Пандемия COVID-19 стала настоящим испытанием для всех отраслей мировой экономики, в том числе для транспорта. В России к концу 2020 года общий пассажирооборот по сравнению с прошлым годом сократится на 44,6% (на воздушном транспорте – на 53,2%, на железнодорожном – на 29,1%, на автомобильном – на 21%); грузооборот сократится на 6,2% (на железнодорожном транспорте – на 4%, на автомобильном – на 4,8%); перевалка грузов в портах сократится на 3%. Такой прогноз был представлен Министерством транспорта РФ на пленарной дискуссии «Транспорт России. Скорость, удобство и эффективность» XIV Международного форума «Транспорт России», который состоялся 18–20 ноября 2020 года в Москве.
Как отметил первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов, ситуация, с которой столкнулись транспортные компании, заставила их мобилизоваться. «Обошлось без существенного сокращения занятости и без банкротств. В значительной мере свою роль здесь сыграло правительство страны – на поддержку отрасли было выделено порядка 200 млрд руб.», – отметил он.
Во всех видах транспорта были определены системообразующие предприятия, для которых предусмотрены особые меры поддержки, включая льготные кредиты на пополнение оборотных средств, а также отсрочки платежей. «Эти меры были оказаны своевременно, что помогло компаниям выстоять в самый непростой период. На данный момент в Минтранс поступают просьбы об их продлении и на 2021 год. Все предложения будут направлены в правительство», – отметил на пленарной дискуссии и.о. министра транспорта РФ Александр Нерадько.
Как отметил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, несмотря на объективно сложные условия, компания не планирует сокращение инвестиционной программы, в том числе продолжится финансирование разработок в области квантовых коммуникаций, беспилотного движения, мультимодальной логистики.
Во многом это стало возможным благодаря внедрению механизма «зелёных» облигаций. Напомним, в мае прошлого года ОАО «РЖД» стало первым эмитентом из России или СНГ, разместившим «зелёные» еврооблигации. Перевозчик разместил ценные бумаги на международном рынке на сумму 500 млн евро на восемь лет по ставке 2,2% – самой низкой в истории размещений российских эмитентов в евро на тот момент. В марте этого года холдинг осуществил второе размещение «зелёных» еврооблигаций на 250 млн швейцарских франков (около 231 млн евро) сроком на шесть лет. В сентябре – третье размещение бессрочных «зелёных» облигаций в объёме 100 млрд руб. по ставке 7,25%. В настоящее время компания рассматривает возможность выпуска в том числе социальных облигаций.
Ситуация с погрузкой
Несмотря на прогнозируемое снижение объёма грузовых перевозок железнодорожным транспортом по итогам года, ОАО «РЖД» фиксирует и рекорды в этом сегменте деятельности. Так, 15 ноября был зафиксирован очередной исторический рекорд грузовых перевозок: с начала года перевезено более 5 млн гружёных и порожних контейнеров ДФЭ (в прошлом году такое количество было отправлено за 12 месяцев). Полное восстановление объёмов грузовых перевозок на российских железных дорогах ожидается в первой половине 2021 года. «Мы уже перешли в «зелёную зону». Полагаем, что этот тренд устойчивый и до конца года некоторые параметры по сравнению с прошлым годом будут превышены», – отметил Олег Белозёров, выступая на пленарной дискуссии Международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520» «In Railway We Trust. Глобальное сотрудничество в условиях неопределённости».
«Пандемия стала для нас серьёзным вызовом. Мы понимали, что ситуация абсолютно нетривиальная и нужно реагировать быстро. Быстрое реагирование как раз и продемонстрировало, что сейчас представляют собой «Российские железные дороги»: мы – современная, гибкая и инновационная структура», – заявил глава ОАО «РЖД».
По словам главы холдинга, за время пандемии в компании не просто не снизилось число клиентов-грузоотправителей, но даже увеличилось. В результате удалось привлечь на сеть дополнительные 18 млн тонн различных грузов.
Повышенный интерес к железной дороге объясняется рядом факторов. Так, железнодорожный транспорт стал единственной альтернативой для грузоперевозок в условиях ограничения (и даже прямого запрета) в ряде стран на въезд автотранспорта, включая коммерческий грузовой.
Для увеличения пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры на дефицитных направлениях ОАО «РЖД» принимает ряд технологических мер, в том числе организовывает движение поездов повышенного веса, закупает новые локомотивы. До конца этого года на Восточный полигон поступят 126 электровозов 3ЭС5К с поосным распределением силы тяги, которые позволят обеспечить вождение поездов массой 7100 тонн из Кузбасса в порты Дальнего Востока.
Положительным примером взаимодействия в части повышения эффективности перевозочного процесса является применение технологии обезличенного распределения вагонных парков различных собственников. Она позволяет минимизировать переработку вагонов на погрузочных и припортовых станциях, тем самым создавая дополнительный резерв для увеличения объёмов погрузки. В основе данного решения лежит типовое соглашение между ОАО «РЖД», собственниками подвижного состава и грузоотправителями.
Клиенты компании полностью обеспечены тяговыми ресурсами на станциях. Как ранее отмечал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, в работе постоянно находится более 5300 маневровых локомотивов, ещё 600 – в запасе. Кроме того, ежесуточно в горячем резерве находятся порядка 150 локомотивов, которые компания может использовать по запросам клиентов.
«Где-то сегодня целесообразно использовать обслуживание станции по графику, где-то, если объём работы растёт, действительно требуется закрепить отдельный локомотив. Это вопрос оперативного взаимодействия с грузоотправителями», – подчеркнул Алексей Шило.
В компании активно развиваются цифровые сервисы. Так, в ноябре расширен функционал электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» – клиенты при заказе комплексного транспортного продукта получили возможность самостоятельно выбирать предложения различных поставщиков услуг, в том числе сформированные с учётом программ лояльности. «Это позволит повысить привлекательность нашей базовой услуги, а также доверие к железной дороге в целом за счёт большей прозрачности, возможности сопоставления и выбора различных параметров», – рассказал Алексей Шило.
Для поддержки грузоотправителей в компании предусмотрена скидочная система – в этом году они получили скидки к тарифам на сумму уже более 10 млрд руб. В частности, с 4 апреля и до конца 2020 года установлены понижающие коэффициенты на внутрироссийские перевозки широкого спектра грузов (в том числе зерновых культур и семян, муки и круп, макаронных и кондитерских изделий, сахара, соли, овощей, фруктов и соков, изделий текстильной и бумажной промышленности) в универсальных крытых вагонах сборными повагонными отправками, состоящими из грузов 2-го и 3-го тарифных классов и на порожний пробег вагонов после выгрузки под погрузку. Скидка в зависимости от груза составляет от 13,4% (коэффициент 0,866) до 42,5% (коэффициент 0,575) в гружёном рейсе и от 9,4% (коэффициент 0,906) до 39,9% (коэффициент 0,601) – в порожнем. «Идя на такой шаг, мы решаем сразу несколько важных задач, в том числе привлекаем дополнительные объёмы перевозок, улучшая условия для грузоотправителей, а также уменьшаем транспортную составляющую в цене перевозимой продукции, что в конечном итоге позволит обеспечить наличие в достаточном количестве товаров на полках магазинов для граждан нашей страны», – цитирует Алексея Шило пресс-служба ОАО «РЖД».
Пассажирский блок
Пассажирооборот на сети ОАО «РЖД» с начала 2020 года снизился на 41,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 67,5 млрд пасс.-км, в том числе в пригородном сообщении – 20,9 млрд пасс.-км (–27,3%), в дальнем следовании – 46,6 млрд пасс.-км (–45,8%). Всего в январе – октябре отправлено 728,1 млн пассажиров (–27,4% к январю – октябрю 2019 года), из них в дальнем следовании – 58,1 млн пассажиров (–41,5%), в пригородном сообщении – 670 млн (–25,8%).
В период пандемии ОАО «РЖД» развернуло программы акций и скидок для стимулирования спроса на поездки, а также для поддержки пассажиров. Так, скидки на проезд до 90% в некоторых поездах предоставлялись пассажирам в мае; полцены за билет в купейных вагонах поездов дальнего следования в конце сентября платили пассажиры старше 60 лет. До 30 ноября граждане могут приобрести обратные билеты на новогодние поезда дальнего следования со скидкой 30%. Предложение действует при единовременном оформлении проездных документов для поездок туда и обратно и распространяется на СВ и купейные вагоны поездов формирования АО «ФПК», которые будут отправляться с 27 декабря по 7 января.
В марте было принято решение о предоставлении возможности пассажирам вернуть деньги при сдаче невозвратных билетов.
Как подчеркнул Олег Белозёров, в пассажирском сегменте особое внимание сейчас уделяется безопасности в вагонах. Помимо тщательной ручной дезинфекции устанавливаются приборы для очистки воды и воздуха от вирусов.
В этом году были запущены новые маршруты. В частности, 17 июля в первый рейс по маршруту Москва – Ярославль – Кострома отправился скоростной электропоезд «Ласточка» серии ЭС1П («Премиум»). В августе по обновлённой железной дороге на Сахалине начали курсировать рельсовые автобусы.
ОАО «РЖД» разрабатывает концепцию перспективного пассажирского некупейного вагона. Первая концепция – модульная – была презентована в прошлом году. При сохранении прежнего количества мест в вагоне изменятся дизайн и эргономика – в вагонах будут шторки и места для багажа, модульный шкаф разделит открытое купе на четыре индивидуальных пространства.
Вторая концепция – капсульный плацкарт. Видеоконцепцию нового вагона глава холдинга Олег Белозёров представил премьер-министру Михаилу Мишустину 19 ноября на выставке «Транспорт России». Главная особенность – это сами капсулы. По сути, это индивидуальные комнаты для пассажиров. Всего их 56: по 28 сверху и снизу вдоль всего центрального прохода. От остального салона они отгораживаются непрозрачной шторкой, приглушающей посторонние звуки.
Третья, финальная концепция пока находится в разработке. Предполагается, что итоговый дизайн нового пассажирского некупейного вагона будет сделан на основе лучших элементов всех трёх концепций и представлен к 2023 году.
Работа по плану
Несмотря на локдаун, в стране не прекращалась реализация крупных инфраструктурных проектов. Так, открыта автомагистраль «Таврида», запущен самый длинный участок Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), введён в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс в аэропорту Диксон (Красноярский край), запущен атомный ледокол «Арктика», а также поднят флаг на самом мощном в мире дизель-электрическом ледоколе «Виктор Черномырдин».
Есть новости и в сфере высокоскоростных железнодорожных магистралей. Как рассказал председатель совета директоров АО «Синара – Транспортные машины» Александр Мишарин, в связи с принятием решения о проектировании ВСМ Москва – Санкт-Петербург 20 октября ОАО «РЖД», АО «Группа Синара», ООО «Уральские локомотивы» и компания «Сименс мобильность» заключили соглашение о намерении, которое будет способствовать развитию высокоскоростного железнодорожного транспорта в России. Партнёры планируют провести совместную оценку потребности рынка в высокоскоростных электропоездах для обслуживания пассажиров на новых высокоскоростных железных дорогах. Общая цель – разработать технико-коммерческое предложение на эти поезда и создать условия для их производства российским производителем – ООО «Уральские локомотивы».
Юлия Антич