Экологическую повестку сегодня формирует не только необходимость решения проблем в области защиты окружающей среды, изменения климата, рационального использования ресурсов. Наряду с этим важное значение отводится развитию «зелёной» экономики. Всё большее число инвесторов при принятии решений о вложении средств в отрасль, компанию, проект учитывают влияние на экологию и оценивают шаги по минимизации вреда. ОАО «РЖД» продолжает сохранять лидерство в части привлечения средств на экологически чистые проекты.
Всё только начинается
Интерес к «зелёному», или, как его ещё называют, ответственному, инвестированию растёт по всему миру. Оно предполагает привлечение денежных средств под проекты, связанные с возобновляемой энергией, повышением энергоэффективности, экологически чистым транспортом, охраной и защитой окружающей среды.
В 2019 году в мире был установлен рекорд по объёму «зелёного» финансирования – он достиг $465 млрд. В 2020 и 2021 годах рост продолжился, несмотря на пандемию COVID-19 и действующие в странах ограничения.
Global Infrastructure Hub оценивает потенциал рынка в финансировании «зелёных» проектов в $5,8 трлн к 2030 году.
«Совершенно очевиден переход глобальной экономики на «зелёные» рельсы. Его основные тренды – декарбонизация и достижение углеродной нейтральности, появление новых материалов и целых новых индустрий, например водородной энергетики», – говорится в обзоре инвестиционной компании «Финам».
В Европе уже сейчас больше половины активов управляются инвесторами, которые обращают внимание на нефинансовые факторы. По данным компании EY, 97% институциональных инвесторов проводят оценку компании на предмет её ответственности перед обществом и влияния на окружающую среду. Для примера: датский пенсионный фонд РКА продал свои доли в 35 мировых нефтегазовых компаниях. Своё решение объяснили просто – компании недостаточно боролись с изменением климата.
«По мере того как мы пытаемся справиться с пандемией и экономическим кризисом, не надо забывать ещё об одной угрозе – изменении климата, – говорит директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева. – Это, с одной стороны, представляет фундаментальный риск для экономической и финансовой стабильности. Однако с другой – это возможность стимулировать рост и создать новые, связанные с «зелёной» экономикой рабочие места».
Пионеры экобондов
России для экологизации и декарбонизации экономики в ближайшие годы потребуется минимум 5,9–7 трлн руб., подсчитали эксперты InfraOne Research, аналитического подразделения инвестиционной компании InfraOne.
«В эту оценку мы включили только основные проекты – создание инфраструктуры для переработки бытовых отходов, обновление и развитие транспорта, минимальное благоустройство и озеленение, а также минимальные необходимые мероприятия в сфере защиты и восстановления окружающей среды», – пояснили в InfraOne Research.
По мнению первого заместителя председателя правления Сбера Александра Ведяхина, общий объём рынка «зелёного» финансирования в России составит примерно 3 трлн руб. до 2023 года включительно.
Первый вице-президент Газпромбанка Денис Шулаков признаёт, что пока объём выпущенных экобондов в стране небольшой. «Причём большая часть выпущена ОАО «РЖД», – подчёркивает он.
Напомним, РЖД стали первой компанией из России и СНГ, разместившей «зелёные» еврооблигации. Ещё в мае 2019 года компания разместила ценные бумаги на международном рынке на сумму 500 млн евро на восемь лет по ставке 2,2%.
В марте прошлого года холдинг осуществил второе размещение «зелёных» еврооблигаций на 250 млн швейцарских франков сроком на шесть лет. Ставка купона составила 0,84%.
Уже в сентябре прошлого года ОАО «РЖД» закрыло книгу заявок в объёме 100 млрд руб. по ставке 7,25% по первому в истории России выпуску бессрочных облигаций, которые получили подтверждение о соответствии российским и международным стандартам «зелёного» финансирования. Размещение стало крупнейшим по объёму в истории ОАО «РЖД» и самым крупным «зелёным» размещением среди российских компаний.
Наконец, 16 марта 2021 года ОАО «РЖД» разместило бессрочные «зелёные» евробонды объёмом 250 млн швейцарских франков с доходностью 3,125%.
Организаторами выступили Credit Suisse, Сбербанк КИБ и «ВТБ Капитал».
«Размещение привлекло существенный интерес со стороны инвесторов, что позволило сузить ориентир доходности с первоначальных 3–3,25% до 3,125–3,25%. Финальная доходность выпуска составила 3,125%», – пояснил руководитель управления рынков долгового капитала «ВТБ Капитал» Андрей Соловьёв.
Большая часть заявок пришлась на швейцарских инвесторов.
«Традиционно РЖД являются первопроходцем на рынках долгового капитала, и это размещение не стало исключением. РЖД стали первым российским эмитентом, разместившим «зелёные» бессрочные бонды, деноминированные в швейцарских франках. Фокус на новые инструменты, подчёркивающие важность экологической составляющей, продолжает обеспечивать РЖД лидерство на этом рынке», – подчеркнул Андрей Соловьёв.
Александр Ведяхин отмечает, что «зелёные» рынки ценных бумаг становятся всё значимее. «Поэтому наша работа по размещению облигаций российских эмитентов продиктована этими изменениями. В России этот рынок находится в стадии активного формирования, и мы принимаем в этом самое деятельное участие. Выпуск «зелёных» бессрочных еврооблигаций в швейцарских франках такого крупного корпоративного клиента, как РЖД, подтверждает, что российские компании готовы к таким изменениям и поддерживают их», – добавил он.
В Департаменте экологии, промышленной безопасности и охраны труда РЖД рассказали «Пульту управления», что привлечённые средства «зелёного» финансирования ОАО «РЖД» направляет на закупку современного подвижного состава, соответствующего самым передовым требованиям по комфортности, энергосбережению и экологичности.
«Примером таких закупок является электроподвижной состав «Ласточка» и «Сапсан». Эти электропоезда сегодня наилучшая альтернатива междугородной перевозке пассажиров автобусным парком и авиатранспортом. При этом железнодорожным транспортом на электротяге в атмосферу выбрасывается в 75 раз меньше СО2, чем автомобильным, и в 720 раз меньше, чем авиатранспортом», – пояснили в ЦБТ.
С 2025 года компания планирует отказаться от закупок тепловозов и станет приобретать лишь экологически чистый подвижной состав.
На Сахалине, где ОАО «РЖД» совместно с администрацией Сахалинской области, «Росатомом» и Трансмашхолдингом реализует проект создания первого водородного пассажирского поезда на базе рельсового автобуса РА3, подготовлены эксплуатационная и финансовая модели, разработано технико-экономическое обоснование проекта пассажирских перевозок по острову. К 2024 году будет создан первый состав, а в период с 2025 по 2030 год на пригородной сети появится сначала семь, а потом и 13 составов мощностью 150–160 кВт.
Рынку нужны правила игры
По словам Дениса Шулакова, тормозит развитие рынка экобондов законодательная неурегулированность многих вопросов, отсутствие понятных всем правил игры.
Устранением этих пробелов в нашей стране занимается государственная корпорация развития ВЭБ.РФ. Здесь продолжается разработка методологии по оценке «зелёных» проектов. В работе над документом принимают участие крупные российские компании, в том числе ОАО «РЖД».
«Методические рекомендации по «зелёным» финансам заложат основу становления российского национального рынка в этой области. Рассчитываем, что этот сектор поможет ускорить экономический рост, а реализующие «зелёные» проекты инвесторы смогут рассчитывать на премию и от рынка, и в перспективе от государства. А граждане России получат высокопроизводительные рабочие места и благоприятную окружающую среду для себя и своих детей», – говорит первый заместитель председателя ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко.
По его словам, разрабатываемая система «зелёного» финансирования прошла уже две большие стадии обсуждения – общественные слушания и рассмотрение членами межправительственной рабочей группы в январе – марте этого года.
«К настоящему моменту после обработки более 600 комментариев и внесения изменений мы уверены в том, что получившийся продукт отвечает наиболее передовым мировым стандартам, соответствует запросам российского рынка и национальным целям России в сфере модернизации экономики и защиты климата», – подчеркнул Алексей Мирошниченко.
Например, в России будут считать «зелёными» и проекты атомной энергетики, экотуризма, водородного и газомоторного транспорта, лесоклиматические и сельскохозяйственные проекты, проекты транспортной инфраструктуры, а также проекты, снижающие выбросы углекислого газа.
«Эти направления признаны «зелёными» и в других странах мира – по сути, мы адаптировали под российскую реальность мировые стандарты. Это позволит повысить уровень доверия к создаваемой системе со стороны иностранных инвесторов, где уже развит и пользуется спросом механизм «зелёных» облигаций», – подчеркнул глава Министерства экономического развития Максим Решетников.
Власти Москвы уже сообщили, что первыми из регионов выпустят «зелёные» облигации, а полученные деньги направят на проекты по снижению негативного влияния на окружающую среду и сохранению природных ресурсов.
Банк России со своей стороны тоже присматривается к этому инструменту и рассматривает возможность выпуска первых «зелёных» государственных облигаций.
«Сегодня уже на Московской бирже есть секция, где есть «зелёные» облигации. Их недостаточно, но рынок будет развиваться. Москва недавно заявила о планах выпуска таких облигаций. Германия уже выпустила на уровне государства «зелёные» облигации. Мы начали проводить с Минфином первые консультации насчёт выпуска федеральных «зелёных» облигаций. Поэтому рынок будет расширяться быстрее, чем нам кажется сегодня», – заявил первый заместитель председателя Центробанка Сергей Швецов.
Доверяй, но проверяй
Руководитель Центра «Россия – ОЭСР» РАНХиГС Антонина Левашенко обращает внимание на необходимость соблюдения эмитентами взятых на себя обязательств. В качестве одного из ярких примеров она приводит громкое дело середины 2010-х годов, связанное с деятельностью Volkswagen, которое почти сразу окрестили «дизельгейтом».
Напомним, шесть лет назад мировой автопром потряс мощный скандал – американское Управление охраны окружающей среды обвинило концерн Volkswagen в том, что компания устанавливала на свои автомобили программное обеспечение, которое позволяло получать заниженные результаты на тестах по уровню выброса вредных веществ. Руководство автогиганта призналось в фальсификации. К лету 2020 года «дизельгейт» уже обошёлся концерну более чем в 30 млрд евро. Большая часть этих денег ушла на штрафные и компенсационные выплаты в США.
«Акции компании обрушились. Это были, с одной стороны, гигантские финансовые, а с другой – репутационные потери», – добавляет Антонина Левашенко.
Виталий Маслюк