Тоннели выводят на свет
ОАО «РЖД» приступает к строительству нового Керакского тоннеля на перегоне Ульручьи – Ковали Транссибирской магистрали в Амурской области.
Действующий тоннель длиной 910 м был построен в 1910–1911 годах. Взамен будет построен новый тоннель (926 м), который позволит увеличить скорость движения поездов и пропускную способность на этом участке. Проектными решениями, получившими положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России», предусматривается строительство на новой оси двухпутного железнодорожного тоннеля на расстоянии порядка 25 м от существующего. По завершении строительства действующий сейчас тоннель будет использоваться как эвакуационное и дренажное сооружение.
Модернизация железных дорог Восточного полигона включает несколько проектов по реконструкции и строительству тоннелей. Так, в этом году завершается второй этап реконструкции тоннеля под рекой Амур у города Хабаровска. Завершается строительство нового Байкальского тоннеля длиной 6682 м на перегоне Дельбичинда – Дабан на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Здесь ведётся монтаж оборудования и пусконаладка инженерных систем. В 2021 году новый тоннель будет введён в постоянную эксплуатацию.
В ближайшее время начнутся работы по строительству нового Дуссе-Алиньского тоннеля на участке Ургал – Постышево БАМа в Хабаровском крае. Проектом предусмотрено строительство однопутного тоннеля длиной 1824 м и подходов к нему. В 2021 году планируется завершить разработку проектной документации по обходу участка Шкотово – Смоляниново в Приморском крае, где предусматривается строительство двух однопутных тоннелей длиной 1450 и 1420 м. Также продолжаются инженерные изыскания и разработка проектной документации по реконструкции пути и дренажно-транспортной штольни Северомуйского тоннеля.
Электрификация участка
22 марта министр транспорта РФ Виталий Савельев, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и губернатор Забайкальского края Александр Осипов в формате телемоста открыли движение поездов по электрифицированному участку Борзя – Забайкальск.
«Он стал завершающим этапом электрификации 365-километрового участка от станции Карымская до станции Забайкальск – крупнейшего железнодорожного пункта пропуска на российско-китайской границе», – отметил Виталий Савельев.
«Электрификация участка повысит его пропускную способность, что позволит обеспечить рост объёма перевозок между Россией и Китаем. Помимо этого переход на электротягу не только существенно снизит эксплуатационные расходы дороги, но и за счёт использования электровозов значительно сократит воздействие железнодорожного транспорта на экологию», – сообщил Олег Белозёров.
Электрификация железнодорожного участка Борзя – Забайкальск является частью проекта реконструкции железнодорожной линии Карымская – Забайкальск, соединяющей Транссиб и погранпереход Забайкальск – Маньчжурия на границе с Китаем. Инвестиции ОАО «РЖД» составили более 9,3 млрд руб. Пропускная способность южного направления ЗабЖД увеличится до 110 пар поездов в сутки.
Новые локомотивы появятся в 2023 году
Делегация ОАО «РЖД» во главе с заместителем генерального директора – начальником Дирекции тяги Олегом Валинским 17 марта посетила площадки холдинга «Синара – Транспортные машины», где планируется наладить выпуск перспективных магистральных грузовых тепловозов 2ТЭ35А и электровозов 2ЭС6А, а также их комплектующих. «Мы ждём появления первых опытных образцов тепловоза 2ТЭ35А и электровоза 2ЭС6А. Машины разработаны в полном соответствии с техническими требованиями ОАО «РЖД» и учитывают все эксплуатационные условия, в которых данному локомотиву предстоит работать. Для нас важно не только производство, испытания и поставки локомотивов, но и качество – как самих машин, так и их комплектующих. Отдельное внимание мы уделяем гарантиям их сервисного обслуживания в период жизненного цикла», – отметил Олег Валинский.
Новые локомотивы планируется производить в производственной кооперации с применением отечественной компонентной базы. Асинхронные тяговые приводы для обеих серий локомотивов обеспечат поосное регулирование силы тяги, более высокую энергоэффективность и надёжность в эксплуатации. Конструкционная скорость машин составит 120 км/ч. Двух- и трёхсекционные электровозы постоянного тока (2ЭС6А и 3ЭС6А) создаются для вождения поездов массой до 9000 тонн на участках Урало-Сибирского полигона. Магистральный тепловоз 2ТЭ35А предназначен для вождения поездов массой 7100 тонн по неэлектрифицированным участкам со сложным рельефом.
Работы на Восточном полигоне
Вице-премьер Марат Хуснуллин ознакомился с ходом реконструкции железных дорог Восточного полигона. Он осмотрел строящиеся на участках Белогорск-2 (Амурская область) – Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань (Хабаровский край) объекты железнодорожной инфраструктуры и электроснабжения. В частности, Марат Хуснуллин ознакомился с ходом реконструкции станции Белогорск-2, а также строительства второго пути на перегоне Эльдиган – Тудур и модернизации станции Селихин. Ввод в строй данных объектов позволит значительно увеличить весовую норму поездов и пропускную способность восточных участков Транссиба и БАМа. Во время визита вице-премьера обсуждались вопросы строительства второго пути на всём протяжении линии Комсомольск-на-Амуре – Ванино и перспективы электрификации участков Волочаевка-2 – Комсомольск-Сортировочный и Комсомольск-Сортировочный – Ванино. Завершить работы и запустить электровозы на этих направлениях планируется в 2024 году.
НЕ ПРОСТО СЛОВА
Отдельно остановлюсь на задачах по Восточному полигону в 2021 году. Предстоит завершить работы на всех объектах первого этапа и сконцентрироваться на 31 объекте второго этапа, причём мы должны ввести их в эксплуатацию уже в 2022 году.
Хочу подчеркнуть, что это задача не только строительного блока, но и всех подразделений производственных вертикалей на дорогах Восточного полигона. Все работы, как и в прошлые годы, будут выполняться в условиях предельно интенсивной перевозочной деятельности.
В прошедшем году совместно с Минтрансом проведена масштабная работа по нормативно-правовому регулированию. Совершенствование нормативной базы идёт по всем ключевым направлениям: эксплуатация железных дорог, строительство, международная деятельность. В плановом порядке реализуются мероприятия по «регуляторной гильотине». Хочу поблагодарить Министерство транспорта и Федеральное агентство железнодорожного транспорта за эту важнейшую работу.
Компания начала подготовку предложений по правовой модели рынка перевозок, которую мы представим во II квартале. Кроме того, в первой половине 2021 года мы должны завершить формирование нормативной базы в области беспилотного вождения. Наша общая задача состоит в том, чтобы нормативная база не только не сдерживала, но и работала на опережение, создавала необходимые условия развития.
Олег Белозёров,
генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» на итоговом заседании правления
19 февраля 2021 года