Современный рынок труда диктует новые требования к специалистам. По результатам исследования, проведённого в прошлом году компанией Boston Consulting Group, больше всего работодатели ценят такие «мягкие» (или общие) навыки сотрудников, как коммуникация, работа в коллективе, решение нестандартных задач, организованность, эффективное управление. Особое место в перечне общих компетенций принадлежит цифровым навыкам, одинаково актуальным для всех сфер деятельности в современном мире. К такому же выводу пришли эксперты Национального агентства развития квалификаций, проведя свой мониторинг состояния отечественного рынка труда.
Почему в настоящее время уделяется повышенное внимание «мягким» навыкам? На это есть несколько причин.
Во-первых, мы живём в эпоху глобализации. Глобализируются рынок труда, сферы применения технологий. Рушатся барьеры между странами и отдельными предприятиями. Производственные цепочки, потребительские товары, научные знания и культурные коды возникают и существуют в сверхсвязном мире, где усиливается роль транснационального сотрудничества. В результате такие навыки, как профессиональная коммуникация, умение взаимодействовать с коллегами и находить компромисс, выходят за рамки узких производственных коллективов.
Связность компаний обеспечивается по всему миру, что означает не только синхронизацию бизнес-процессов и технологических стандартов, но и схожие требования к кадрам на разных континентах. Одним из ключевых требований, которые глобальные компании в настоящее время предъявляют к своим потенциальным сотрудникам, становится способность к кросс-культурным взаимодействиям. По этой причине необходимо двигаться в сторону расширения интеграции разных квалификаций, создания открытого цифрового пространства в сфере их развития и умения работать на рынке труда без границ.
Во-вторых, усложняются бизнес-процессы. Это касается практически всех сфер – от традиционных производств до науки и проектирования, создания и внедрения технологий. Поэтому в настоящее время очень важно обладать такими компетенциями, как умение решать сложные задачи и гибко реагировать на потребности заказчиков. Особую роль приобретают эмоциональный интеллект (способность выражать свои эмоции и управлять ими, а также понимать эмоции, чувства, намерения и желания других людей) и критическое мышление (способность анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, чтобы на практике применять полученные результаты).
В-третьих, человечество находится на пути к цифровому миру. Цифровизация, то есть перевод всех видов информации в цифровую форму, проникает абсолютно во все сферы деятельности. Она меняет подход к управлению предприятиями, городами и даже собственной жизнью. Уже сейчас цифровые технологии являются универсальной средой, через которую любые решения продвигаются в массовую практику. Они помогают оптимизировать процессы на рынке труда, оценить качество подготовленных специалистов. А это, в свою очередь, поможет правильно выстраивать процессы по кадровому обеспечению. Среди актуальных «цифровых» компетенций можно выделить информационную грамотность; способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время Национальное агентство развития квалификаций поставило перед собой несколько задач: формализовать взгляды и требования к общим компетенциям, которые сформировались в профессиональном сообществе и в обществе в целом; создать условия, при которых «мягким» навыкам будет уделяться реальное внимание в ходе обучения специалистов и при работе с населением. Также крайне важным является создание условий для адаптации молодёжи к реалиям рынка труда в XXI веке. Дело в том, что нынешние студенты и даже выпускники образовательных учреждений не всегда понимают, что такое квалификация, какие требования к ней предъявляются, какие есть перспективы на рынке труда. В школах и колледжах не учат строить профессиональную и карьерную траекторию, хотя это одна из наиболее востребованных современных компетенций.
СПРАВКА
Автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций» (АНО «НАРК») учреждена Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) в 2006 году для организации работы по формированию Национальной системы квалификаций. Среди основных целей и задач НАРК – содействие развитию национальной системы квалификаций в стране; содействие становлению независимых, в том числе общественно-государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.