Для повышения культуры безопасности в компании важно совершенствовать подготовку кадров
В числе основных причин аварий и несчастных случаев на производстве эксперты называют недостаточную и даже низкую квалификацию персонала. Так, по данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), в прошлом году на промышленных предприятиях было зафиксировано 138 крупных негативных происшествий, из них 90% по вине работников. Чтобы снизить влияние человеческого фактора, многие компании, в числе которых ОАО «РЖД», уделяют особое внимание вопросам повышения качества подготовки персонала (в том числе отработке действий в нестандартных ситуациях) и оценке квалификации работников.
Как отметил во время сессии «Безопасность и квалификации: обновление институтов регулирования» VI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России. Рынок труда – новая реальность» первый заместитель министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Чуприян, работодатели заинтересованы в том, чтобы на производство приходили люди, которые не просто желают работать, но и осознают свою профессиональную ответственность. Оценить соответствие квалификации работника занимаемой им должности возможно благодаря внедрению системы профессиональных стандартов. «Оценка квалификации работника, отвечающего за безопасность, крайне важна. Вспомним крупные пожары – в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» и в кемеровском торгово-развлекательном комплексе «Зимняя вишня». Их основная причина – человеческий фактор. Люди, ответственные за пожарную безопасность, не были достаточно подготовлены для принятия решений в экстремальных условиях, – отметил Александр Чуприян. – Чтобы предотвратить подобные случаи, в стране созданы рабочие группы по экспертизе профстандартов в области обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях. С помощью внедрения системы профстандартов мы повысим качество подготовки кадров и, следовательно, безопасность их деятельности».
Предприятия железнодорожного транспорта являются объектами повышенной опасности, поэтому соответствие квалификации персонала требованиям профессиональных стандартов является залогом безопасности движения поездов. В настоящее время в ОАО «РЖД» работа по внедрению системы профессиональных стандартов ведётся по трём направлениям.
Во-первых, компания занимается разработкой специфичных для отрасли профстандартов. «На железнодорожном транспорте насчитывается около тысячи профессий и должностей, 196 из которых специфические, – рассказал начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Владимир Никитин. – На сегодняшний день разработано 92 отраслевых профстандарта, из которых 84 уже утверждены. Сейчас подходим к завершению этой работы, и к концу года профстандартами будут охвачены все специфические для железнодорожного транспорта профессии рабочих, специалистов, служащих и руководителей».
С учётом развития бизнеса и технологий ежегодно в отрасли появляются новые профессии. В ОАО «РЖД», например, уже работают диспетчеры удалённого управления локомотивом и монтёры по обслуживанию и ремонту железнодорожной инфраструктуры. В этом году в двух профессиональных стандартах описаны новые профессии, появившиеся в результате развития и внедрения в компании цифровых технологий. Так, в профессиональном стандарте «работник по управлению терминально-складским комплексом железнодорожного транспорта» описана новая профессия – «оператор системы роботизированного управления терминально-складским комплексом». В профессиональном стандарте «работник по управлению и обслуживанию моторвагонного подвижного состава» описана профессия «оператор по дистанционному управлению моторвагонным подвижным составом».
Чтобы идти в ногу со временем, в компании утверждена дорожная карта по созданию новых профессий и должностей до 2025 года, которая в том числе предусматривает разработку перспективных профстандартов. «Основа процесса перехода на систему профстандартов у нас заложена. Их внедрение будет продолжаться по мере разработки новых профстандартов либо актуализации старых», – добавил Владимир Никитин.
Второе направление HR-работы компании – независимая оценка квалификации работников. Для её проведения на базе Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта (Желдортранс) был создан единый центр оценки профессиональных квалификаций, а также 36 экзаменационных центров на территории 30 субъектов страны. «Независимая оценка квалификации является своего рода фильтром, который препятствует допуску к работе специалистов, склонных к нарушениям и браку в работе. На сегодняшний день её прошли более 2000 претендентов на замещение должностей, связанных с безопасностью движения. Особый акцент мы делаем на оценке работников, связанных с безопасностью движения поездов, ведь от их профессиональной подготовки зависит жизнь и здоровье не только сотрудников компании, но и пассажиров», – подчеркнул Владимир Никитин.
Процедура оценки профессиональной квалификации для работников пока добровольная. Экзамен на соответствие профессиональному стандарту состоит из практической и теоретической частей. По итогу сотрудники компании получают соответствующие сертификаты.
Третье направление – совершенствование системы подготовки персонала. Проводится экспертиза образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования (с 2018 года проведена экспертиза 36 образовательных стандартов).
Кроме того, отраслевые вузы, колледжи и техникумы проходят процедуру профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (на сегодняшний день таким образом аккредитованы 22 программы). Как ранее рассказал руководитель «Желдортранса» Сергей Чаплинский, железнодорожное образование одним из первых в стране обратилось к этой процедуре. «Профессионально-общественная аккредитация проводится для конкретного учебного заведения с учётом материально-технической базы и профессионального уровня преподавательского состава, – рассказал он. – Учебное заведение оформляет заявку, в которой выражает желание пройти такую аккредитацию. Группа экспертов, имеющих большой опыт работы именно по тем направлениям, которые соответствуют заявленным образовательным программам, выезжает в учебное заведение для проверки и ознакомления с материально-технической базой. По результатам оформляется акт и выносится для утверждения проект решения Совета по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте».
В настоящее время прохождение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ для учебных заведений является добровольным. Однако подобная оценка помогает им пройти государственную аккредитацию в Рособрнадзоре и делает их более привлекательными для абитуриентов. Преимущества в итоге получает и работодатель. «Проведение профессионально-общественной аккредитации позволяет нам обеспечить более гибкое реагирование образовательной системы на изменения, происходящие в компании и в отрасли, а также внедрять в образовательные процессы актуальную информацию», – рассказал Владимир Никитин.
В этом году компанией была утверждена Программа взаимодействия с университетскими комплексами железнодорожного транспорта до 2025 года. Отдельное внимание в ней уделено обновлению материально-технической базы. «На эти цели уже потрачено порядка 1 млрд руб. Нам важно, чтобы подготовка кадров была максимально практической – чтобы в процессе обучения они отрабатывали возможные нештатные ситуации и, придя на производство, были готовы показать свои знания и навыки», – подчеркнул Владимир Никитин.
Также в компании ведётся разработка образовательных программ для учебных центров профессиональных квалификаций (УЦПК), на базе которых ежегодно проходят подготовку и повышают квалификацию более 130 тыс. человек. «Учебные модули переработаны под конкретные трудовые функции, содержащиеся в профстандартах, – рассказал Владимир Никитин. – Чтобы сделать обучение максимально прикладным, мы поставляем в УЦПК новые тренажёрные комплексы и создаём учебные полигоны для отработки практических навыков. По ряду квалификаций проводим тестирование работников по отдельным трудовым функциям, без обладания которыми невозможно полноценное выполнение трудовых обязанностей и допуск к работе».
Компетенции работников компании также оценивают по системе единых корпоративных требований к персоналу. Она состоит из четырёх блоков – «корпоративные компетенции», «профессиональные компетенции», «потенциал и мобильность», «результативность и опыт». «Это объективные критерии, которые учитываются при включении сотрудников в кадровый резерв, их обучении и назначении на должности, – рассказал Владимир Никитин. – Особое внимание уделяется блоку «профессиональные компетенции». Именно с этим блоком связаны профстандарты и оценка квалификации».
Благодаря грамотно выстроенной работе с персоналом за девять месяцев 2020 года на предприятиях компании на 13,1% удалось снизить число отказов технических средств под влиянием человеческого фактора в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные привёл заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Евгений Поспелов во время круглого стола, проведённого в рамках XX Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность движения поездов».
«В компании были проанализированы технологические нарушения и отказы технических средств под влиянием человеческого фактора. Также сформирован перечень основных нарушений по филиалам и профессиям, – подчеркнул Евгений Поспелов. – На основе анализа «западающих» компетенций работников принято решение об их точечном обучении, в частности, на специализированных курсах в УЦПК, в рамках технической учёбы, а также в системе дистанционного обучения компании».
Отдельное внимание в сфере обеспечения комплексной безопасности уделяется подготовке руководителей. Их обучением занимается Корпоративный университет РЖД. Специализированные программы разделены на четыре тематических блока.
Первый блок – система менеджмента безопасности движения. Сюда включены четыре образовательные программы: «Обеспечение функциональной безопасности на железнодорожном транспорте» (в 2020 году по этой программе обучено 206 человек); «Управление функциональной безопасностью на железнодорожном транспорте» (обучено 20 человек); «Система менеджмента безопасности движения» (обучено 3275 человек); «Аудиты системы менеджмента безопасности движения» (обучено 4865 человек).
Второй блок – культура безопасности движения. Здесь представлены две программы – «Формирование культуры безопасности» и «Организация деятельности общественных инспекторов по безопасности движения поездов: методы и инструменты».
Третий блок – риск-менеджмент. Он включает программы по развитию функционального резерва аппарата ревизоров по безопасности движения поездов.
Четвёртый блок – цифровизация в области безопасности движения. Как рассказал директор Корпоративного университета РЖД Роман Баскин, в этом году по инициативе Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» впервые была запущена программа «Анализ и принятие решений на основе больших данных». «Мы замахнулись на методы прикладной математики, аналитики и программирования для руководителей, – подчеркнул Роман Баскин. – В условиях цифровизации способность анализировать большие массивы информации крайне важна, особенно когда речь идёт о безопасности движения, жизни людей». В марте 2021 года планируется запуск ещё одной цифровой программы – «Цифровая трансформация компании: дизайн цифровых инициатив» (по направлению «Цифровая безопасность движения»).
Обменяться опытом в области обеспечения безопасности движения с зарубежными коллегами российские железнодорожники в этом году могли в рамках тематических круглых столов, организованных Корпоративным университетом РЖД в онлайн-режиме. «Мы создали своего рода дискуссионный онлайн-клуб, участниками которого стали представители 25 стран, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Индии», – подчеркнул Роман Баскин.
Юлия Антич