Преподаватели отраслевых учебных заведений применяют передовые техники для обучения слушателей
От квалификации педагогов во многом зависит уровень подготовки будущих специалистов. Поэтому всё больше компаний выстраивают тесное взаимодействие с учебными заведениями – приглашают преподавателей на производство, организуют для них мастер-классы и открытые лекции. Так, например, в ОАО «РЖД» ежегодно проходит Всероссийский смотр-конкурс профессионального мастерства преподавателей профильных образовательных организаций, на котором участники демонстрируют свои знания и навыки, а также общаются с руководством компании и узнают актуальную информацию о развитии отрасли. Последний (11-й по счёту) конкурс был проведён в преддверии 2021 года.
Изначально в мероприятии принимали участие только преподаватели учебных центров профессиональных квалификаций (УЦПК) компании, но в 2020 году к ним присоединились представители отраслевых университетов, колледжей и техникумов. Организацией и проведением конкурса занимался Центр передовых технологий управления персоналом и профессионального обучения ОАО «РЖД».
Заявки на участие в конкурсе подали более 330 человек со всей сети. Из-за ограничений, вызванных неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в стране, конкурсанты впервые соревновались в дистанционном формате.
«До этого года мы проводили конкурс в офлайне – лично общались с преподавателями, оценивали их навыки. Но в сложной эпидемиологической ситуации было принято решение перенести конкурс в онлайн. Я благодарен своим коллегам за то, что мы смогли так быстро перестроить формат, – рассказал заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский. – Участники обменивались опытом, изучали передовые методы преподавания. Я был рад увидеть, что наши преподаватели готовы осваивать новые площадки для общения со слушателями, использовать новые педагогические инструменты».
Основная тема конкурса – игропедагогика. В последнее время эта новая образовательная технология набирает популярность. Её суть в активном вовлечении слушателей в процесс обучения с помощью игр, дискуссий и импровизаций. Игропедагог совмещает функции модератора, режиссёра, сценариста, организатора, ведущего и преподавателя. Он находится внутри процесса, выступает в роли некоего персонажа, который создаёт более неформальную и доверительную атмосферу внутри учебной группы. В такой ситуации участникам легче пробовать новое, преодолевать барьеры и страхи. Все задачи и проблемы моделируются через образы и преподносятся в форме игры. При этом в процессе работы игропедагог анализирует ход игры, действия игроков и свои собственные. В своей деятельности он может расставлять разные акценты: развитие мышления игроков, их личностные качества, специфика взаимодействия в группе.
Профессия «игропедагог» включена в альманах «Атлас новых профессий 3.0», который в прошлом году презентовали Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково». Как утверждают авторы исследования, эта профессия в ближайшем будущем может стать одной из самых интересных, перспективных и востребованных в сфере образования.
«Исходя из тех целей, которые компания ставит в развитии преподавателей отраслевых заведений, мы понимаем, что игропедагогика – это наиболее эффективный способ работы с людьми, для успешной профессиональной деятельности которых важен эмоциональный интеллект и такие личные качества, как ответственность, дисциплина, быстрая адаптация, хорошие коммуникационные навыки, критическое мышление», – отметила эксперт конкурса Екатерина Скуратова.
Все этапы конкурса профессионального мастерства отраслевых преподавателей были нацелены на развитие у них навыков игропедагога. Так, на первом этапе участники должны были написать эссе, сформулировав шесть своих личных и карьерных целей; пройти тестирование на уровень развития своих профессиональных компетенций; снять видео, в котором нужно было продемонстрировать владение педагогическими технологиями (например, как преподаватель умеет интегрировать в свой урок игровые методы, квесты, мозговой штурм).
На втором этапе участникам было предложено четыре задания. В их числе – показать творческие способности (написать эссе или снять видеосюжет, показав навыки владения техниками игропедагогики и медиации).
Третий этап был посвящён обмену опытом. Конкурсанты демонстрировали друг другу видеозаписи своих уроков, на которых они использовали современные образовательные технологии (преподаватели показывали, как начинают, выстраивают и заканчивают занятие).
В финале конкурса, в который вышли 48 человек, эти же видеозаписи оценивала конкурсная комиссия из числа представителей ОАО «РЖД» и образовательного сообщества. Также оценивалось владение гибкими навыками (умениями вовлечь слушателей в работу, выстраивать коммуникацию, вести себя в конфликтных ситуациях).
«Участники показали профессиональное владение педагогическими технологиями и цифровыми образовательными ресурсами. Каждый преподаватель индивидуально подошёл к организации образовательного процесса на уроке, используя уникальные методики и педагогические практики, – подчеркнул один из членов жюри, финалист профессионального конкурса «Учитель года» Пётр Зуев. – Конкурсанты также продемонстрировали владение интерактивными ресурсами: майнд-картами, сторитейлингом, виртуальными досками. Многие педагоги проводили занятия в группах, где ученики решали кейсы по разным направлениям».
Победителями конкурса стали три преподавателя. Так, лучшим преподавателем отраслевого вуза признана Оксана Сафронова (Сибирский государственный университет путей сообщения).
Победу среди представителей учебных центров профессиональных квалификаций одержала преподаватель Тюменского подразделения Свердловского УЦПК Марьям Вагапова.
Среди представителей учебных заведений среднего профессионального образования победил преподаватель Тихорецкого техникума железнодорожного транспорта (филиал Ростовского государственного университета путей сообщения) Андрей Сырый.
Победители отмечены дипломами и сертификатами на прохождение обучения в 2021 году.
Юлия Антич
МНЕНИЯ
Новое слово в обучении
Марьям Вагапова,
преподаватель Тюменского подразделения Свердловского УЦПК:
– Мне очень понравилось, что на конкурсе мы не просто соревновались в профессиональном мастерстве, но и обучались, пополняли свой багаж знаний. Особенно интересно было больше узнать о техниках игровой педагогики. Безусловно, они отличаются от привычных нам образовательных практик. Игропедагогика – это новое слово в вопросе получения образования. Она сочетает в себе классические учебные процессы и современные игровые практики, поэтому увлекает слушателей, развивает в них скрытые таланты, раскрывает потенциал.
Одна из задач, которую решает игропедагогика, – ускорение процесса усвоения слушателями учебного материала. Игропедагоги не просто диктуют лекции, а погружают в изучаемую тему, рассматривают образовательный процесс с более прогрессивной точки зрения, отходя от общепринятых консервативных занятий. За счёт постоянной открытой коммуникации между преподавателем и слушателями удаётся увлечь последних, вызвать у них интерес к изучаемому материалу.
Конечно, я буду развиваться в сфере игропедагогики. Это не только отличный способ разнообразить учебный процесс, сделав уроки понятнее и интереснее, но и избежать профессионального выгорания.
Выход из зоны комфорта
Андрей Сырый,
преподаватель Тихорецкого техникума железнодорожного транспорта (филиал Ростовского государственного университета путей сообщения):
– Конкурс проходил в необычном для нас дистанционном формате. Нужно было оставаться максимально включённым в соревновательный процесс, чтобы ничего не упустить. Одновременно было открыто несколько чатов для общения с тренерами, экспертами, конкурсантами, и все их нужно было отслеживать. При выполнении заданий мы были ограничены во времени – так организаторы выводили нас из зоны комфорта.
Особое внимание в рамках образовательной программы конкурса было уделено развитию у нас навыков игропедагогики. Отраслевые преподаватели в своей повседневной практике уже давно используют некоторые игровые технологии, однако мы узнали и много нового.
Уверен, что на сегодняшний день игропедагогика является самой актуальной и эффективной технологией преподавания. Такой подход раскрепощает студентов, они лучше усваивают информацию. Игровой процесс – это не только увлекательное занятие, но и мощный инструмент, благодаря которому слушатели могут быстро освоить учебную программу, развить фантазию и коммуникабельность, укрепить навыки нестандартного мышления, полюбить обучение, которое проводится в доступной и интересной форме.
Лично я, применяя элементы игропедагогики, регулярно получаю положительные отзывы от слушателей.
После победы в конкурсе профмастерства я также начал проводить открытые уроки для коллег-преподавателей, на которых делюсь полученными знаниями.
Планирую развиваться в сфере игропедагогики, совершенствуя свои навыки и осваивая новые методики обучения.
Знания по принципу «здесь и сейчас»
Оксана Сафронова,
преподаватель Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС):
– Конкурс проходил очень интересно и насыщенно. Педагоги получили шанс показать своё мастерство руководству компании, обменяться опытом друг с другом и узнать много нового.
Как представитель университетского сообщества я понимаю, что образование, полученное в вузе, – это фундамент, база. Поэтому преподаватели должны сделать процесс обучения максимально эффективным. Студентам нужны качественные знания, необходимые компетенции, чтобы быть востребованными на рынке труда (и в первую очередь нашим стратегическим партнёром – ОАО «РЖД»).
Современные студенты хотят получать знания и навыки, которые смогут использовать здесь и сейчас, им не нравятся долгие теоретические занятия. И это своего рода вызов для преподавателей: с одной стороны, они должны дать всю необходимую учебную информацию, с другой – сделать это так, чтобы слушатели её поняли и хорошо усвоили.
Если учебный процесс грамотно выстроен, то студентам будет интересно учиться. И здесь на помощь приходит игропедагогика, нацеленная на активное взаимодействие с обучающимися. В период пандемии COVID-19 мы организовали студенческую олимпиаду в формате квиза. Он состоял из семи раундов, включающих интерактивные тесты и викторины. Участникам было интересно соревноваться, показывать свои знания.
Ещё один элемент игропедагогики, который я также использую в своей практике, – благодарность. Её суть заключается в том, что педагог благодарит студента (за приход на занятия, за сделанные задания), тем самым развивая у него чувство эмпатии.