К 2025 году передвижение населения между городами и агломерациями страны увеличится минимум на 20–25%. Таков прогноз экспертов Российского университета транспорта (МИИТ). Основным драйвером повышения мобильности станет развитие железнодорожного сообщения.
Железнодорожный транспорт всё активнее становится частью городских транспортных систем. Как отмечает заместитель начальника Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом (ЦОПР) ОАО «РЖД» Юлия Килина, проект «Городская электричка» реализуется уже в 12 российских городах, ещё в 14 он рассматривается местными властями в качестве перспективного, среди них Санкт-Петербург, Уфа, Новокузнецк, Казань.
Цель проекта «Городская электричка», который РЖД реализуют совместно с региональными властями, – повышение качества транспортного обслуживания населения благодаря интеграции пригородного и городского железнодорожного сообщения с другими видами транспорта.
«Развитие городской среды, улучшение качества жизни людей происходит в том числе за счёт расширения маршрутной сети транспорта, появления современного подвижного состава, внедрения новых клиентских сервисов, повышения качества коммуникаций с клиентами, создания безбарьерной среды», – уточняет Юлия Килина.
Вместе с этим сами пассажиры предъявляют всё большие требования к транспортной системе своих городов. «Это и оптимальное время в пути, высокий уровень безопасности, удобство пересадок и планирования маршрутов, комфортность поездки, вариативность при построении маршрута. Всё это есть в проекте «Городская электричка». Дополнительными преимуществами холдинга «РЖД» в этом вопросе являются компетенции в вопросах построения маршрутов, наличия различных каналов продаж, известность бренда, сформированная степень доверия у пассажиров», – уточняет первый заместитель начальника Дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД» Андрей Поздняков.
По его словам, вместе с развитием железнодорожного сообщения происходит и развитие прилегающих территорий. «Постоянно растущий пассажиропоток городских электричек свидетельствует о том, что мы идём в правильном направлении», – считает он.
В Москве ставки высоки
Практически бесшовная транспортная среда сформировалась в Москве. Поезда Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД) – «Ласточки» и «Иволги» – стали неотъемлемой частью общественного транспорта столицы, подчёркивает мэр Москвы Сергей Собянин. График работы электричек такой же, как и у метро, – с 5.30 до 1.00. Оплатить проезд можно картой «Тройка».
«На рельсовом транспорте за последние годы количество мест для пассажиров выросло на 25%. Благодаря развитию общественного транспорта поездки стали быстрее и комфортнее. Время в пути для городского транспорта от МКАД до центра Москвы сократилось на 13 минут, на 20% выросла средняя скорость движения по магистралям», – подчёркивает Сергей Собянин.
По словам губернатора Московской области Андрея Воробьёва, с запуском первых двух маршрутов МЦД – МЦД-1 (Одинцово – Лобня, Белорусско-Савёловский диаметр) и МЦД-2 (Нахабино – Подольск, Курско-Рижский диаметр) 30 тыс. автомобилистов пересели на общественный транспорт.
«Развивая Центральный транспортный узел, нам важно не только открывать новые станции, но и обустраивать прилегающие территории, чтобы и вокруг всё так же радовало глаз, были парковки. Это комплексная работа, и тут всё имеет значение – транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), новые путепроводы и многоуровневые переходы, чтобы люди не стояли в пробках и не рисковали жизнью, перебегая через пути. Главное – безопасность. Наши совместные действия с РЖД позволили снизить смертность на 25% за год. Эту работу мы будем продолжать», – уточнил глава региона.
Несмотря на очевидные успехи, интеграция железнодорожного сообщения в городскую среду будет продолжена. Так, в 2021 году на МЦД‑1 и МЦД-2 планируется открыть для пассажиров ещё 14 станций. Будет продолжена подготовка к запуску ещё двух диаметров – МЦД-3 (Крюково (Зеленоград) – Раменское, Ленинградско-Казанский) и МЦД-4 (Апрелевка – Железнодорожная, Киевско-Горьковский).
«Реализация проекта МЦД является одним из приоритетных направлений транспортного развития Москвы на ближайшие годы. Строительство новых станций и остановочных пунктов позволяет интегрировать МЦД в общую транспортную систему города», – подчёркивает заместитель мэра в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Как сообщил начальник Московской железной дороги (МЖД) Михаил Глазков, инвестиции дороги в развитие Центрального транспортного узла только в следующем году составят 96 млрд руб. «Это абсолютный рекорд не только для МЖД, но и для РЖД – такой объём инвестиций на развитие узла никогда не выделялся», – сказал начальник МЖД.
Отметим, что в ОАО «РЖД» и мэрии Москвы прорабатывают и вопросы строительства дополнительных вестибюлей на станциях МЦК, пропускная способность которых в ближайшие годы будет исчерпана из-за роста пассажиропотока.
На электричке через Енисей
Красноярск является одним из пионеров реализации проекта «Городская электричка». Впервые внутригородское движение было организовано в июле 2008 года. Тогда ежедневно утром и вечером со станции Красноярск отправлялись два электропоезда. Один двигался через левобережные станции Бугач, Красноярск-Северный и через мост «777» выходил на правобережную часть города через станции Красноярск-Восточный, Базаиха, Злобино, Енисей, замыкая кольцо на станции Красноярск-Главный. Другой поезд курсировал в обратном направлении.
В настоящее время в проект «Городская электричка» входит 21 остановочный пункт в Красноярске и 9 на направлении до Дивногорска. Три станции – Красноярск, Красноярск-Северный и Енисей – функционируют по принципу ТПУ.
В этом году РЖД начали строительство нового остановочного пункта Шумково. Кроме этого, продолжается модернизация остановочного пункта Мясокомбинат. Здесь вместо платформ, построенных ещё в советское время, будут возведены две современные остановочные платформы протяжённостью 220 м.
«Проектом предусмотрено создание максимально комфортных условий для пассажиров электричек: железнодорожники установят удобные лавочки под навесами, смонтируют новое освещение, обустроят тактильные указатели и пандусы для маломобильных граждан», – пояснили в пресс-службе Красноярской железной дороги.
Как отмечают в мэрии города, развитие внутригородского железнодорожного движения, синхронизированного с общественным городским транспортом, позволило частично разгрузить город от автомобильных пробок и улучшило экологическую ситуацию в Красноярске.
Меню для пассажиров
В Нижнем Новгороде проект «Городская электричка» реализуется с 2013 года. Сейчас в него включено 29 станций в черте города и пригороде. С 1 августа этого года появился новый маршрут – было запущено тактовое движение электропоездов от станции Починки (проспект Кораблестроителей) до станции Варя (Сормовское шоссе).
Железнодорожный транспорт работает в формате наземного метро – с 5.35. до 22.20. Остановочные пункты городской электрички расположены в местах пересечения с автомобильными магистралями для удобной пересадки на городской пассажирский транспорт.
«Здесь создано единое билетное меню, что позволяет пассажирам оплачивать проезд и совершать бесплатные пересадки с одного вида транспорта на другой», – добавляет Юлия Килина.
Устойчивый рост
В Ростове-на-Дону в этом году городская электричка отметила четыре года с момента запуска. Она стала альтернативной формой передвижения по городу для многих жителей столицы Дона в условиях растущего автомобильного трафика. Сейчас на маршруте электрички, проходящем через весь город, 19 станций.
«В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста числа перевезённых пассажиров. В 2019 году пассажиропоток во внутригородских поездах вырос на 13% и составил 166 тыс. человек», – уточнили в пресс-службе Северо-Кавказской железной дороги.
Этот год по вине COVID-19 не является показательным: пассажиропоток на всех видах транспорта снизился. Но у городских властей на городскую электричку большие планы в части развития новых направлений, Например, в сторону Азова.
Обсуждают донские власти и запуск кольцевой электрички, которая будет работать на маршруте Ростов – Сальск – Волгодонск – Морозовск – Тацинская – Белая Калитва – Лихая (район Каменска) – Новочеркасск.
Окольцевать Уфу
Власти Республики Башкортостан всерьёз задумались повторить успех Москвы и окольцевать столицу региона городской электричкой.
По словам главы республики Радия Хабирова, чтобы запустить кольцевую электричку, сначала нужно вывести за пределы города транзитные грузовые поезда. Для этого необходимо построить так называемый Южный обход Уфы (вторые пути на участке Дёма – Иглино).
«Прежде всего это даст нам возможность запустить скоростную кольцевую городскую электричку, в том числе через аэропорт. Наши жители очень заинтересованы в реализации проекта уфимской электрички», – отметил глава региона.
В настоящий момент республиканские власти совместно с ОАО «РЖД» определяют финансовую модель проекта. «Взаимоотношения Республики Башкортостан с командой РЖД очень перспективные, по-настоящему партнёрские», – говорил ранее Радий Хабиров.
Обходы освободят путь
Чтобы запустить городскую электричку в Санкт-Петербурге, также потребуется сначала вывести транзитное грузовое сообщение за пределы города, замечает заместитель начальника Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов ОАО «РЖД» Владимир Бродский.
«Для этого предстоит построить Северо-Восточный (Павлово-на-Неве – Орехово) и Юго-Западный (Владимирская – Бронка) железнодорожные обходы», – добавляет он.
Только избавив город от лишних грузовых поездов, станет возможным увеличить число электричек из Санкт-Петербурга до крупных населённых пунктов Ленинградской области, таких как Тосно, Выборг, Всеволожск, Красное Село, Павловск. А уже к 2030 году планируется создать два полукольца.
«Городские электрички пройдут внутри города и свяжут Ораниенбаум – Белоостров и Гатчину-Варшавскую – Токсово. Предусмотрено и строительство соединительной линии Шоссейная – аэропорт Пулково – Лигово протяжённостью 11,7 км, которая войдёт в маршрут Белоостров – Ораниенбаум», – уточняет Владимир Бродский.
Помимо этого развитие пассажирской инфраструктуры будет включать в себя реконструкцию и строительство ТПУ, новых остановочных пунктов и новой электрифицированной линии Сертолово – Левашово протяжённостью 6,5 км. По прогнозам ОАО «РЖД», объём перевозок в пригородно-городском сообщении в Санкт-Петербургской агломерации к 2030 году возрастёт на 15,8% (+1,1 млн человек). В 1,8 раза, или до 142,4 млн, увеличится пассажиропоток в Санкт-Петербургском железнодорожном узле.
Напомним, что в апреле 2020 года была утверждена Концепция по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле. Цель документа – комплексное и сбалансированное развитие транспортной системы региона.
Виталий Маслюк