ОАО «РЖД» обеспечивает эффективное передвижение грузов от отправителя к получателю
Транспортно-логистическая конференция «PRO//Движение.Юг», организатором которой является ИД «Гудок», состоялась 16 апреля в Минеральных Водах. Конференция прошла в выставочном центре Минводы-ЭКСПО в гибридном формате: с ограниченным числом участников в зале и онлайн-участниками на цифровой платформе мероприятия. В общей сложности форум собрал более 500 участников, среди них – представители ОАО «РЖД», морских портов, операторы подвижного состава, логистические компаний, грузоотправители и банки.
На стратегической сессии «PRO//Тренды развития грузовых перевозок» игроки рынка, представленные в том числе на Юге России, обсудили перспективы развития грузовых перевозок. Для обеспечения их роста ОАО «РЖД» модернизирует существующую железнодорожную инфрастуктуру Южного и Северо-Кавказского регионов страны, а также предлагает отправителям грузов новые маршруты и сервисы.
«Железнодорожный транспорт играет важнейшую роль в развитии всех секторов экономики. Он позволяет осуществить рост промышленности, повысить инвестиционную привлекательность предприятий. ОАО «РЖД» совместно с органами исполнительной власти регионов ведут большую работу в части развития железнодорожной сети», – отметил во время церемонии открытия конференции помощник полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Владимир Надыкто.
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило в своём выступлении подчеркнул, что компания преодолела вызовы 2020 года. «Сейчас уже нужно двигаться дальше, чтобы железнодорожный транспорт со всем богатством его участников не стал сдерживающим фактором развития российской экономики», – сказал он. И добавил, что в апреле производственные показатели РЖД вышли на уровень допандемийного 2019 года.
«Апрель показывает, что экономика быстро восстанавливается. Мы активно выводим из резерва локомотивный парк, готовим сотрудников, чтобы обеспечить всё возрастающие объёмы перевозок», – отметил Алексей Шило.
Среднесуточная погрузка в отдельные дни апреля достигает 3,7 млн тонн, что является рекордом за последние несколько лет.
«Грузовая база есть, и необходимо сделать всё для того, чтобы грузы эффективно передвигались от грузоотправителя к грузополучателю. В одиночку с такими задачами справиться нельзя. При этом направлений для сотрудничества у нас очень много – это и технологическое взаимодействие, и планирование работы, использование IT-технологий, настройки транспортного законодательства. По любому из этих векторов сотрудничества мы готовы сегодня двигаться. Настрой грузоотправителей, портовиков, операторов и «Российских железных дорог» такой, что 2021 год должен показать рекордный результат работы», – подчеркнул Алексей Шило.
Дорога готова к грузам
Погрузка на Северо-Кавказской железной дороге (СКЖД) в 2020 году составила 60 млн 200 тыс. тонн. В основном это строительные материалы, нефть и нефтепродукты, каменный уголь, цемент и зерно. «В объёме сети это более 10%», – заметил Алексей Шило.
Для того чтобы обеспечить бесперебойную перевоку грузов и удовлетворить растущий спрос, компания занимается постоянным развитием инфрастуктуры магистрали. За последние три года построено 240 км новых вторых путей, которые работают на продвижение грузопотока к портам Азово-Черноморского бассейна, а также электрифицировано 147 км линий. «Это в том числе позволило повысить скорость перевозки», – отметил начальник СКЖД Сергей Задорин.
Годовой план инвестиционного бюджета магистрали на текущий год превышает 31 млрд руб. Из этой суммы более 13 млрд руб. будет направлено на развитие вторых путей на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, почти 6 млрд руб. пойдёт на обновление путевого комплекса. Часть средств будет направлена на проектирование и другие работы по развитию международного транспортного коридора «Север – Юг».
«Увеличение пропускных способностей к портам традиционно является приоритетным направлением работы на дороге. Благодаря развитию инфраструктурных мощностей, слаженной работе портов, припортовых станций, логистического центра СКЖД обеспечен неуклонный рост переработки грузов в портах Азово-Черноморского бассейна. Так, среднесуточная выгрузка выросла за последние 10 лет на 67,5%, превысив 4400 вагонов», – сказал Сергей Задорин.
Совместные настройки
В настоящее время грузоотправителям СКЖД предоставляется комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание: погрузочно-разгрузочные операции, раскредитация перевозочных документов, хранение груза, оформление товарно-транспортных накладных и последующая автомобильная доставка с грузового двора до склада получателя.
Так, для перераспределения транспортных потоков в адрес портов Азово-Черноморского бассейна клиентам предлагается воспользоваться услугами «сухого порта» на грузовом дворе станции Анапа, где организованы перевалка, терминальная обработка и последующая автомобильная доставка зерновых грузов в порты.
Здесь также открыт тыловой контейнерный терминал. Он позволяет осуществлять перевалку с железнодорожного на автомобильный транспорт танк-контейнеров со сжиженным природным газом, хранить порожние и гружёные контейнеры, в том числе с флекситанками для транспортировки жидких грузов.
«Мы строим отношения с компанией начала 2000-х, – говорит директор по развитию АО «ОТЭКО» Сергей Бадиковский. – Приведу один из последних примеров успешного взаимодействия железной дороги и портовиков. Так, за последние три месяца мы при взаимодействии с РЖД добились минимального количества отоцепок по маршруту следования. Это снизило маневровые затраты. Кроме того, запустили электровозную тягу. Это увечило вес поезда, его скорость и уменьшило негативное воздействие на окружающую среду».
Глава операционной логистики АО «МХК «ЕвроХим» Сергей Тимофеев рассказал, что в прошлом году рост объёмов перевозок удобрений по сети РЖД составил 3,7%. «В 2021 году компания планирует увеличить общий объём продукции, перевозимой железнодорожным транспортом, на 6% суммарно по всем предприятиям группы, – продолжает он. – Однако ежегодное наращивание объёмов такими темпами невозможно без синхронизации работы всех участников перевозочного процесса – грузоотправителей, операторов, ОАО «РЖД» и портов».
Для этого он считает необходимым выполнение ряда совместных мероприятий: развитие ближних и дальних подходов к портам, сквозное планирование, общедоступность информации для всех участников процесса, использование различных типов подвижного состава.
Гибкие перевозки
Участники конференции отмечали, что основным трендом грузовых перевозок является контейнеризация (см. справку).
Грузоотправители всё чаще делают свой выбор в пользу такого способа доставки грузов, оценив его универсальность при стыковке с любыми видами транспорта и другие преимущества – обеспечение сохранности груза, скорость перевалки и отсутствие необходимости в промежуточных складских услугах, отражающихся на снижении себестоимости перевозок.
«Контейнеризация грузов – это тренд, направленный не только на сокращение затрат при транспортировке грузов и повышение конкурентоспособности продукции на мировых рынках, но еще и механизм, предусматривающий гибкость в планировании доставки, сохранность и в целом повышение качества клиентского сервиса», – добавляет Сергей Тимофеев.
Со станций Северо-Кавказской магистрали в I квартале 2021 года перевезено 136,6 тыс. тонн грузов (за аналогичный период прошлого года – 60,7 тыс. тонн), 43,3 тыс. контейнеров ДФЭ (TEU), что на 12% больше, чем в январе – марте 2020 года.
На СКЖД ведётся работа по расширению географии курсирования контейнерных поездов и созданию оптимальных технологических условий для их формирования.
В I квартале текущего года введены новые направления курсирования контейнерных поездов со станции Новороссийск на станции Шувакиш, Жигулёвское Море, Селятино, Сборная-Угольная, Кресты и Ростов-Товарный, а также со станции Ростов-Товарный на станцию Сборная-Угольная.
В I квартале этого года со станций СКЖД в 19 направлениях проследовало 126 контейнерных поездов.
«Для контейнеров при малых затратах проще организовать точки выгрузки и погрузки. Мы готовы строить контейнерные площадки, готовы на наших существующих терминалах, грузовых дворах развивать это направление. При нынешней тенденции, когда практически все грузы можно везти в контейнере, – это будущее», – подчеркнул Сергей Задорин.
Коридор без барьеров
Делают ставку на дороге и на развитие транзитных перевозок по западному маршруту международного транспортного коридора «Север – Юг». Железнодорожная логистика через Азербайджан может составить конкуренцию перевозкам морским транспортом и быть привлекательной прежде всего для грузоотправителей с прилегающих к этому маршруту Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Приволжской магистралей.
Для ликвидации барьерных мест в 2021–2022 годах запланирована реконструкция железнодорожной линии с переводом её на переменный ток. В настоящее время на постоянном токе остался участок от Баку до станции Ялама (163 км) в Азербайджане, пограничный перегон Ялама – Самур (11 км) и участок Самур – Дербент (33 км) в России.
Ещё одним барьерным местом транспортного коридора является невозможность проведения пограничного и таможенного контроля на границе из-за отсутствия технических возможностей на станции Самур. В связи с этим поезда следуют 41 км до станции Дербент.
С учётом требований российского законодательства пункт пропуска планируется разместить в непосредственной близости от государственной границы – на новой станции Самур-2. Завершить работы планируется в 2022 году.
«Мы постоянно ищем для грузоотправителей максимально удобные способы доставки грузов. Со своей стороны уже фиксируем трёхкратный рост объёмов перевозимых грузов по этому направлению», – отметил генеральный директор АО «РЖД Логистика» Дмитрий Мурев.
Виталий Маслюк
СПРАВКА
Тема развития грузовых перевозок, в том числе контейнерами, обсуждалась и на встрече президента России Владимира Путина с генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым 6 апреля. Глава компании рассказал, что в прошлом году был поставлен рекорд – объём контейнерных перевозок достиг 5 млн 800 тыс. условных двадцатифутовых контейнеров. «При этом появились флекситанки, лайнер-бэги, контейнеры Оpen top, и даже уголь в прошлом году повезли в контейнерах», – уточнил глава компании.
По его словам, объём именно контейнерного транзита из Китая вырос более чем на 50%.
«Ограничения, как выяснилось в конечном итоге, и бездокументарная работа дали преимущества железной дороге. Груз перешёл на железную дорогу, мы сумели этим воспользоваться», – сказал президенту Олег Белозёров.
Средняя скорость в транзите контейнера – более 1050 км/сут. по дорогам РФ. По этому показателю РЖД находятся в тройке лучших железных дорог мира, намного опережая страны ЕС, где транзитные контейнерные грузы преодолевают 200–250 км/сут. В этом году контейнерный поток продолжил расти. Так, в марте он увеличился на 55% к аналогичному периоду прошлого года.