О технологии блокчейн в мире заговорили в конце 2008 года, когда было объявлено о разработке первой цифровой валюты – биткоина. Тогда больше внимания уделялось самой криптовалюте, однако спустя десять лет ситуация кардинально изменилась: популярность биткоина пошла на спад, зато блокчейн вполне может стать главным цифровым трендом ближайших лет. К 2025 году, по прогнозам PwC, эту технологию возьмёт на вооружение большинство компаний, в том числе транспортной отрасли.
Запомнит всё
Термин blockchain позаимствован из английского языка и дословно переводится как «цепь из блоков». По сути, это база данных, где информация хранится в электронном виде, но от обычного облачного хранилища её отличает способ хранения информации: она записывается не на один администрирующий сервер, а вносится в распределённые реестры. Условно говоря, информация одновременно существует на всех устройствах, подключённых к сети. При этом каждый последующий информационный блок содержит в себе все данные предыдущего. Главное преимущество такого подхода – гарантированная сохранность данных.
«Данные, передаваемые блокчейном, видны всем, при этом их невозможно изменить или удалить. Децентрализованное распределение данных обеспечивает надёжность, прозрачность и защиту от взлома. Благодаря этому блокчейн является универсальным и удобным способом хранения информации и заключения сделок», – поясняет коммерческий директор Группы компаний «АРИВИСТ» (специализируется на международных перевозках грузов) Кирилл Александров.
Можно отследить любую информацию, которая вносится в распределённый реестр данных, и определить её источник по цифровому следу. Наиболее перспективной сферой для внедрения блокчейна с точки зрения потенциального экономического эффекта эксперты PwC называют ретейл: технология позволяет определить производителя товара и перемещение продукции на каждом этапе, что обеспечивает прозрачность цепочки поставок и перекрывает путь контрафакту. Крупные продуктовые сети уже разрабатывают технологию доставки «от поставщика до полки» на базе блокчейна.
Большой потенциал использования блокчейн-технологии в PwC видят и в финансовой сфере. В настоящее время центробанки разных стран, в том числе России, изучают её возможности в контексте создания национальных цифровых валют, которые в отличие от криптовалют будут официальной формой денег. Это только одна из возможностей. Блокчейн позволит ускорить транзакции, сделав их при этом более прозрачными, перевести в «цифру» ключевые банковские услуги. В августе в Германии, к примеру, предложили использовать блокчейн на фондовом рынке, заменив акции и облигации их цифровыми версиями.
К распределённой базе данных может быть подключено неограниченное количество пользователей. Это делает систему удобной для взаиморасчётов, особенно при наличии большого числа поставщиков и контрагентов. Соглашение, которое заключают участники процесса, называется «смарт-контракт». Он устанавливает правила взаимодействия с данными, которые размещены в распределённом реестре. Каждой сделке или финансовой транзакции вручную присваивается уникальный шифр, содержащий данные о времени, дате, участниках, стоимости. В результате участники получают достоверные и актуальные данные. «С помощью смарт-контрактов можно синхронизировать перевод платежа с доставкой товара, оказанием услуг и даже предоставлением финансовых инструментов. Главные преимущества смарт-контрактов связаны с их подписанием и заполнением: контракты не нужно подписывать лично, и технология автоматически создаёт аудиторский след. В случае возникновения спора блокчейн может автоматически заблокировать платежи», – говорит партнёр и руководитель международной практики оказания услуг компаниям финансового сектора PwC в Швейцарии Гюнтер Добрауз.
По прогнозам экономистов PwC, в ближайшее десятилетие максимальную выгоду от использования блокчейн-технологии получат Китай и США. Центробанк КНР уже выпустил цифровую валюту DCEP, это принесёт Поднебесной $440 млрд в ближайшее десятилетие. В США блокчейн главным образом используют в цепочках поставок.
К 2030 году внедрение технологии блокчейн может обеспечить рост мирового ВВП на $1,76 трлн, прогнозируют в PwC.
От банков до транспорта
В Россию блокчейн пришёл позже, чем в США или Китай, – первые проекты появились в 2017–2018 годах, и, по оценке экспертов, бизнес до сих пор присматривается к этой технологии. Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega, отметил, что пока это прерогатива цифровых гигантов, в частности Сбербанка и «Яндекса».
Как и в других странах, наиболее активно технологию тестируют в банковском секторе. В конце прошлого года Ассоциация развития финансовых технологий, куда входят ключевые участники российского финансового рынка, запустила в промышленную эксплуатацию децентрализованную депозитарную систему (ДДС) на блокчейн-платформе «Мастерчейн» для учёта электронных закладных. В дальнейшем эта площадка станет базой для перевода в «цифру» банковских услуг, включая ипотеку.
Ещё один амбициозный проект в этом году протестировали в регуляторной «песочнице» Банка России – эта блокчейн-платформа позволит оцифровывать ценные бумаги и другие активы. Руководитель направления «Развитие технологии распределённого реестра» Ассоциации ФинТех Анатолий Конкин, выступая на онлайн-конференции «Финтех-2020. Антикризисная цифровизация», отметил, что через год-два все финансовые продукты на рынке будут так или иначе предоставляться с использованием технологии блокчейн.
Преимущества блокчейна успели оценить и на рынке недвижимости. В 2018 году эту технологию впервые в России применили в процессе регистрации договора долевого строительства с застройщиком жилья. Тогда в ВЭБе отметили, что внедрение блокчейна обеспечивает фиксацию всех этапов процесса, что позволяет контролировать соблюдение регламентов процедур и сроков исполнения, а также исключает риск несанкционированной корректировки данных. В будущем Росреестр намерен перейти на регистрацию договоров долевого участия только с применением блокчейна, исключив бумажный документооборот.
Прозрачность внесения данных и невозможность их исправить позволяет использовать блокчейн при оказании госуслуг или в различных формах публичного голосования. К примеру, по словам руководителя Центра блокчейн-компетенций ООО «Кометрика» Николая Гюнтнера, блокчейн-система уже внедрена в сервис «Активный гражданин» и применялась во время голосования по вопросам внесения изменений в Конституцию. «Среди успешных кейсов также электронные очереди, аукционы и различные тендерные площадки. Эти примеры демонстрируют везде один важный эффект – исключение возможности фальсификации», – пояснил он.
Опрошенные «Пультом управления» эксперты заявили о большом потенциале блокчейн-технологий в сфере транспорта и логистики. «Использование в этой отрасли смарт-контрактов позволяет отслеживать передвижение грузов по всему миру через связь по GPS-датчику, сводит к минимуму возможность нарушения обязательств сторон договора при поставках. Все преимущества блокчейна позволяют нам говорить об огромных перспективах его применения в ближайшие пять – десять лет. Как раз через такой промежуток времени аналитики предсказывают бум данного направления», – заметила руководитель отдела инвестиционных услуг QBF Альфия Бергалиева.
Технологию блокчейн на протяжении нескольких лет тестируют, например, в авиакомпании S7, причём здесь нашли несколько способов её применения. В 2018 году S7 опробовали смарт-контракт на основе блокчейна при заправке самолёта – на перечисление оплаты и передачу отчётных документов ушла всего минута. Сейчас компания использует блокчейн-платформу, в том числе для продажи билетов.
Алексей Рыбаков отметил, что в лигу российских компаний, наиболее активно работающих над внедрением технологии блокчейн, входят «Российские железные дороги».
Наиболее знаковыми блокчейн-проектами РЖД, по мнению эксперта, являются блокчейн-платформа «Сервис контроля жизненного цикла грузового вагона», нацеленная на отслеживание состояния комплектующих грузового подвижного состава, а также логистическая блокчейн-платформа для повышения прозрачности и эффективности грузовых перевозок.
Об использовании этой технологии в ОАО «РЖД» впервые заговорили на Международном салоне «ЭКСПО 1520» в Щербинке в 2017 году, который был посвящён вопросам цифровой трансформации отрасли. Год спустя в РЖД запустили первый проект по отслеживанию с помощью технологии распределённого реестра жизненного цикла колёсных пар в ремонтных депо на Октябрьской дороге. В 2019 году, также на Октябрьской дороге, был реализован пилотный проект по использованию смарт-контракта в грузоперевозках – это обеспечивает прозрачность перевозочного процесса для всех участников транспортно-логистической цепи. В автоматическом режиме фиксируется выполнение договорных обязательств. В этом году, как сообщил в октябрьском интервью газете «Гудок» заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, проект расширяет свой функционал: реализуется возможность автоматизированного сопровождения договоров перевозки и сопутствующих услуг, увеличено количество визуализируемых технологических операций, которые будут отображаться по ходу перевозки на платформе распределённого реестра данных (блокчейн) и учитывать выполнение договорных и финансовых обязательств.
«Конечными целями проекта являются создание «цифрового двойника» перевозочного процесса и переход к безбумажным технологиям на всём этапе перевозки – от заключения договоров с клиентами на транспортно-логистические услуги компании в электронном виде до их полного выполнения всеми участниками процесса, – рассказал Алексей Шило. – До конца 2020 года такие перевозки планируются только на полигоне Октябрьской дороги».
В ОАО «РЖД» также готовы обмениваться опытом внедрения блокчейна с партнёрами. В октябре на площадке Международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520» «Российские железные дороги» и датская компания Maersk, мировой лидер в области морских контейнерных перевозок, заключили соглашение о взаимодействии в области развития цифровых сервисов для транзитных мультимодальных перевозок с использованием блокчейна. Соглашение предусматривает обмен информацией о развитии блокчейн-платформ, сотрудничество в области их интеграции и продвижение на рынок сформированных на их базе цифровых сервисов.
Новые горизонты
Потенциал применения блокчейна ещё предстоит раскрыть, причём, как замечает Алексей Рыбаков, не нужно выбирать доминирующие отрасли и ограничиваться какой-то конкретной сферой. «Блокчейн – это такая же базовая вещь, как компьютер, которая используется и может использоваться повсюду: государственные сервисы, страхование, грузоперевозки, здравоохранение, кадры, защита данных, идентификация пользователей, голосование, энергетика, промышленность, правовая защита, киберспорт, торговля, Интернет вещей, благотворительность, энергетика, авторское право и так далее», – уверен он.
Однако есть и трудности, с которыми российским компаниям предстоит столкнуться на этом пути. Так, сложно понять, как именно можно использовать технологию применительно к конкретной компании, как встроить блокчейн в бизнес-процессы и как объяснить пользователям платформы, партнёрам и клиентам, что с этой платформой делать. «Каждая компания имеет свою особую IT-инфраструктуру, которая едва ли будет взаимодействовать с информационной экосистемой другой компании. Несмотря на то что блокчейн гарантирует экономию времени и ресурсов, этого невозможно добиться без стандартизации. Именно поэтому бизнес ждёт неких первооткрывателей, которые разработают готовый продукт и на практике покажут, что это работающая технология, которая действительно несёт много полезного», – говорит Алексей Рыбаков.
Кроме того, имеет место отсутствие необходимых правовых актов, регулирующих мир блокчейна. «Регулирование деятельности хозяйствующих субъектов госорганами должно осуществляться с учётом развития цифровых технологий, в том числе блокчейна. Как только вышестоящие органы начнут создавать условия для использования современных технологий, блокчейн с сопутствующими ему прозрачностью и надёжностью будет внедряться в различные виды деятельности, в том числе логистику», – добавляет Кирилл Александров.
Эксперты прогнозируют, что бум блокчейн-технологий в России начнётся примерно через пять – десять лет.
Мария Абдримова