Пандемия COVID-19 форсировала внедрение дистанционных методов контроля за деятельностью транспортных предприятий. В отрасли начался эксперимент по автоматизированному мониторингу исполнения бизнесом всех обязательных требований. Ожидается, что к 2022 году благодаря возможностям искусственного интеллекта нарушения законодательства в сфере транспорта сократятся на 15%. Такие данные были озвучены представителями Ространснадзора на конференции «Дистанционный контроль – шаг вперёд» XIV Международного форума «Транспорт России».
Проблемы и решения
Как отметил руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин, этот год стал настоящим прорывом в области развития дистанционных форм контроля за работой транспортных предприятий. Этому способствовали пандемия новой коронавирусной инфекции и последовавшие в связи с этим ограничительные меры для предотвращения её распространения.
Кроме того, 31 июля был принят Федеральный закон № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который фактически обязал надзорные органы использовать дистанционные методы контроля (в частности, вести дистанционный мониторинг деятельности организаций с применением специальных технических средств).
Дистанционный формат контроля имеет ряд преимуществ как для инспекторов Ространснадзора, так и для проверяемых организаций. «Любая проверка – это нарушение привычного функционирования компании: нужно подготовить необходимые материалы, собрать документы, оторвать от работы некоторых сотрудников. При этом отсутствие даже одного документа из чек-листа, который мы предъявляем для проверки, уже не позволяет выдать разрешительные документы или необходимую лицензию, – рассказал Виктор Басаргин. – При дистанционном формате проведения проверки сотрудники не отвлекаются от основной работы, увеличивается время на сбор запрашиваемых документов, есть возможность дополнительно направить уточняющие материалы».
Среди других преимуществ дистанционного контроля – более высокая точность операций, сокращение бюджетных расходов, повышение эффективности надзорных органов, устранение субъективизма.
В настоящее время Ространснадзор применяет дистанционные формы контроля на различных видах транспорта. Так, идёт эксперимент по дистанционному мониторингу исполнения обязательных требований предприятиями водного транспорта (в том числе международных договоров и соглашений о торговом мореплавании). В пилотном режиме реализуется проект по дистанционному мониторингу выполнения правил судоходства и содержания гидротехнических сооружений на внутренних водных путях в границах города Москвы. «Проведены работы по установке на протяжении 80 км внутренних водных путей 111 камер видеонаблюдения с обучаемой системой видеоаналитики. Внедрено пять береговых комплексов автоматической идентификационной системы для контроля за движением, швартовкой и стоянкой судов, – рассказал Виктор Басаргин. – Сейчас проводится «обучение» системы на предмет выявления и идентификации нарушений в автоматизированном режиме».
Для проведения дистанционных проверок на авиатранспорте применяется универсальная программа Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по контролю за обеспечением безопасности полётов.
Дистанционный контроль за автомобильными перевозками пассажиров и опасных грузов осуществляется благодаря возможностям глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) и аппаратно-программного комплекса КИАКС-ТС-РВ. «Этот комплекс позволяет оперативно получать информацию о транспортном средстве, его местоположении, наличии разрешительных документов, имеющихся нарушениях», – подчеркнул Виктор Басаргин.
Ространснадзором ведётся работа по внедрению цифровых технологий при осуществлении проверок на железнодорожном транспорте. «Мы сконцентрировались на автоматическом выявлении потенциально опасного подвижного состава и его составных частей. Совместно с ОАО «РЖД» в режиме реального времени мы можем увидеть, есть ли у участников движения какие-то технические проблемы, неисправности», – рассказал Виктор Басаргин.
В настоящее время тестируется программа дистанционной проверки наличия лицензий на местах осуществления погрузки и выгрузки опасных грузов. «Рассматриваем возможность проведения дистанционных предлицензионных проверок на соответствие соискателей лицензий обязательным требованиям законодательства», – отметил руководитель Ространснадзора.
ОАО «РЖД», в свою очередь, развивает дистанционные формы внутреннего контроля за технологическими процессами и деятельностью предприятий холдинга. Так, в компании проходят проверки с интеграцией результатов (а также выявленных замечаний и рабочих заданий по их устранению) в специальную автоматизированную систему.
Кроме того, в холдинге создано информационное пространство для принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения транспортных происшествий и событий, а также минимизацию возможных потерь при эксплуатации железнодорожного транспорта. Это Единая корпоративная платформа управления процессами жизненного цикла систем железнодорожного транспорта (ЕКП УРРАН), дающая оценку эффективности эксплуатации технических средств на протяжении всего их жизненного цикла. Платформа уже используется на нескольких магистралях (в частности, на Северной, Куйбышевской и Горьковской), а также в хозяйствах пути, автоматики и телемеханики, электроснабжения, связи.
«Цифровая платформа создаёт возможности использования различных инструментов и сквозных технологий и, как следствие, позволяет повысить эффективность работы и принимаемых управленческих решений», – подчеркнул первый заместитель начальника Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Алексей Колотов.
За безопасностью производственных процессов в компании, соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, а также инструкций и приказов следят и общественные инспекторы – работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой. Они проводят в дистанциях пути проверки, рейды и смотры, выявляют нарушения в содержании пути, стрелочных переводов, технических средств, нарушения в действиях железнодорожников, связанных с движением поездов.
Чтобы автоматизировать часть их работы, в этом году в компании начало функционировать специальное мобильное приложение «Общественный инспектор». Общественные инспекторы получили доступ к нормативной документации, они могут вносить планы индивидуальной работы, предложения по улучшению технологических процессов и повышению безопасности движения, оперативно фиксировать выявленные нарушения с помощью камеры смартфона и направлять эти сведения причастным службам. Есть и функция автоматического формирования актов проверок и отчётных форм, которые инспекторы обычно заполняют вручную.
Приложение также позволяет обмениваться информацией с другими инспекторами и руководством, участвовать в опросах, дискуссиях и составлении рейтинга работы общественных инспекторов. «Не секрет, что в Интернете существуют ниши, форумы, на которых работники обсуждают нарушения, которые они видят в работе транспорта. И всё это становится достоянием общественности, а не информацией для оперативного реагирования внутри компании. Поэтому мы сделали так, чтобы общественные инспекторы могли оформлять свои замечания и отправлять их адресно, – отметил Алексей Колотов. – При помощи этого приложения мы также сделали реальный шаг к организации внутреннего контроля через сотрудников на местах, а не путём направления нашего ревизорского аппарата для проверки выполнения обязательных требований».
Как отметил Алексей Колотов, компании предстоит ещё многое сделать для развития дистанционных форм контроля: «Это позволит нам минимизировать риски, которые возникают при эксплуатации инфраструктуры, и подтвердить статус самого безопасного вида транспорта».
Работа на результат
В основе развития системы управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте лежит риск-ориентированный подход, предполагающий разделение предприятий по категориям в зависимости от степени потенциальной опасности. Как рассказал Алексей Колотов, к организациям, находящимся в «опасной зоне», применяется полный контроль, а с имеющими меньшие риски подразделениями в основном ведётся профилактическая работа. В соответствии с «Дорожной картой реализации мероприятий по развитию контрольно-ревизионной деятельности по безопасности движения в холдинге «РЖД» основная работа ревизорского аппарата сконцентрирована именно на профилактике нарушений безопасности движения.
Благодаря принимаемым мерам в течение последних пяти лет на инфраструктуре РЖД планомерно снижается число транспортных происшествий и нарушений безопасности движения. Так, в 2016 году их общее количество превышало 5 тыс. случаев, а в 2019-м сократилось более чем в два раза. Проведённый в 2017 году бенчмаркинг показал, что компания является мировым лидером по безопасности движения. За 10 месяцев текущего года общее количество транспортных происшествий и событий нарушения безопасности движения на сети составило 1940 случаев, что на 19% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
С целью улучшения производственных процессов и повышения безопасности движения в компании действует Положение о корпоративной сертификации деятельности по обеспечению гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса. К середине ноября проведено 234 аудита сертификации системы менеджмента безопасности движения (СМБД). Предприятия, успешно прошедшие аудит, получат сертификат соответствия обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса, который на три года освободит их от технических ревизий и контрольных проверок комиссиями главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги и его заместителей.
Сертификат подтверждает высокую степень организационного развития предприятия, говорит о том, что его коллектив работает как единое целое, имея общие ценностные ориентиры. Его получение – своего рода знак качества управления.
При проведении сертификации аудиторы (в состав группы аудита включаются ревизоры, работники управления железной дороги, а также представители соответствующего филиала) исследуют соответствие организации работы предприятия критериям, определяющим наличие и функционирование СМБД. Перечень проверяемых параметров состоит из восьми общих для всех разделов, каждый из которых содержит несколько пунктов. Кроме того, по каждому хозяйству проверяется функционирование основных производственных процессов, связанных с обеспечением безопасности движения поездов.
На основании оценки критериев определяется степень соответствия организации работы предприятия СМБД в процентах – от 0% до 100%. Сертификат выдаётся при оценке соответствия от 91% и более.
Окончательное решение о выдаче или невыдаче сертификата принимается первыми заместителями начальников железных дорог. В Департаменте безопасности ОАО «РЖД» считают, что уже само принятие решения об участии в сертификации говорит о том, что руководитель планирует вывести своё подразделение на более высокий организационный уровень. А результаты аудита помогают увидеть слабые места, ликвидировав которые можно получить сертификат в будущем году.
Юлия Антич