Инновационные решения меняют транспортно-логистический комплекс в евразийском пространстве
Транспортная отрасль переживает настоящую цифровую революцию. Развитие цифровых транспортно-логистических платформ является устойчивым бизнес-трендом в государствах Юго-Восточной Азии и Европейского союза. О создании единого цифрового пространства в сфере транспорта и логистики задумались страны – участницы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия, каждая из которых развивает собственные транспортные цифровые сервисы и платформы.
Как отметил директор Департамента цифровой трансформации Министерства транспорта РФ Дмитрий Баканов, выступая на пленарной дискуссии «Цифровые транспортные коридоры» XIV Международного форума «Транспорт России», цифровизация становится неотъемлемой частью конкурентоспособности государств и отраслевых компаний.
«Уникальность географического положения России между Востоком и Западом позволяет нам активно развивать транспортные коридоры. И с этой целью в апреле 2020 года вышло распоряжение правительства об учреждении автономной некоммерческой организации (АНО «Дирекция международных транспортных коридоров». – Ред.), которая займётся выработкой мер по повышению эффективности использования международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации», – рассказал Дмитрий Баканов. С 1 октября в России началось тестирование автоматизированного оформления перевозок на автомобильном транспорте – внедряются электронная транспортная накладная и электронный путевой лист. Пилотной зоной эксперимента выбраны территории Москвы, Татарстана, Московской, Калужской, Рязанской областей и Краснодарского края.
С июня в России массово заработала система отслеживания грузов через электронное пломбирование. «Этот продукт показал, что эффективнее везти груз напрямую, например, из Китая в Европу и обратно через Россию, чем в объезд. Цифровые навигационные технологии позволят сократить издержки и сделать сквозной трансграничный проезд, что снижает стоимость продукта, – отметил Дмитрий Баканов. – То же самое мы хотим сделать на всей территории ЕАЭС, хотя и понимаем, что это сложный процесс, которому препятствуют различные факторы, в частности особенности пропускного приграничного режима. Но цифровые и навигационные технологии придут на помощь в этом смысле».
В России также реализуются проекты по формированию электронных очередей на пунктах пропуска.
В Армении, по словам министра территориального управления и инфраструктур Сурена Папикяна, разработан проект внедрения электронной системы взимания дорожной платы с больших грузов. «Предполагаем взимать плату с водителей грузовиков, если их грузоподъёмность превышает 12 тонн, но только в случае проезда по трассам, спроектированным и построенным в рамках сотрудничества государства и частного сектора, – подчеркнул Сурен Папикян. – Одновременно предлагается внедрение электронной системы весогабаритного контроля».
В Белоруссии в проект государственной программы цифрового развития страны на 2021–2025 годы включено мероприятие по созданию национальной платформы «Электронная логистика». «Что касается отдельных сервисов, то в течение уже пяти – семи лет в сфере перевозок у нас эксплуатируется электронная очередь. Протестировано применение навигационных пломб, – отметил первый заместитель министра связи и информатизации Республики Беларусь Павел Ткач. – Таким образом, мы находимся в высокой степени готовности внедрять и развивать цифровые транспортные решения».
В Казахстане сформирована национальная интеллектуальная система, направленная на обеспечение безопасности дорожного движения и повышения его эффективности.
Как подчеркнул Дмитрий Баканов, для того чтобы повысить эффективность транспортно-логистического комплекса на территории ЕАЭС, принципиально важно синхронизировать «цифровые» инициативы всех её участников. «Сейчас в каждой стране есть свои подходы, стандарты и документы в части организации движения. И порой это является препятствием для организации «бесшовных» международных перевозок. Например, в ряде государств отсутствует путевой лист, а в России он до сих пор есть, причём не всегда в электронном виде», – отметил он.
Чтобы все пять стран – участниц ЕАЭС работали в общем цифровом поле, в 2020 году Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) принято решение о создании единой транспортной платформы, которая объединит все цифровые сервисы на одном ресурсе.
Как рассказал член коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Гегам Варданян, к концу 2020 года будут определены платформенные сервисы. На данный момент по согласованию со странами-участницами их выделено более ста. Среди них: сервис «Путешествую без COVID-19» (это специальная программа, которая позволит гражданам, предварительно сдав тест на коронавирусную инфекцию в сертифицированных лабораториях, во время пересечения границ ЕАЭС подтвердить отсутствие заболевания электронной справкой в мобильном приложении); сервис «Электронный товарно-сопроводительный документ» и другие.
«После определения всех сервисов, которые наполнят платформу, будут проработаны механизмы их реализации и заключены необходимые соглашения с юридической точки зрения», – подчеркнул Гегам Варданян.
Финансировать создание цифровых сервисов будет Фонд цифровых инициатив Евразийского банка развития при поддержке государств – участников ЕАЭС.
«Приоритетность финансирования сервисов будет определяться степенью их готовности. Так, некоторые сервисы уже готовы (например, «Путешествую без COVID-19»), другие требуют детальной проработки в течение двух-трёх лет. Конечно, мы делаем ставку на технологии, разработанные благодаря государственно-частному партнёрству. Поэтому принципиально важное значение имеет активное участие в этом процессе национальных правительств. Они сами должны выдвигать те проекты, которые считают актуальными, которые готовы финансировать и софинансировать с банком, – подчеркнул заместитель председателя правления Евразийского банка развития Тигран Саркисян. – Благодаря интеграции всех участников транспортного процесса в единое цифровое пространство удастся сделать транспортные коридоры по-настоящему бесшовными».
Как отметил директор Научно-инженерного республиканского унитарного предприятия «Институт прикладных программных систем» (Республика Беларусь) Игорь Михайловский, единая цифровая платформа будет востребована среди участников транспортного рынка только в том случае, если пользователи будут ей доверять. «Как правило, пользователи больше доверяют не наднациональным, а собственным, внутренним цифровым решениям», – подчеркнул он.
С этим согласны и представители ЕЭК. «Мы прорабатываем вопрос «цифрового суверенитета». Благодаря техническим возможностям (распределённому реестру) в каждой из пяти стран будет создана собственная платформа, но все они будут интегрированы в общий ресурс», – отметил Гегам Варданян.
Так, например, в Казахстане уже предусмотрено, что внутренняя платформа будет интегрирована с международной информационной системой государств ЕАЭС посредством национального шлюза, отметил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан Руслан Баймишев.
Дмитрий Баканов отметил, что цифровая система ЕАЭС – это первый шаг для создания экосистемы транспортных коридоров, и в будущем она будет интегрирована с электронными платформами восточных и западных партнёров – Китаем и странами Евросоюза.
Юлия Антич
Максим Галл,
руководитель проекта рабочей группы «Цифровые транспортные коридоры» Министерства транспорта РФ:
– Развитие и применение цифровых технологий в российской транспортной отрасли идёт достаточно активно. Для того чтобы достичь максимального эффекта от реализации национальных цифровых сервисов, важно интегрироваться в общую цифровую систему стран – участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Комплексный набор единообразных услуг на территории ЕАЭС упростит и сократит транзакционные издержки и непроизводственные простои при перемещении грузов. Мы говорим о бесшовных путях, о цепочках поставок, которые дадут возможность оптимизировать издержки. У нас есть новые технологии, которые позволяют смотреть за тем, каким образом происходит движение пассажиров, грузов, выявлять узкие места и быстро решать намечающиеся проблемы.
Странам ЕАЭС не нужно конкурировать между собой, нам нужно развиваться совместно. Именно это даст синергию и повысит конкурентоспособность каждой страны. Транспорт сегодня особенно чувствует потребность в интеграции, которая изначально лежала в основе евразийского партнёрства. Эту задачу возможно решить через применение цифровых технологий.
Эмиль Кайкиев,
член коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии:
– В настоящее время большую роль в сфере транспортировки грузов приобрёл железнодорожный транспорт. В числе основных факторов, способствующих этому, – цифровизация и тенденция к переориентации отправок грузов на перевозку в контейнерах. Преимущества железнодорожного транспорта заключаются в стабильности и надёжности доставки грузов, а также в использовании сопутствующего электронного документооборота. Цифровизация стала реальным инструментом обеспечения транзита. Чтобы поддержать транспортную отрасль в условиях пандемии коронавируса (COVID-19), Европейская экономическая комиссия призвала государства-члены ввести зелёные коридоры для наземного (автомобильного и железнодорожного), морского и воздушного транспорта. Беспрепятственная транспортировка имеет решающее значение для поддержания доступности товаров. Для железнодорожных грузовых перевозок это означает, что вся базовая Трансъевропейская транспортная сеть (TEN-T) остаётся доступной 24/7, а между государствами-членами осуществляется хорошая скоординированность управлением пропускной способностью.
Лин Ронг,
заместитель генерального директора Китайского транспортного, телекоммуникационного и информационного центра (CTTIC):
– Мы активно расширяем международное сотрудничество в области транспорта и логистики. Государства Евразийского экономического союза – наши важнейшие партнёры. Через некоторые страны ЕАЭС идут огромные грузопотоки между Европой и Китаем. Мы активно продвигаем международную торговлю – как экспорт, так и импорт. В ходе недавнего онлайн-саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии десять стран объединения – Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Бруней и Филиппины, а также пять стран-партнёров – Китай, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия подписали соглашение о Всеобъемлющем региональном экономическом партнёрстве. Ратификация документа приведёт к созданию крупнейшей в мире зоны свободной торговли (на страны-участницы суммарно приходится примерно 30% мировой экономики). Поэтому для нас крайне важна интеграция в бесшовную международную систему перевозок. Это достаточно сложно обеспечить, но крайне необходимо. Без сомнения, требуется координация этого процесса на основе взаимной выгоды всех участников. Транспортная отрасль – это не просто перемещение из точки А в точку Б, это объединение людей. Только благодаря этому мы можем содействовать экономическому развитию, культурному обмену. Каждый из нас может почерпнуть благо из этого обмена.