных университета в рамках консорциума «Цифровые университеты», расширения инфраструктуры, создания онлайн-сервисов с центром обработки данных CoreDataNet (центр расположен в Омске, он внесён в Национальный реестр операторов отрасли ЦОД и учтён в Генеральной схеме размещения центров обработки данных России. – Ред.).
Беседовала Юлия Соловьёва
СПРАВКА
Цифровые проректоры уже работают в таких учебных заведениях, как Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Тверской государственный университет (ТвГУ), Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва (Самарский университет), Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ), Национальный исследовательский университет МЭИ (НИУ «МЭИ»), Марийский государственный университет (МарГУ), Московский физико-технический институт (МФТИ), Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Московский политехнический университет (Московский Политех), Ульяновский государственный университет (УлГУ), Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), Томский государственный университет (ТГУ), Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС).