Пандемия новой коронавирусной инфекции потребовала от государства и работодателей быстрых решений в области охраны труда. О главных трендах в области защиты персонала и обеспечения его безопасности рассказывает «Пульт управления».
В Трудовом кодексе РФ зафиксировано, что каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. Безопасными являются условия, при которых воздействие вредных или опасных производственных факторов на работающих исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Премьер-министр России Михаил Мишустин в своём приветствии к участникам 24-й международной выставки «Безопасность и охрана труда», которая с 8 по 11 декабря проходила в режиме онлайн, отметил: «В период борьбы с новой коронавирусной инфекцией вопросы охраны труда потребовали повышенного внимания и вышли на первый план».
По его словам, большинство российских компаний справились с вызовом COVID-19 и смогли дополнительно защитить своих сотрудников для работы в новой ковидной реальности.
Руководитель Роструда Михаил Иванков отметил, что в условиях пандемии не было зафиксировано социальной напряжённости и роста нарушений прав работников в связи с изменениями в организации труда.
«Вопросы безопасности труда всегда являются приоритетными в деятельности любой организации, особую актуальность они приобретают в современных условиях борьбы с COVID-19», – подчеркнул глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.
В ОАО «РЖД» в марте – в самом начале пандемии – был создан штаб по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции для обеспечения бесперебойного перевозочного процесса. Как отметил начальник нормативного отдела Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» (ЦБТ) Антон Зачиняев, за это время проведено более 200 заседаний штаба, на которых рассматриваются вопросы, в том числе связанные с защитой персонала от COVID-19.
Железнодорожники обеспечены масками, перчатками и кожными антисептиками. Фронтлайн-персонал, который ежедневно контактирует с большим количеством людей, перед заступлением на смену проходит обязательные медицинские осмотры. В компании на постоянной основе проводятся проветривание и уборка всех помещений с применением дезинфицирующих средств, безопасных для здоровья человека и имеющих широкий спектр антимикробного действия.
Для минимизации контактов между работниками инструктаж членов поездных бригад проходит в индивидуальном порядке. Перед заступлением на смену каждому сотруднику измеряют температуру. В рейсе термометрию делают раз в сутки.
Для профилактики распространения коронавирусной инфекции среди офисных работников на предприятиях были приняты дополнительные организационные решения: разведение подразделений по времени начала и окончания рабочего дня, разное время обеденного перерыва. Около 108 тыс. сотрудников переведены на дистанционный режим работы.
Для предотвращения вспышек заболевания персонал тестируется на COVID-19. «Уже проведено более 1,4 млн тестов на наличие новой коронавирусной инфекции», – добавляет Антон Зачиняев.
Экономить на безопасности нельзя
По словам министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова, ежегодно растёт сумма страховых взносов, направляемых работодателями на финансовое обеспечение предупредительных мер по снижению производственного травматизма.
«За последние пять лет мы увидели значительный рост сумм, выделяемых работодателями на эти цели, – в 2019 году было направлено порядка 14,5 млрд руб., что на 60% больше, чем пять лет назад. В текущем году на эти цели уже направлено 17,5 млрд руб.», – сказал глава Минтруда.
По его словам, в большинстве отраслей видна положительная тенденция к снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях.
ОАО «РЖД» как самый крупный работодатель страны большое внимание уделяет безопасности своих работников и условиям их труда и направляет на эти цели значительные средства, отмечает начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Андрей Лисицын.
«В 1844 году был издан указ Николая I, поручающий создать полицейское управление, которое бы занималось контролем условий проживания, питания и условий работы людей, занятых в проектировании и строительстве железной дороги Москва – Санкт-Петербург. Уже тогда дорога строилась с особым вниманием к условиям работы и охраны труда железнодорожников», – напомнил руководитель ЦБТ.
В начале этого года в РЖД перешли на обновлённую «Политику в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности». Документ провозглашает безусловным приоритетом защиту человека и природы. В нём зафиксировано, что все подразделения холдинга должны быть ориентированы на достижение трёх целей: обеспечение безопасных условий труда, защита жизни и здоровья работников.
По словам Андрея Лисицына, систематический подход в области охраны труда даёт позитивный результат – за последние пять лет в РЖД почти в 1,5 раза снизился уровень производственного травматизма, и данная тенденция сохраняется в 2020 году. «Также мы имеем серьёзное снижение по смертельному травматизму. Даже единичный случай – это и трагедия, и экономический ущерб. Каждый такой случай обходится компании более чем в 20 млн руб.», – сказал он.
Действовать на опережение
Согласно данным ВНИИ труда Минтруда России, в целом экономические потери, связанные с состоянием условий и охраны труда в РФ, в прошлом году составили около 1,73 трлн руб.
Среди основных причин несчастных случаев на производстве преобладают причины организационного характера и так называемый человеческий фактор. Поэтому большинство компаний переходят на проактивное управление в области охраны труда, то есть на предупреждение возникновения нештатных ситуаций.
Директор по безопасности производства Выксунского металлургического завода (ВМЗ) Александр Пивиков рассказал, что для этого на участках ВМЗ с целью оценки текущей ситуации руководители проводят в ежедневном режиме аудит по безопасности. Также на предприятии исключили меры дисциплинарного воздействия на рабочих и линейных руководителей по результатам несчастных случаев, инцидентов и прочих происшествий.
«Наказывать, когда всё уже произошло, – это типичная ошибка. Такой подход заставляет руководителей скрывать случаи травматизма, аварий и прочих происшествий. Теперь при обнаружении действий, которые могут повлечь за собой неприятные события, мы отправляем сотрудников на обучение. При повторном нарушении – увольнение», – сказал Александр Пивиков.
Директор Центра исследований охраны труда ВНИИ труда Владислав Горбачев убеждён: до 70% успеха в снижении травматизма обеспечивает правильно выстроенная служба охраны труда, коммуникации внутри организации на всех её уровнях – от младшего сотрудника до руководителя.
«В РЖД выстроена система оценочных сессий для руководителей среднего звена – проводятся тренинги, разборы реальных производственных задач и случаев. Кейсы таких занятий написаны самой жизнью, – говорит Андрей Лисицын. – Осознание личной ответственности на рабочих местах, повышение компетенции работников позволяет добиваться результатов по снижению травматизма».
Ключевым фактором для повышения безопасности является вовлечённость персонала, соглашается первый заместитель генерального директора – главный инженер Трубной металлургической компании (ТМК) Вячеслав Попков. «Сегодня в работе по выявлению и устранению рисков участвует около 80% сотрудников ТМК. Вместе с ними мы составляем карты опасных зон – производственных мест, где риски полностью устранить нельзя, но их можно контролировать», – рассказал он.
То, что тема лидерства в охране труда выходит на первый план, считают и в компании «ЕВРАЗ». «Руководители высшего звена компаний должны демонстрировать приверженность к соблюдению всех требований безопасности, тогда за ними подтянутся и линейные руководители», – пояснил вице-президент по охране труда, промышленной безопасности и экологии ЕВРАЗа Константин Рубин.
Защитить врачей
Пандемия COVID-19 поставила во главу угла вопросы обеспечения врачей, работающих с больными новой коронавирусной инфекцией, средствами индивидуальной защиты (СИЗ). В самом начале пандемии врачи жаловались на их отсутствие.
«Это время стало настоящим испытанием для производителей СИЗов. Нужно было в короткие сроки обеспечить рынок качественной продукцией», – признаёт президент ассоциации «СИЗ» Владимир Котов.
Сеть учреждений здравоохранения «РЖД-Медицина» как часть национальной системы здравоохранения включилась в борьбу с новым вирусом. Первыми удар на себя приняли врачи московских клиник – два стационара ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» имени Н.А. Семашко» и стационар ЧУЗ «Центральная клиническая больница «РЖД-Медицина» были перепрофилированы под лечение больных.
«В первые часы пандемии мы столкнулись с дефицитом средств защиты – их почти нигде нельзя было приобрести в достаточном количестве и по приемлемым ценам, – вспоминает руководитель материально-технического снабжения Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД» Георгий Шидий. – Поэтому сначала был обеспечен двухнедельный запас СИЗов, после чего их объёмы наращивались».
Всего для защиты медработников было дополнительно закуплено более 2,5 млн единиц средств индивидуальной защиты. «Позволить себе некачественные СИЗы мы не могли, поэтому даже в это непростое время сотрудничали с проверенными организациями», – добавляет Георгий Шидий.
К началу второй волны было закуплено 110 тыс. комбинезонов, 1 млн масок и бахил, 300 тыс. масок с высокой степенью защиты. Отметим, что сейчас помимо стационаров в Москве лечением больных с COVID-19 занимаются клиники сети «РЖД-Медицина» в Воронеже, Оренбурге и Перми.
«Люди – это главная ценность холдинга. Забота о здоровье наших сотрудников является одним из приоритетных направлений социальной политики ОАО «РЖД». Именно поэтому мы очень ответственно подходим к закупке средств индивидуальной защиты для учреждений здравоохранения ОАО «РЖД», к выбору поставщиков и своевременной поставке», – подчеркнула начальник Центральной дирекции здравоохранении ОАО «РЖД» Елена Жидкова.
Цифровая революция
Владимир Котов считает, что в ближайшие годы сферу охраны труда ждёт цифровая революция. «Электронный документооборот, виртуальный инструктаж и удалённый медосмотр – всё это ближе, чем кажется. Внедрение инновационных разработок, так называемых умных СИЗов, повысит уровень безопасности труда», – говорит он.
Компании активно идут по пути внедрения цифровых технологий не только в производственном процессе, но и в обучении персонала. Например, на Волжском трубном заводе (ВТЗ) оборудована квест-комната, где на одной площадке собраны объекты с искусственно созданными нарушениями правил безопасности.
«Мы последние три года создаём на линиях виртуальные классы по охране труда, закупаем VR-тренажёры», – добавляет Андрей Лисицын.
Руководитель направления по развитию ОТПБ ПАО «НЛМК» Юлия Синёва рассказала, что в ситуации пандемии в компании был разработан ряд электронных курсов по охране труда для разных категорий работников.
«Мы проанализировали, как наши работники к ним относятся. Уровень удовлетворённости составляет больше 50%. Но надо признать, что он ниже, чем удовлетворённость очными курсами, так как на дистанции информация воспринимается сложнее. Поэтому надо идти по пути комбинированного обучения», – считает она.
Виталий Маслюк