Андрей Лисицын
начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»
Чистая страна
В ближайшее время в ОАО «РЖД» будет принята Экологическая стратегия
В ОАО «РЖД» готовится к принятию новая редакция Экологической стратегии. О том, каким получился документ, какие основные мероприятия запланированы в этом году, объявленном Годом экологии, и возможно ли холдингу достичь нулевого воздействия на окружающую среду, «Пульту управления» рассказал начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Андрей Лисицын.
– Андрей Иванович, какие результаты достигнуты РЖД в реализации программ и проектов в области охраны окружающей среды в 2020 году?
– Последовательность действий ОАО «РЖД» в области охраны окружающей среды задаёт Экологическая стратегия. В прошлом году для достижения параметров Экостратегии выполнен большой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы управления природоохранной деятельностью, внедрение ресурсосберегающих технологий и наилучших природоохранных практик, ориентированных на уменьшение влияния деятельности подразделений РЖД на окружающую среду.
В течение 2020 года реконструировано и построено более десятка котельных установок на экологичных видах топлива, построено и введено в эксплуатацию три сооружения для очистки сточных вод, расширен полигон раздельного сбора отходов на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, внедрена технологическая линия по переработке отработанных резинотехнических изделий и автомобильных шин на станции Пермь-Сортировочная Свердловской железной дороги.
В результате выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух снижены на 580 тонн, сбросы сточных вод в водные объекты уменьшены на 248 тыс. куб. м, полностью ликвидирован сброс в окружающую среду стоков без очистки. Во вторичный оборот вовлечено более 1 млн тонн отходов производства и потребления, ликвидировано пять объектов накопленного экологического ущерба, которые образовались ещё в советское время.
– Этот год объявлен в компании Годом экологии. Какие основные задачи предстоит решить?
– Основная наша задача в рамках Года экологии – улучшить состояние экологической безопасности производственных процессов подразделений компании, повысить компетенции специалистов и руководителей в сфере охраны окружающей среды, привлечь внимание активных граждан, представителей власти, науки и бизнеса, а также клиентов ОАО «РЖД» к вопросам сохранения уникальной природы России.
В каждом из 77 регионов, охваченных сетью железных дорог, мы планируем реализовать целый комплекс природоохранных мероприятий. Только на приоритетные экологические направления ОАО «РЖД» направит в этом году более 5 млрд руб.
Назову лишь основные направления Года экологии.
Во-первых, модернизация устаревших мазутных и угольных котельных в целом ряде регионов, в том числе в Республике Коми, Вологодской, Воронежской, Омской, Ростовской, Тамбовской областях, Забайкальском, Ставропольском, Краснодарском краях и других. Во-вторых, реконструкция очистных сооружений, которые не нейтрализуют промышленные стоки на современном уровне. Она пройдёт на объектах во Владимирской, Воронежской, Челябинской, Самарской, Архангельской, Белгородской областях, Ставропольском крае и других субъектах РФ.
В этом году также продолжим ликвидацию наносящих экологический ущерб объектов в Дагестане, Татарстане, Республике Бурятии, Забайкальском крае, Воронежской, Ростовской, Оренбургской областях. Некоторые из них появились ещё в 30-е годы прошлого века. Это вклад ОАО «РЖД» в государственную программу «Чистая страна».
Совместно с органами исполнительной власти в регионах и федеральными государственными бюджетными организациями, осуществляющими государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, мы планируем мероприятия по экологическому просвещению, благоустройству территорий и восстановлению лесного фонда, сохранению редких краснокнижных видов растений и животных. Эта работа не ограничится одним годом, её мы будем продолжать столько, сколько необходимо.
– Департаментом подготовлена новая редакция Экологической стратегии ОАО «РЖД» до 2030 года. Каких целевых показателей планирует достичь к этому времени холдинг? Какого экологического эффекта стоит ждать?
– Перед РЖД стоят очень важные задачи в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Среди них – повышение уровня эффективности использования ресурсов, уменьшение негативного влияния на окружающую среду, обеспечение соответствия природоохранной деятельности современному уровню развития науки и техники, снижение потенциальных рисков в области охраны окружающей среды и экологической безопасности при осуществлении производственной деятельности, внедрение культуры экологической безопасности производственных процессов.
Отмечу, что стратегия учитывает международную повестку устойчивого развития и «зелёной» экономики, она позволит компании реализовать цели устойчивого развития ООН в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Структурно документ включает три отдельных блока. Первый – направления, непосредственно связанные со снижением воздействия на окружающую среду и рациональным использованием ресурсов (климат, воздух, вода, отходы, шум и вибрация, экосистемы, накопленные загрязнения). Второй блок посвящён развитию системы управления природоохранной деятельностью, а третий – вопросам технического перевооружения и внедрения наилучших доступных технологий в природоохранной деятельности.
В результате за счёт реализации комплексных мер в 2030 году планируется прийти к сокращению годового потребления воды на 26 млн куб. м, снижению сброса недостаточно очищенных сточных вод на 4 млн куб. м, предотвращению выброса загрязняющих веществ в атмосферу на 36 тыс. тонн в год. Предполагается также расширение проектов по раздельному сбору и вовлечению во вторичный оборот более 100 тыс. тонн отходов категории коммунальных (стекла, бумаги, пластика, пищевого металла), которые сегодня подлежат захоронению на полигонах и свалках, ликвидации всех загрязнений, накопленных до создания компании.
В своей деятельности мы следуем стремлению и желанию инвестировать в ускоренное создание инноваций для перехода к 2050 году к углеродной нейтральности, в том числе посредством партнёрства с государством, бизнесом, наукой.
– Увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба – приоритетное направление для РЖД. Какие природоохранные мероприятия будет проводить компания на этих территориях?
– Модернизация БАМа и Транссиба – проект исключительной важности для экономики страны и развитии регионов. При реализации проекта мы придерживаемся принципа улучшения во всём: в технологиях, комфортности среды, экологичности. Мы осознаём, что расположение объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в водоохранной зоне озера Байкал – как участка Всемирного наследия – налагает особую ответственность на РЖД и требует содействия в сохранении этого достояния. Устанавливая основной целью выполнение миссии дороги – перевозить грузы и пассажиров с максимальной безопасностью и высоким качеством услуг, – мы считаем необходимым участие в решении задач сохранения экосистемы озера Байкал.
В рамках строительства и реконструкции объектов БАМа и Транссиба предусмотрено создание системы экологического контроля и мониторинга при проведении работ. На электроэнергию будет переведено более десятка пунктов обогрева, выполнено строительство и техническое перевооружение сооружений для очистки сточных вод. Также запланирован вывод из эксплуатации маслонаполненных выключателей с заменой на экологичные – элегазовые и вакуумные.
Помимо этого линии электропередачи будут оборудованы птицезащитными сооружениями, а строительные площадки в центральной экологической зоне – мойками для колёс, биотуалетами, бытовыми комплексами с замкнутой системой водоотведения, контейнерами для раздельного сбора отходов.
Запланированы мероприятия по лесоразведению на территории Байкальского лесничества, популяризации и восстановлению популяции редких видов животных и растений, обитающих на граничащих с полосой отвода железной дороги территориях Прибайкальского национального парка.
Мы уделим внимание развитию экотуризма на Кругобайкальской железной дороге.
Компания будет экологически открытой. Будут реализованы и экопросветительские проекты (установка информационных стендов, организация фотовыставок, выставок рисунков, акции по уборке мусора).
– Как будет работать единый цифровой комплекс РЖД в области защиты окружающей среды?
– В настоящее время команда специалистов Минприроды России, ОАО «РЖД» и ВНИИЖТа разрабатывает автоматизированную систему экологического контроля и мониторинга объектов строительства и реконструкции при расширении пропускной способности БАМа и Транссиба, которой нет аналогов. Она включает блоки видеофиксации исполнения нормативных требований законодательства на объектах строительства и эксплуатации, автоматического контроля выбросов, сбросов загрязняющих веществ; информационной платформы сбора, обработки, анализа результатов экологического мониторинга и контроля.
Цель создания такой системы – повышение эффективности деятельности РЖД на Байкальской природной территории в ходе выполнения природоохранных мероприятий, соблюдения требований в области охраны окружающей среды и предотвращения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду при реализации инфраструктурного проекта по увеличению пропускной способности магистралей. Итоги экологического мониторинга и контроля будут передаваться в государственную систему мониторинга окружающей среды.
Результаты проекта планируется тиражировать на сеть железных дорог России.
– ОАО «РЖД» – первая компания в России, разместившая «зелёные» еврооблигации. На какие проекты пойдут средства «зелёного» финансирования?
– Привлечённые средства «зелёного» финансирования ОАО «РЖД» расходует на закупку современного подвижного состава, соответствующего самым передовым требованиям по комфортности, энергосбережению и экологичности. Примером таких закупок является электроподвижной состав «Ласточка» и «Сапсан». Эти электропоезда сегодня являются наилучшей альтернативой междугородней перевозке пассажиров автобусным парком и авиатранспортом. При этом железнодорожным транспортом на электротяге в атмосферу выбрасывается в 75 раз меньше СО2, чем автомобильным, в 720 раз меньше, чем авиатранспортом.
– Новые вызовы в сфере экологии требуют и развития новых компетенций у работников. Какие специалисты нужны сегодня?
– В современной реальности от специалистов, занятых природоохранным направлением в ОАО «РЖД», требуется высочайший уровень компетенций. Им необходимы знания технологических процессов производства железнодорожной техники, строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, экспертные знания в области промышленной и прикладной экологии, экономики и правовых аспектов экологического и санитарного законодательства.
Подготовкой высококвалифицированных кадров в области экологической и транспортной безопасности железнодорожного комплекса уже более десятка лет занимаются транспортные вузы. Для поддержания компетенций работников в этой важной сфере в компании уже создана полноценная база в Научно-производственном центре по охране окружающей среды в Ярославле и в Корпоративном университете РЖД для обучения руководителей и специалистов.
Беседовал Виталий Маслюк