Учить жизни

Учить жизни

Разработана Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года
На итоговом заседании коллегии Министерства транспорта РФ в октябре была представлена «Концепция подготовки кадров» для транспортного комплекса до 2035 года. Документ призван модернизировать систему транспортного образования в соответствии с глобальными вызовами, стоящими перед отраслью.

На сегодняшний день в ведении Минтранса России и его федеральных агентств находятся 17 транспортных университетов (Российский университет транспорта (МИИТ); пять высших учебных заведений водного транспорта, восемь железнодорожных вузов и три авиационных), а также 93 их филиала, реализующих программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительные программы подготовки. Общий контингент обучающихся в транспортных университетах превышает 270 тыс. человек.
«В числе особенностей транспортного образования – экстерриториальность подготовки кадров, отсутствие у выпускников ориентированности на региональный рынок труда, глубокая интеграция в систему международных стандартов, прямая связь с работодателями», – подчеркнул на недавнем форуме «Транспортное образование и наука – 2020» директор Административного департамента Минтранса России Константин Пашков.

По словам Константина Пашкова, цифровая трансформация отрасли ставит перед транспортным образованием две основные задачи: обеспечение транспортной системы квалифицированным персоналом для её бесперебойной работы и развития, а также формирование среды притяжения и развития лидеров изменений.
«Эффективный ответ на эти задачи требует существенного пересмотра парадигмы развития образовательных организаций, вовлечённых в подготовку кадров для транспорта, переформатирования образовательной и научно-исследовательской деятельности, работы по привлечению и удержанию талантов, внедрения новых моделей управления», – отметил он.

В Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года описаны главные тренды, которые определяют развитие транспортного образования в мире. Среди них: внедрение гибких образовательных программ, основанных на форсайтах развития транспортной отрасли; проектирование образовательных программ под «профессии будущего»; развитие индивидуальных образовательных траекторий через вариативность образовательных программ и использование технологий «цифрового следа»; массовое внедрение дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и модели «смешанного обучения»; расширяющееся использование виртуальных тренажёров, инструментов виртуальной и дополненной реальности.

Также обозначено, что акцент в обучении теперь должен делаться на проектной работе в междисциплинарных командах, а также на активном формировании у студентов универсальных компетенций (системного мышления, навыков коммуникации, командной работы и самообучения, а также компетенций цифровой экономики).

Важно учитывать эти глобальные образовательные тренды, уверен Константин Пашков. Их адаптация под отраслевую специфику предусмотрена различными мероприятиями концепции.



Цифровизация образования

В перспективе до 2035 года предполагается системная перестройка всех бизнес-процессов транспортных образовательных учреждений на основе цифровых решений.

Будет внедрена модель «цифрового университета» («цифрового колледжа»), которая предполагает управление организацией с помощью больших данных и платформенных технологий. Цифровые решения должны изменить структуру учебного процесса и работу административно-хозяйственных структур. Также они помогут оптимизировать научно-исследовательскую деятельность и вспомогательные процессы и дадут возможность принимать предиктивные управленческие решения.

Цифровизация транспортных образовательных организаций будет осуществляться по следующим направлениям:
1) формирование единой модели управления данными;
2) формирование единой цифровой среды, консолидирующей образовательный и исследовательский контенты, цифровые сервисы, внутренние и внешние взаимодействия;
3) обеспечение возможности построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
4) массовое внедрение в образовательные программы модулей, направленных на развитие компетенций цифровой экономики;
5) производство собственных и использование качественных сторонних онлайн-курсов;
6) целенаправленное повышение цифровых компетенций всех категорий работников транспортных образовательных организаций (в первую очередь педагогического и профессорско-преподавательского состава).

Также предполагается создание единого информационного портала транспортного образования с размещением на нём учебных модулей и программ, которые будут доступны всем работникам отрасли.


Профессии будущего

Повестка развития транспортного образования до 2035 года предполагает существенное расширение набора образовательных программ. Определены ключевые направления, на основе которых могут появиться новые профессии. Среди них: трансформация транспортной и логистической инфраструктуры; стратегический менеджмент и управление изменениями; сопровождение транспортных проектов, реализуемых в форме государственно-частного партнёрства; применение технологий искусственного интеллекта, распределённых вычислений, Big Data, информационных моделей строительства, интеллектуальных систем управления; высокоскоростной наземный транспорт; экологические аспекты транспортной отрасли и снижение воздействия транспорта на окружающую среду; решение вопросов транспортной доступности.

Также актуальными являются вопросы интермодальных перевозок и приграничного сообщения, проектирования и строительства транспортной инфраструктуры (включая обустройство государственной границы и развитие транспортной инфраструктуры Арктической зоны), управления человеческими ресурсами на транспорте, региональных и городских транспортных систем, транспортного обеспечения мегаполисов.


Инфраструктурная модернизация

Большое внимание авторы концепции уделили развитию инфраструктуры образовательных учреждений (их учебной, тренажёрной и лабораторной базы). Планируется их оснащение лабораториями с оборудованием для научных исследований и разработок, технопарками и мастерскими для реализации научно-технического творчества обучающихся, коворкингами и передвижными компьютерными классами, комфортными библиотеками, «точками кипения».

Тренажёрная база должна будет включать киберфизические симуляторы современных типов автомобильного, воздушного, водного и железнодорожного транспорта с использованием в том числе технологий виртуальной и дополненной реальности.


Наука во главе угла

Предполагается активное вовлечение молодых учёных в научную работу вузов. Подготовка новых исследователей будет вестись по образовательным программам аспирантуры.

Транспортные университеты будут активно развивать сетевые форматы взаимодействия с ведущими образовательными и научными организациями, в том числе с целью получения доступа к необходимому исследовательскому оборудованию.

В документе отдельно прописано, что вузам необходимо перейти от выполнения отдельных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ к комплексному технологическому и экономическому аудиту текущего состояния транспортных организаций (их готовности к будущим вызовам рынка). Образовательные учреждения предложат работодателям инфраструктуру для организации тематических исследовательских центров и апробации инновационных решений. На базе вузов будут действовать бизнес-инкубаторы и акселерационные программы.


Профориентационная работа

Важная задача – привлечение талантливых абитуриентов в транспортные университеты, колледжи и техникумы. Концепция предполагает внедрение механизмов «раннего вовлечения» и «лифтов» для школьников (создание «точек кипения», центров карьеры, системы проектных конкурсов, олимпиад и инженерных соревнований, по итогам которых лучшие участники получат дополнительные баллы для поступления в отраслевые вузы).

Продолжится работа по созданию инженерных классов в муниципальных школах, а на базе транспортных вузов появятся детские технопарки транспортной направленности.


Привлечение иностранных абитуриентов

Для увеличения числа студентов, приезжающих из-за рубежа, предполагается целый комплекс мероприятий. Так, будет увеличено количество образовательных программ на английском и других языках, а в самих учреждениях будет внедрена многоязыковая навигация.

На международных образовательных интернет-площадках появятся онлайн-курсы транспортной направленности. Кроме того, вузы должны будут разработать программы обучения в «летних школах» для иностранцев.

Юлия Антич

МНЕНИЕ

Сергей Овчаренко,
ректор Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС), д.т.н., доцент:

– Транспортному инженерному образованию уже более 200 лет. Все эти годы выпускники транспортных вузов подтверждали высокое качество и фундаментальность подготовки. Никогда нельзя останавливаться в своём развитии, в том числе и транспортному образованию.
Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года будет являться основополагающим документом, регламентирующим направления и механизмы кадрового и научного обеспечения Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
Уровень конкурентоспособности современной инновационной транспортной системы страны всё в большей степени определяется качеством подготовки профессиональных кадров. Образовательные организации высшего образования должны не только соответствовать технологической трансформации транспортной отрасли, удовлетворяя текущие потребности отраслевых компаний, но стать ведущими научными и исследовательскими центрами, генераторами новых идей.
В проекте концепции заложены три краеугольных камня её реализации: создание конкурентоспособного образовательного продукта, стимулирование спроса на образовательный продукт, развитие исследовательской и инновационной деятельности.
В документе декларируется теснейшая связь практически по всем направлениям реализации образовательных программ с основными заказчиками кадров. Уже сейчас железнодорожные вузы совместно с ОАО «РЖД» решают серьёзные задачи в рамках программы взаимодействия крупнейшей транспортной компании страны с университетскими комплексами железнодорожного транспорта до 2025 года. Ключевые результаты программы внесут весомый вклад в реализацию Концепции подготовки кадров для транспортной отрасли.
Проект концепции соответствует национальным целям развития страны, определённым указом президента (в частности, таким, как вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, необходимости цифровой трансформации).
Этот проект должен стать документом, определяющим направления развития транспортных образовательных организаций до 2035 года. Реализация направлений, сформулированных в концепции, позволит транспортному образованию выйти на совершенно новый уровень, достичь которого нелегко, но весьма заманчиво и почётно.
Битва проектов

Студенты транспортных вузов предложили идеи для отрасли

Рубрики: Образование
Колыбель стартапов

Студенты осваивают навыки технологического предпринимательства

Рубрики: Образование
Под сенью дружных муз

Инженеры транспорта развивают креативные навыки

Рубрики: Образование
Двойной диплом

Студенты РУТ (МИИТ) обучаются в Китае

Рубрики: Образование
Смотр знаний и умений

Студенты отстаивают честь страны на мировых турнирах

Рубрики: Образование

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Иди туда, где страшно: именно там ты обретёшь силу
Джим Лоулесс
«Иди туда, где страшно: именно там ты обретёшь силу». Издательство «БОМБОРА» 2023 год
Драйв: Что на самом деле нас мотивирует
Дэниел Пинк
«Драйв: Что на самом деле нас мотивирует». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
«Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru