Думать о каждом

Думать о каждом

В ОАО «РЖД» наметили приоритеты развития социальной политики до 2025 года
В ближайшие пять лет конкуренция за персонал, особенно перспективных и высококвалифицированных специалистов, на российском рынке труда будет усиливаться. Работодатели уже сегодня задумываются о том, чем будут привлекать новые кадры в будущем и мотивировать их на продолжительную работу в компании. Как показывают многочисленные опросы соискателей, один из главных факторов – социальная поддержка и забота о благополучии сотрудников в самом широком смысле. Это подразумевает как льготы, так и возможности для оздоровления, самореализации и духовно-нравственного развития.

В ОАО «РЖД» исторически уделяется большое внимание социальным вопросам, а Коллективный договор компании считается одним из лучших в стране по своему наполнению. Статус социально ориентированного работодателя в РЖД намерены сохранить. Цель компании – к 2025 году обеспечить рост социального благополучия работников и неработающих пенсионеров. «Инвестиции в человеческий капитал – вложения со стороны компании, но завтра это будет нашим основным конкурентным преимуществом», – подчёркивает начальник Департамента социального развития ОАО «РЖД» Юлия Алексеева.

Современные исследования показывают, что чем лучше человек себя чувствует, тем выше производительность его труда. Обеспечивая рост социального благополучия сотрудников, компания также повышает их лояльность и вовлечённость, отмечает Юлия Алексеева. «Для достижения этой цели мы выделили для себя четыре направления работы: это жилищная политика, социальный пакет и система поощрений, социальная инфраструктура, поддержка по окончании трудовой деятельности. В Программе развития человеческого капитала до 2025 года прописали, что мы должны сделать по каждому пункту», – пояснила она.

В ОАО «РЖД» продолжат идти по пути персонификации и повышения адресности льгот, гарантий и компенсаций, закреплённых Коллективным договором. У работников появится возможность формировать свой перечень льгот по принципу конструктора в зависимости от индивидуальных потребностей, а компания со своей стороны будет предлагать на выбор несколько вариантов уже сформированных социальных пакетов на условиях софинансирования.

Как отметили в Департаменте социального развития, в компании уже в этом году начнут работу по подготовке разных вариантов соцпакетов. После того как будет сформировано несколько наборов льгот и гарантий, проект протестируют на полигоне одной из дорог и, если всё пройдёт успешно, предложат к распространению на сеть ориентировочно к 2022 году.

Часть льгот работник будет получать за проявленную активность, вовлечённость в решение корпоративных задач и участие в значимых для компании проектах. Это так называемый бонусный соцпакет, который предусмотрен уже в действующей редакции Коллективного договора и сейчас тестируется в ряде подразделений, в основном на Северной дороге. В этом году бонусный соцпакет в пилотном режиме будут предоставлять также дальневосточникам и сотрудникам некоторых подразделений Центральной дирекции управления движением и Западно-Сибирской дирекции связи. Всего в 2021 году в проекте планируется задействовать порядка 25 тыс. работников.

В компании намерены точно просчитать, как предоставление социальных льгот сказывается на персональной мотивации. В РЖД рассчитывают, что, получив эти данные, повысят эффективность социальных расходов и смогут динамично менять мотивационную схему.

Одна из наиболее существенных льгот со стороны компании – субсидирование приобретения жилья. Юлия Алексеева напомнила, что в прошлом году в компании актуализировали Концепцию жилищной политики, сохранив при этом все действующие меры поддержки и добавив несколько новых возможностей. К примеру, в ОАО «РЖД» взяли на себя обязательство полностью гасить проценты по железнодорожной ипотечной программе кредитования работникам со стажем в отрасли более 35 лет. Теперь в компании прорабатывают новые программы и механизмы жилищной поддержки. Запланировано, в частности, целевое обновление жилого фонда (реновация) в населённых пунктах, расположенных вдоль железнодорожных магистралей, для обеспечения жильём работников дефицитных и востребованных профессий, а также молодых специалистов. Согласно Программе развития человеческого капитала до 2025 года, не менее 79,5% объектов специализированного жилищного фонда должны быть приведены в соответствие новым стандартам благоустройства.

Для повышения качества жизни работников в ОАО «РЖД» будут развивать и модернизировать социальную инфраструктуру. Особое внимание, по словам Юлии Алексеевой, будет уделяться местам локального проживания и населённым пунктам на отдалённых и малонаселённых территориях. Предполагается классифицировать объекты для отдыха и оздоровления работников ОАО «РЖД», присвоив им «звёзды», и внедрить стандарт обслуживания, соответствующий уровню сервиса на рынке аналогичных услуг.
«Мы нацелены на превращение наших социальных объектов в многофункциональные центры. В этом году проведём опрос, каких услуг не хватает в зоне нахождения объектов, посмотрим, что из этого можно взять, и постараемся уже к 2022 году выйти с предложением о развитии таких услуг», – заметила Юлия Алексеева.

К 2025 году в компании рассчитывают предоставлять сотрудникам персональный и вариативный социальный пакет, многовекторную жилищную программу, многофункциональные и клиентоориентированные объекты социальной инфраструктуры, подчёркивает Юлия Алексеева.


Здоровье в приоритете

Второе направление развития социальной сферы – это популяризация здорового образа жизни и создание условий для занятия спортом. Сюда входят: обеспечение здорового питания на рабочих местах, проведение спортивных мероприятий, оздоровление и отдых сотрудников.


Напомним, что летом прошлого года в ОАО «РЖД» утвердили Концепцию здорового образа жизни на 2020–2025 годы. Документ включает девять основных направлений: профилактика потребления табака; снижение потребления алкоголя; здоровое питание на рабочем месте; повышение физической активности; сохранение психологического здоровья и благополучия; профилактическая медицина; условия труда; просветительская работа; мотивация.

Задача компании – в течение пяти лет создать на рабочих местах условия, мотивирующие сотрудников отказаться от вредных привычек в пользу здоровьесберегающего поведения.

Некоторые меры по популяризации здорового питания в компании уже приняли. Так, в производственных столовых предлагается сбалансированное меню, вводится маркировка «Здоровое питание» на блюдах и напитках. В перспективе планируется ограничить продажи продуктов с высоким содержанием соли, сахара и насыщенных жиров, а также разработать комплексную программу по формированию системы здорового питания и питьевого режима.

Для развития массового спорта на всех дорогах продолжит разворачиваться сеть физкультурно-спортивных клубов. В ближайшие пять лет на всех линейных предприятиях должны быть созданы условия для занятия спортом. На данный момент открыто 540 физкультурно-спортивных клубов. «В этом году нам необходимо подумать над их развитием, предоставлением этой услуги большему количеству сотрудников», – заметила Юлия Алексеева.

Ключевой целевой ориентир – увеличить долю сотрудников, которые регулярно занимаются спортом, с 36% до 55%. Иными словами, к 2025 году каждый второй работник компании должен иметь возможность и желание вести активный образ жизни, принимать участие в различного рода спортивных соревнованиях и мероприятиях.

Помимо популяризации спорта, в компании будут работать над повышением качества санаторно-курортного лечения. Как уточнили в Департаменте социального развития ОАО «РЖД», планируется разработать новые программы оздоровления с учётом географических особенностей расположения санатория и наличия уникальных природных ресурсов.


Культурное просвещение

Духовно-нравственное развитие работников – третий значимый приоритет для ОАО «РЖД». «В этом блоке мы видим три основных направления работы – это корпоративные социальные проекты, культурно-массовые мероприятия и развитие корпоративного волонтёрства», – уточнила Юлия Алексеева.

В части развития социальных проектов начальник Департамента социального развития особый акцент сделала на проектах, ориентированных на детей и подростков. «Пульт управления» уже рассказывал о том, что в ОАО «РЖД» к 2025 году планируют более чем в два раза увеличить охват школьников профориентационными мероприятиями – с 30 до 80 тыс. человек в год. Во многом это станет возможно за счёт развития онлайн-формата, в части организации иммерсивных лагерей на диджитал-платформе. Такой формат в компании отработали во время пандемии, когда из-за эпидемиологической ситуации практически не проводились очные смены.

В Департаменте социального развития отмечают, что онлайн-формат теперь станет неотъемлемой составляющей работы с детьми. Вместе с тем в компании намерены провести масштабную работу по пересмотру очных программ в детских оздоровительных лагерях. В компании приступили к разработке единой программы комплексного развития ребёнка в лагерях ОАО «РЖД». Это будет стандарт для всех объектов, который позволит повысить качество отдыха детей.

Для эффективного выявления, поддержки и развития способностей и талантов работников, членов их семей и неработающих пенсионеров в компании будет создана система культурно-просветительской деятельности. Это закреплено в Программе развития человеческого капитала. По данным за предыдущие годы, на 49 объектах культуры ОАО «РЖД» в докоронакризисные времена ежегодно проводилось более 16 тыс. культурно-массовых мероприятий ежегодно. Согласно плановым параметрам, к 2025 году количество посещений культурно-досуговых мероприятий увеличится на 25% к уровню 2019 года. Это станет возможным за счёт предложения новых услуг.

Кроме того, компания продолжит развивать корпоративное волонтёрство. В прошлом году произошли значительные подвижки в этой сфере – на сети было создано 85 волонтёрских штабов. По последним данным, более 2 тыс. сотрудников постоянно участвуют в волонтёрских акциях, тысяча из них присоединились к российскому волонтёрскому движению. Разово в какой-либо акции участвовали 11% сотрудников ОАО «РЖД», это почти 85 тыс. человек. К 2025 году в компании рассчитывают увеличить долю сотрудников, вовлечённых в волонтёрскую деятельность, – до 13%.
«Мы должны создавать такие условия, чтобы сотрудник мог проявлять естественную потребность помогать другим людям. Это должно быть не только в период пандемии и не только по отношению к ветеранам, – заявила Юлия Алексеева. – На молодёжном форуме мы обсуждали корпоративное волонтёрство, и у молодёжи было много предложений по развитию этого направления. Поэтому мы его будем развивать, наполнять и поддерживать».

В ОАО «РЖД» также обратили внимание на сложности, прежде всего эмоциональное выгорание, с которым сталкиваются работники предпенсионного возраста. Поэтому для них будет создан отдельный, направленный на адаптацию проект «Новая жизнь». В этом вопросе компания планирует взаимодействовать с БФ «Почёт».
«И наконец, ещё одна важная для нас задача – цифровизация. Нам нужно создать удобные проактивные цифровые сервисы на базе сервисного портала, с помощью которых работник сможет просто, быстро и удобно получить нужную информацию или льготу. Более того, эти сервисы сами должны подсказывать ему, какой льготой он сможет воспользоваться в данный момент. В 2021 году мы должны сделать не менее 10 таких сервисов на портале, а в последующем их будет ещё больше», – резюмирует Юлия Алексеева.

Мария Абдримова
Попасть в топ
Юлия Жарикова, заместитель начальника службы управления персоналом – начальник отдела подготовки кадров Центральной дирекции по ремонту пути ОАО «РЖД»,

Центральная дирекция по ремонту пути развивает сотрудников

Рубрики: Кадры
На первых ролях

Профсоюзные вопросы должны решаться по-новому

Рубрики: Кадры
Ценный актив
Дмитрий Ботанин, генеральный директор «РЖД Бизнес Актив – Забайкальск» ,

Инженеры востребованы Дальним Востоком

Рубрики: Кадры
Загрузить работой

С 1 января 2025 года в России стартует национальный проект «Кадры»

Рубрики: Кадры
Женский взгляд
Ирина Костенец, советник генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД», сопредседатель Координационного совета по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин ,

В РЖД создают возможности для развития сотрудниц

Рубрики: Кадры

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru