Ставка на поколение Z
Как ОАО «РЖД» планирует работать со школьниками и студентами
Программа развития человеческого капитала ОАО «РЖД» до 2025 года предусматривает новые форматы работы с молодёжью и подрастающим поколением, чтобы заинтересовать их карьерой в железнодорожном холдинге. В то же время ведётся активная работа по продвижению бренда работодателя на внешнем рынке труда. В ближайшие пять лет в компании планируют более чем в два раза расширить аудиторию школьников, создать систему сопровождения талантливых студентов и открыть рекрутинговые центры на всех дорогах.
Школа талантов
Профориентация детей и подростков – важная составляющая кадровой стратегии ОАО «РЖД». В компании этой работой уже давно занимаются системно, есть проверенные методики и собственная инфраструктура: действуют 25 Детских железных дорог и на их базе 6 технопарков «Кванториум», открыта 21 школа. Во всероссийских детских центрах «Артек», «Смена» и «Океан» проводится тематическая смена «Страна железных дорог». Компания регулярно участвует в крупнейших федеральных профориентационных проектах для школьников, среди них – «Билет в будущее», форум «Проектория», всероссийские онлайн-уроки.
«Такое активное присутствие в разных регионах страны позволяет добиться значительного охвата ребят – свыше 30 тыс. ежегодно. Но мы понимаем, что нужно увеличивать эту цифру», – отметила начальник отдела обучения и профориентации детей Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Анна Салихова.
Конкуренция между работодателями за перспективных сотрудников требует усиления работы с подрастающим поколением и создания новых профориентационных активностей для школьников. По словам Анны Салиховой, перед кадровым блоком ОАО «РЖД» стоит задача привлекать мотивированных ребят с большим потенциалом, техническими способностями и склонностью к естественно-научным дисциплинам.
Для поиска талантов на базе ведомственной школы-интерната № 19 в Новокузнецке в 2019 году был создан Центр компетенций по выявлению одарённых детей. На данный момент в Банк одарённых детей уже зачислены 170 ребят, но это, как уверены в компании, только начало. В ближайшее время в РЖД разработают специальную методику для выявления перспективных школьников, а чуть позже дополнительно утвердят рекомендации по их сопровождению. Уже в этом году, как уточнила Анна Салихова, планируется расширить банк талантов до 200–250 детей и подростков и дальше постепенно увеличивать их количество.
Основной площадкой для взаимодействия с юной аудиторией по-прежнему останутся Детские железные дороги. На Малых магистралях ежегодно обучаются свыше 18 тыс. ребят, более 60% выпускников затем поступают в профильные учебные заведения. В компании планируют сделать ДЖД ещё более привлекательными для школьников. Для этого будет обновлён парк подвижного состава, установлены новые тренажёрные комплексы.
«В 2020 году мы установили полноразмерный прототип головного вагона инновационного подвижного состава на ДЖД в Екатеринбурге. В текущем году запланирована разработка конструкторской документации для последующего массового производства. Надеемся, что первый состав появится уже в следующем году», – пояснила Анна Салихова.
В ОАО «РЖД» заинтересованы в высоком уровне подготовки школьников, особенно по техническим предметам, и готовы помогать учебным заведениям. В прошлом году компания начала создавать сеть опорных школ по всей стране – такой статус получили все ведомственные учреждения и ещё 40 муниципальных. К 2025 году опорными для РЖД станут не менее 80 школ в разных регионах. В них будут открыты профильные инженерно-железнодорожные классы с углублённым изучением математики, физики и информатики. Для погружения школьников в железнодорожную тематику будут проводиться внеурочные занятия на базе ДЖД, учебных центров профессиональных квалификаций, отраслевых вузов и колледжей. Это позволит подросткам больше узнать о специфике отрасли и корпоративной культуре ОАО «РЖД». Чтобы повысить эффективность обучения, компания приобретёт для школ необходимое оборудование и организует программы повышения квалификации для преподавателей.
Представители РЖД планируют ещё активнее участвовать в федеральных и региональных проектах по профориентации и выявлению юных талантов. Такие мероприятия, как замечает Анна Салихова, дают возможность напрямую взаимодействовать с широкой аудиторией и показывать ребятам преимущества работы в компании. «К сожалению, среди молодёжи существует стереотип об ограниченном количестве профессий в РЖД, хотя на самом деле их свыше 1,5 тыс. На таких площадках мы можем доносить до них правильную информацию, показывать, что мы современная и динамично развивающаяся компания. Это очень важно, чтобы конкурировать с другими работодателями за талантливых молодых ребят. Поэтому призываю все дороги включиться в эту работу», – отметила она.
Современного подростка трудно представить без гаджета, поэтому оцифровка контента – ещё одна задача в области профориентации.
На Карьерном портале ОАО «РЖД», который заработал летом прошлого года, есть отдельный раздел для школьников, где собрана информация по опорным школам, ДЖД и «Кванториумам», есть новости и анонсы предстоящих мероприятий, и можно подать заявку на участие в любом из них. Уже сегодня есть отдельный профориентационный онлайн-ресурс для подростков и их родителей – «Тин-клуб страны железных дорог», на котором реализуется уникальная профориентационная программа: 5 направлений проектной деятельности (работа со СМИ, PR-сопровождение, социальное проектирование, High Tech и IT); лекториумы с молодыми работниками компании; мастер-классы по моделированию, прототипированию, дизайну, анимации и др. «Выполнение всех заявленных целей позволит нам к 2025 году более чем в два раза увеличить охват школьников, принимающих участие в профориентационных активностях: с 30 тыс. в 2020 году до 80 тыс. и более», – резюмировала Анна Салихова.
Студенческий актив
Следующий шаг для привлечения талантливой молодёжи – взаимодействие с вузами и поддержка талантливых студентов. Подготовка более 95% работников железнодорожных специальностей для ОАО «РЖД» проводится на базе девяти отраслевых вузов, 57 колледжей и техникумов железнодорожного транспорта. Начальник отдела профессионального обучения Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Евгений Архипов напомнил, что для укрепления партнёрства между работодателем и учебными заведениями в прошлом году была подписана Программа взаимодействия ОАО «РЖД» с отраслевыми вузами до 2025 года. «Документ предусматривает восемь направлений. Работа в соответствии с этой программой позволит нам достичь целей, заявленных в Программе развития целовеческого капитала», – заметил он.
Целевая подготовка – ключевое звено системы подготовки кадров. Ежегодно на первый курс отраслевых вузов зачисляются более 6 тыс. абитуриентов, имеющих договоры о целевом обучении с ОАО «РЖД». В настоящее время в вузах обучаются более 30 тыс. студентов-целевиков.
Чтобы компания могла точно планировать, какое число целевиков ей необходимо, в прошлом году была разработана методика планирования потребности в специалистах. Она учитывает уровень укомплектованности, текучести, количество трудоустроенных с внешнего рынка труда и естественный отток персонала в связи с выходом на пенсию за последние 5 лет. Расчёт будет проводиться для каждого предприятия, в перспективе это будет делаться автоматически.
При этом требования к кандидатам на целевое обучение станут более высокими. «Нам важно понять не только качество знаний, которые получили абитуриенты в школе, но также оценить их способности и мотивацию для дальнейшего обучения и работы в компании. Решение о заключении договора будет приниматься на основании оценки кандидатов и проведения конкурсного отбора. Приоритет будет отдаваться участникам профориентационных мероприятий», – уточнил Евгений Архипов.
В образовательный процесс тоже будут внесены коррективы. Так, для развития у студентов прикладных знаний будут проводиться практико-ориентированные занятия на учебно-тренировочных полигонах и тренировочных участках на малодеятельных станциях. Сами образовательные программы актуализируют с учётом требований компании.
Однако прежде чем приступать к этой работе, в РЖД решили протестировать выпускников.
«В прошлом году впервые провели оценку профессиональных и корпоративных компетенций более 2 тыс. выпускников. Уровень корпоративных компетенций выше всего оказался у выпускников РУТ (МИИТ). Наиболее профессиональными себя показали движенцы, – рассказал Евгений Архипов. – В дальнейшем все выпускники будут проходить оценку корпоративных и профессиональных компетенций».
Преподаватели отраслевых вузов тоже пройдут оценку уровня компетенций, после чего для них организуют развивающие программы и обучение на базе Корпоративного университета. Также для них предусмотрены конкурсы профессионального мастерства, мероприятия по обмену педагогическим опытом и стажировки на предприятиях ОАО «РЖД». Для мотивации педагогов компания будет предоставлять гранты.
Ещё один пункт программы – обновление инфраструктуры вузов и установка современных тренажёров.
В прошлом году ОАО «РЖД» оснастило 78 тренажёрных классов для обучающихся по специальности «эксплуатация железных дорог». В новых классах уже занимаются более 4 тыс. студентов. В 2021 году планируется открыть 25 тренажёрных классов для локомотивного хозяйства. До 2025 года все основные выпускающие кафедры вузов должны оснастить современным оборудованием.
Для продвижения HR-бренда РЖД среди абитуриентов и студентов во всех отраслевых вузах созданы специальные брендированные зоны – аудитории и коворкинги. В текущем году запланировано открыть ещё пять таких зон уже в филиалах вузов.
Продолжится работа по наполнению Карьерного портала. «Компания будет активно участвовать в жизни вузов. В отраслевых университетах созданы попечительские советы, в которые вошли руководители ОАО «РЖД». Ежемесячно проводятся проектно-аналитические сессии, где рассматриваем не только текущие вопросы, но и какие-то дальнейшие сложные задачи на перспективу. Продолжаем работу по закреплению руководителей ОАО «РЖД» за выпускающими кафедрами», – добавил Евгений Архипов.
Кроме того, компания продолжит развивать сотрудничество с ведущими университетами страны для привлечения специалистов в области информационных технологий, квантовых коммуникаций, экономики и юриспруденции. В настоящее время у РЖД есть 66 непрофильных вузов-партнёров, подписано 11 соглашений о сотрудничестве. С учётом большого спектра задач, стоящих перед компанией, такие дружественные связи будут расширяться, подчёркивает Евгений Архипов.
Мария Абдримова