Из жизни роботов

Из жизни роботов

В ОАО «РЖД» развёрнуты работы по созданию двух фабрик RPA
Рынок программных роботов растёт быстрее любых других сегментов рынка программного обеспечения.

Robotic Process Automation (RPA) – это способ автоматизации бизнес-процессов, основанный на использовании программных роботов и средств искусственного интеллекта. Программные роботы готовятся освободить работников ОАО «РЖД» и других предприятий транспортного комплекса России от рутинных операций.

В наступившем году компанией развёрнуты работы по созданию сразу двух фабрик роботов. Реализуются проекты «Внедрение фабрики роботизации в ОАО «РЖД» и «Облачная фабрика программных роботов» для транспортно-логистической отрасли. С запуском фабрик станут возможными массовое производство и внедрение настраиваемых программных роботов.

В Департаменте информатизации ОАО «РЖД» объяснили, что проект внутренней роботизации отвечает стратегическим планам цифровой трансформации компании. Так, Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года предполагает в числе других мер внедрение технологий искусственного интеллекта и программной роботизации в бизнес-процессы корпоративного управления, для цифровой трансформации которых в настоящее время реализуется цифровая платформа непроизводственных процессов. Платформа должна обеспечивать сквозную автоматизацию всех вспомогательных процессов, а также интегрироваться со смежными цифровыми платформами производственных процессов в части обработки фактов хозяйственной деятельности компании.


Успешный опыт

Программный робот – программа на компьютере, которая имитирует действия человека, взаимодействуя с пользовательским интерфейсом информационной системы. Разработка и пилотное применение программных роботов начались в 2019 году на базе Главного вычислительного центра (ГВЦ) РЖД при активном участии ООО «РЖД-Технологии» (дочернее общество ОАО «РЖД»). Несколько проведённых в то время пилотных внедрений систем RPA показали их высокую эффективность. В частности, робот, разработанный для ввода информации в тарифную таблицу стоимостей АСУ «Экспресс» в пригородном сообщении, справился с операцией в течение 75 минут, в то время как у человека на эти действия уходило около 268 минут.

Службой корпоративной информатизации Горьковской дороги внедрялись роботы для местного Центра управления содержанием инфраструктуры (ЦУСИ) и Дирекции управления движением. Эксплуатация показала: они успешно работают, экономят рабочее время сотрудникам ЦУСИ, ежесуточно формируют справку о количестве отправленных вагонов.

IT-подразделения РЖД получили подтверждение расчётов эффективности роботизации, и компания объявила конкурс среди отечественных разработчиков RPA, который выиграла Группа компаний «Аплана», предоставившая ГВЦ доступ к платформе Robin RPA, дающей возможность создавать роботизированные приложения под специфические задачи, решаемые информационными системами РЖД. Этот ресурс предоставил возможность программистам РЖД создавать сотни тысяч роботов для выполнения различных операций.
«Обычно платформы RPA ограничивают пользователей двумя критериями: срок действия (как правило, лицензия продаётся на год) и привязка к конкретным машинам – на сколько компьютеров будут установлены роботы, столько лицензий и покупается. ОАО «РЖД» приобрело право пользования платформой ROBIN без ограничений. Это уникальный случай в нашей практике», – рассказывает генеральный директор ООО «Робин» (входит в Группу «Аплана») Павел Борченко.

В течение минувшего года в ГВЦ и его региональных подразделениях – информационно-вычислительных центрах (ИВЦ) – наладили производство программных роботов для собственных нужд и создали систему эксплуатации для предотвращения и устранения сбоев в работе роботов. Было внедрено в эксплуатацию более 1000 программных роботов, с их помощью автоматизировано свыше 980 операций.

Роботизации подверглись администрирование учётных записей пользователей, ввод нормативно-справочной документации, информации о тарифах, тестирование автоматических систем. Роботы ГВЦ обработали более 500 тыс. обращений пользователей информационных систем РЖД. С их помощью скорость выполнения рутинных операций выросла в 3–5 раз с увеличением качества, а время обработки входящей заявки в службе поддержки снизилось с 15 до 4 минут.

Робот, так же как специалист-технолог, входит в принимающую заявки Единую систему поддержки пользователей (ЕСПП), находит и открывает обращение, считывает содержание, выполняет все необходимые действия для его обработки, включая открытие других информационных систем и получение информации от них. К примеру, приходит запрос на внесение изменений в нормативно-справочную информацию (НСИ), в нём написано, что нужно поменять в конкретной системе НСИ. Робот заходит в информационную систему и выполняет все необходимые действия по корректировке информации: находит автоматизированную систему управления (АСУ) с исходными данными, копирует их и вносит в НСИ.

В ГВЦ рассказали, что наибольший эффект роботизация даёт там, где нужно работать в нескольких системах, переносить данные из системы в систему. Например, отчёты без роботов формируются так. Специалист вручную открывает несколько систем, формирующих исходные данные. В зависимости от формы и уровня отчётности это могут быть от одной-двух до нескольких десятков и даже сотен систем. Человек находит в каждой нужные данные, копирует, проводит расчёт итоговых цифр, вносит информацию в отчёт. Мало того что цепочка длинная и затратная по времени, она ещё оставляет много места для человеческой ошибки. У робота таких проблем нет: он справляется с задачей быстро и без ошибок, вызванных влиянием человеческого фактора.

Важным эффектом роботизации ГВЦ стала подготовка специализированных кадров. «Мы впервые начали масштабную работу с технологиями RPA, которые используют настраиваемых программных роботов. Чтобы научиться проектировать, создавать и обслуживать роботизированные программы, около 800 специалистов прошли специальные дистанционные курсы», – рассказывает заместитель начальника Нижегородского ИВЦ Владимир Лелеков.

Стоит отметить, что роботы для ГВЦ составили больше половины всех поступивших на платформу ROBIN заказов и помогли развитию предприятия.
«В ходе совместной работы мы получили большой объём обратной связи, благодаря чему успешно развиваем собственную платформу», – отмечает Павел Борченко. Таким образом, РЖД не только усиливают собственные цифровые возможности, но и развивают отрасль высоких технологий в России.


Фабрики звёзд

Опыт роботизации ГВЦ стал одним из оснований создающейся в нынешнем году фабрики роботизации в ОАО «РЖД». Специалисты ГВЦ и ООО «РЖД-Технологии» ведут работу над этим проектом с конца минувшего года. Совместными усилиями разрабатываются нормативные документы, которые сделают возможным производство роботов для всей компании. В частности, в конце прошлого года разработана и утверждена методика оценки эффективности роботизации. С её помощью любое подразделение РЖД может просчитать затраты на создание и внедрение роботов и сравнить их с экономическим эффектом от роботизации конкретного процесса. Проще говоря, она даёт механизм расчёта потенциального экономического эффекта.

Разработан и утверждён временный регламент создания роботов. Идёт работа над созданием каталога услуг, составлением перечня и описанием бизнес-процессов, которые нужно запустить для создания и эксплуатации роботов.

Цель документарной работы в том, чтобы у подразделений компании, желающих провести автоматизацию рутинных операций, было понимание алгоритма действий. До конца года основные работы должны быть завершены, и корпоративная фабрика роботов начнёт работу.

В дальнейших планах разработчиков – создание портала, на котором любой внутренний заказчик сможет сам произвести оценку экономического эффекта с помощью специального калькулятора и оставить заявку на производство роботов.

В январе этого года ООО «РЖД-Технологии» совместно с ООО «Робин» приступило к реализации проекта «Облачная фабрика программных роботов», используя средства гранта от фонда «Сколково», полученного по федеральному проекту «Цифровые технологии». Эта фабрика должна начать работу уже к июлю.

Она представляет собой цифровую инфраструктуру, на которой клиенты смогут автоматизировать свой бизнес. Речь идёт об администрировании информационных систем и баз данных, электронном оформлении услуг, обработке звонков контакт-центра. Проект включает в себя платформу для эксплуатации программных роботов, модуль разработки и магазин готовых роботов, где пользователи смогут покупать программные решения для применения в рамках платформы.

На портале потенциальные заказчики из числа подразделений РЖД и коллеги по транспортно-логистическому комплексу могут создать собственный кабинет для покупки и заказа роботов. Им будут доступны готовые роботы или типовые блоки, из которых можно собрать робота нужной конфигурации.

Там же можно будет и заказать оригинального программного робота. Для этого нужно оставить заявку с приложением техзадания, которая уйдёт к производителям, одобренным «РЖД-Технологиями» для работы на платформе. В ООО «Робин» считают, что в работе платформы смогут принять участие не менее 20 российских IT-компаний. Разработчики сделают предложения, из которых заказчик выберет подходящее.
«В ближайшей перспективе мы планируем использовать «Облачную фабрику программных роботов» для предоставления программных роботов дочерним и зависимым обществам холдинга «РЖД». В среднесрочной перспективе хотим представить этот продукт на рынок услуг для компаний транспортно-логистической отрасли», – говорит генеральный директор ООО «РЖД-Технологии» Александр Мискарян.

Генеральный директор ООО «Робин» Павел Борченко объяснил, что система будет работать на четырёх продуктах компании: ROBIN Studio, ROBIN Robot, ROBIN Orchestrator, ROBIN Cloud Factory. Studio – это инструмент разработки программных роботов с помощью визуального конструктора. Robot, по сути, «плеер» уже написанных для робота сценариев – эта программа позволяет запускать программного робота на обычном компьютере. Orchestrator нужен для управления большим количеством роботов в единой сети.

С помощью Cloud Factory клиенты смогут использовать дистрибутивы (англ. distribute – распространять) этих трёх продуктов для самостоятельного создания роботов либо размещать заказы на создание роботов под собственные нужды, по своему техническому заданию. «У зарубежных компаний есть похожие решения, но на российском рынке проект будет первым в своём роде. В рамках совместного проекта с ООО «РЖД-Технологии» мы будем осуществлять его первое продуктивное внедрение», – подчёркивает Павел Борченко.

Роботизация – не модный тренд, она является необходимой составляющей разворачивающейся сейчас новой промышленной революции «Индустрия 4.0», характеризуемой сквозной цифровизацией отраслей, созданием умной экономики.

Страны и предприятия, которые не смогут совершить революционный скачок в развитии, сопровождаемый массовым внедрением искусственного интеллекта, роботов, Интернета вещей, систем виртуальной и дополненной реальности, 3D-печати, останутся за бортом технологического прогресса и не смогут конкурировать за сферы влияния и рынки сбыта. Само их существование будет поставлено под угрозу в мире, где господствует «Индустрия 4.0», и Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» – не только способ улучшения экономической эффективности, но и возможность обеспечить лидерские позиции компании на перспективу.

Александр Зубов
Цифровые следы
Андрей Ковальчук, главный специалист отдела мониторинга соблюдения нормативных требований и процесса управления коррупционными рисками Центра по организации противодействия коррупции ОАО «РЖД»,

Могут принести пользу, а могут навредить

Рубрики: Революция 4.0
Обойтись без бумаги

Электронный документ внедряется в международную практику

Рубрики: Революция 4.0
Методика для автотранспорта
Валерий Градобоев, начальник Центра управления автотранспортом,

Как добиться эффективности движимого имущества компании

Рубрики: Революция 4.0
Первый прошёл
Антон Домников, начальник Центра управления проектами технического развития,

Центр управления проектами технического развития подводит итоги года

Рубрики: Революция 4.0
Общие подходы

В области квантовых технологий разрабатываются стандарты

Рубрики: Революция 4.0

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Брайан Моран, Майкл Леннингтон
«12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
48 правил бережливой культуры
Филипп Семёнычев
«48 правил бережливой культуры». Издательство Ridero 2021 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru