Цифровая трансформация требует актуализации профессиональных стандартов для железнодорожников
Форсированный переход к новому хозяйственно-техническому укладу, так называемая четвёртая промышленная революция, на сегодняшний день является общемировым трендом. Посредством технологий предполагается объединить цифровой (виртуальный) мир с физическим в единую киберфизическую систему.
Указ президента Российской Федерации № 642 «О Стратегии научно-технологического развития РФ» от 1 декабря 2016 года определил векторы научно-технологического развития нашей страны и поставил задачу цифровой трансформации российской экономики. Для повышения эффективности транспортного бизнеса и усиления его конкурентоспособности на мировом рынке необходимо инновационное развитие железнодорожного транспорта.
Техническая модернизация отрасли идёт путём внедрения новых технологических платформ, создания современных транспортно-логистических систем, развития интеллектуальных систем управления перевозочным процессом, кардинального обновления подвижного состава и объектов инфраструктуры. Внедрение новых технологий и подходов вместе с изменением культуры и бизнес-процессов обеспечит рост эффективности внутренних процессов, повышение привлекательности железнодорожного транспорта для клиентов, позволит выйти на внешние рынки с высокотехнологичными сервисами. А это стратегические цели в условиях цифровой экономики.
Цифровизация экономики и транспорта диктует новые требования к кадрам, которые должны учитываться при разработке и актуализации образовательных стандартов, программ среднего профессионального и высшего образования, а также программ профессионального обучения. Ключевой механизм согласования требований рынка труда и сферы образования – профессиональные стандарты, где отражены актуальные квалификационные требования к работникам. Законодательство позволяет работодателям участвовать в разработке профстандартов, которые, в свою очередь, служат базой для федеральных государственных образовательных стандартов и программ. Это позволяет образовательным учреждениям учитывать запросы компаний. Таким образом, именно практическая деятельность определяет набор знаний и навыков специалистов.
Развитие технологий приводит к изменениям трудовых функций работников и появлению новых профессий, поэтому этот фактор становится решающим при подготовке планов разработки новых и актуализации действующих профстандартов.
За 2019–2020 годы Центр организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД» актуализировал 30 профессиональных стандартов с учётом цифровизации производственных процессов на железнодорожном транспорте и разработал ещё один новый профстандарт. Приведу несколько примеров того, как изменились требования к знаниям и навыкам представителей отдельных профессий из-за изменения технологий.
В обязанности контролёра состояния железнодорожного пути входит проверка пути и стрелочных переводов. Если раньше он выполнял эту работу с помощью ручных средств путеизмерения, то сейчас использует электронный измерительный инструмент и через мобильное устройство передаёт результаты измерений в автоматизированную систему управления инфраструктурой. Чтобы грамотно выполнять эту операцию, работнику нужно знать устройство аппаратного и программного обеспечения, порядок работы с данными о состоянии пути, стрелочных переводов и земляного полотна в автоматизированных системах и способы передачи информации с использованием информационно-коммуникационных технологий. Также нужно понимать принцип работы систем и оборудования в цифровой модели железнодорожного пути. Кроме того, они должны уметь пользоваться этим электронным измерительным инструментом, синхронизировать его с мобильным устройством, использовать мобильное рабочее место, также выполнять наладку и обслуживание основных систем. Все эти новые требования учли при актуализации профстандарта «Контролёр состояния железнодорожного пути».
Цифровизация не обошла стороной и проводников пассажирских вагонов: раньше они проверяли проездные документы в бумажном виде, теперь следят за наличием электронных билетов с помощью технических средств контроля и регистрации посадки пассажиров. Это значит, что они обязаны разбираться в принципах работы автоматизированных систем управления (АСУ) и автоматизированных информационных систем (АИС), знать руководства и инструкции по их эксплуатации и ремонту. Причём должны не просто иметь общее представление, а уметь работать с многочисленными АСУ и АИС, включая автоматизированную систему управления контроля безопасности и связи пассажирского поезда, контроля и диагностики вагонного оборудования, контроля посадки, видеонаблюдения и регистрации пассажиров. Теперь эти требования добавлены в актуализированный профстандарт «Проводник пассажирского вагона».
Также в последнее время изменилась работа специалистов по организации управления движением поездов, производства маневровой работы на железнодорожной станции. Поскольку многие процессы были автоматизированы, наряду с основными и специальными знаниями нужно иметь определённые цифровые компетенции. В соответствующем профстандарте теперь указано, что такие специалисты должны знать порядок работы в автоматизированных информационно-аналитических системах, правила учёта и классификации инцидентов по причине отказов технических средств, а также механизм приёма, составления и передачи информационных сообщений. При этом им нужно уметь пользоваться этими автоматизированными информационно-аналитическими системами – вносить необходимые данные, заполнять отчётные формы.
Под воздействием цифровизации на смену традиционным профессиям железнодорожного транспорта приходят новые. В 2020 году для организаций железнодорожного транспорта был разработан профессиональный стандарт «Работник по управлению терминально-складским комплексом железнодорожного транспорта» и актуализирован с учётом современных цифровых технологий профстандарт «Работник по управлению и обслуживанию моторвагонного подвижного состава». В них описаны новые профессии, которые в ближайшем будущем могут появиться на железнодорожном транспорте. Одна из них – оператор системы роботизированного управления терминально-складским комплексом. Если ранее приёмосдатчик груза и багажа терминально-складского комплекса проверял груз по накладным и грузовым перевозочным документам на бумажном носителе, то оператор системы роботизированного управления терминально-складским комплексом будет использовать автоматизированную систему управления. С её помощью он будет выстраивать взаимодействие роботизированных механизмов терминально-складского комплекса в режиме онлайн, управлять процессом учёта и перемещения груза, выполнять документальное сопровождение процесса управления терминально-складскими операциями. Для этого работнику нужно знать устройство прикладного программного обеспечения, принцип работы систем и оборудования цифрового терминально-складского комплекса, порядок работы в автоматизированной системе управления складскими операциями и правила оформления документации терминально-складского комплекса в АСУ. Также ему нужно уметь пользоваться прикладным программным обеспечением данной АСУ и выполнять в системе сбор, сортировку и оценку информации, структурировать данные в виде таблиц, схем, диаграмм.
В проекте профессионального стандарта «Работник по управлению и обслуживанию моторвагонного подвижного состава» описан новый подход к управлению тяговыми единицами: беспилотное дистанционное управление моторвагонным подвижным составом, оборудованным системой автоматического управления. Эта система включает в себя блок обнаружения препятствий (так называемое машинное зрение), блок синхронизации и связи, систему точного позиционирования. Используемая технология позволяет моторвагонному подвижному составу бесперебойно работать без участия человека, соблюдать расписание, а также замедлять движение при обнаружении любого препятствия на пути. При этом за функционированием системы автоматического управления будет наблюдать и контролировать её действия оператор из центра управления. В случае возникновения нештатной ситуации оператор сможет дистанционно управлять моторвагонным подвижным составом.
Операторы по дистанционному управлению моторвагонным подвижным составом должны знать порядок работы с аппаратным и программным комплексом, предназначенным для контроля за работой системы автоматизированного управления; технологию управления моторвагонным подвижным составом в дистанционном режиме; правила эксплуатации пульта дистанционного управления; способы выявления и устранения неисправностей в работе моторвагонного подвижного состава в дистанционном режиме с использованием аппаратного и программного комплекса. Помимо этого нужно уметь определять готовность моторвагонного подвижного состава к движению по показаниям контрольно-измерительных приборов, аппаратного и программного комплекса в дистанционном режиме, определять техническое состояние моторвагонного подвижного состава в дистанционном режиме и так же дистанционно искать и устранять неисправности моторвагонного подвижного состава.
В ближайшие годы согласно утверждённому плану будут разработаны профессиональные стандарты и на другие новые виды профессиональной деятельности на железнодорожном транспорте. Это, например, оператор по дистанционному управлению системами обеспечения малых вокзалов, оператор цифровой системы управления тяговой подстанцией, технолог по моделированию производственных процессов железнодорожного транспорта, технический оператор-аналитик по онлайн-диагностике и индикативному управлению объектами железнодорожной инфраструктуры.
Самый важный этап разработки или актуализации профессиональных стандартов, от которого зависит качество утверждаемых документов, – профессионально-общественное обсуждение. К обсуждению профстандартов привлекаются эксперты различных организаций железнодорожного транспорта, которые оценивают проект в части содержания (в том числе цифровых составляющих), соответствия нормативным правовым актам, в некоторых случаях учитываются требования локальных нормативных актов в области железнодорожного транспорта. Фокус-группы экспертов формируются из числа специалистов, обладающих знанием специфики конкретного вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам. Это эксперты двух категорий: производственники и специалисты по управлению персоналом.
В обсуждении профессиональных стандартов обязательно участвуют представители объединения «Желдортранс», Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей, научных и образовательных организаций. На заключительном этапе проект профессионального стандарта оценивается рабочей группой Министерства транспорта РФ.
Реализация основных трендов цифровой трансформации железнодорожного транспорта в профессиональных стандартах позволит получить реальные положительные результаты – привлекать высококвалифицированные кадры, а значит, повышать производительность труда, улучшать качество услуг и привлекательность железнодорожного транспорта.
Подготовила Мария Абдримова
СПРАВКА
Профессиональный стандарт содержит описание трудовых функций по определённому виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов. Начиная с 2020 года работодатели обязаны применять профстандарты, если в федеральных законах указаны требования к квалификации работника. На данный момент в стране разработано и утверждено более 1300 профстандартов, 84 из которых относятся к области железнодорожного транспорта. Планируется, что до конца 2020 года профстандартами будут охвачены все специфичные для железнодорожного транспорта профессии рабочих, должности руководителей, специалистов и служащих.