Юкон Хуанг
профессор Университета Цинхуа
Восток – Запад
Юкон Хуанг: «Пандемия должна научить страны договариваться»
Почти по всему миру в настоящий момент растёт напряженность из-за распространения COVID-19. Европа и другие страны вводят новые ограничения с целью сдержать распространение пандемии. На этом фоне ситуация в Китае, откуда и начал распространяться новый вирус, остаётся спокойной: число вновь выявленных случаев минимально – несколько десятков в день.
Как Китаю удалось не допустить второй волны пандемии новой коронавирусной инфекции, почему торговые войны вредны экономикам стран и какие перспективные направления для сотрудничества есть у России и КНР, рассказал во время Международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520», состоявшегося 22–23 октября в Москве, один из ведущих экспертов по экономике Китая, профессор Университета Цинхуа Юкон Хуанг.
Про пандемию
Китаю удалось не допустить второй волны COVID-19, инфицированных значительно меньше, чем было в начале пандемии. Секрет прост – всех людей заставляют носить маски, придерживаться социальной дистанции.
Власти внимательно отслеживали и продолжают отслеживать ситуацию с населением, с его передвижением. Если надо, быстро изолируют людей. На новый вирус тестируются целые города. При этом сами люди очень дисциплинированны и ответственно соблюдают предписания властей и медиков.
Пандемия новой коронавирусной инфекции продемонстрировала, что страны должны быть более независимы в области производства средств индивидуальной защиты, аппаратов искусственной вентиляции лёгких, комплектующих к медицинскому оборудованию.
Китай и мировая экономика
Я думаю, что по итогам 2020 года доля Китая в глобальной торговле увеличится на 20–30%. И этот тренд сохранится. Такое повышение – это потрясающе. Последние 10 лет доля Китая в глобальной торговле снижалась, но во время пандемии произошло восстановление. Рост экспорта начался с продажи медицинского оборудования и масок в США и Европу. Затем появился спрос на коммуникационное оборудование. Если вы посмотрите на производство товаров со множеством комплектующих, то практически невозможно найти страны, равные Китаю в этом вопросе.
Спад мировой экономики из-за пандемии коронавируса будет на уровне 5%. При этом у Евросоюза и США этот показатель будет на уровне 8% и 4% соответственно, а у КНР – 2%.
Сколько времени займёт востановление, сказать сложно – коронавирус по-прежнему с нами. Но китайская экономика восстанавливается быстрее других, в том числе за счёт роста экспорта. Инвестиции в инфраструктурные проекты, в строительство жилья остаются на том же уровне.
Ещё один вопрос: сможет ли Китай, например, через 10–20 лет стать сверхдержавой? Рост его ВВП в последние годы происходил благодаря использованию зарубежных технологий и внедрению их у себя. И здесь изоляция от США, других стран несёт большой риск. Нам нужны сотрудничество, источники инноваций и знаний. С чисто бухгалтерской точки зрения рост производительности сейчас обеспечивается за счёт передвижения множества работников в индустриальные центры страны.
Про торговые войны
Ещё в начале 2018 года Дональд Трамп инициировал процесс ограничения импорта и инвестиций из Китая. Повышение американских импортных пошлин на китайскую продукцию затронуло ввоз преимущественно высокотехнологичных товаров. В ответ Китай утвердил повышенные пошлины на ряд товаров из США, среди которых оказались соевые бобы, кукуруза, пшеница, хлопок, говядина, свинина, рыба, орехи и овощи. Из-за торговой войны с Китаем экономический рост США может сократиться до 1%.
Представьте, если США прекратят продажу микрочипов в Китай. 30% продаж крупных инновационных компаний США приходится на нашу страну. Тогда рост экономики США будет не 2%, а 1%. И если рост китайской экономики упадёт на пару процентов, то это не будет настолько критично, как в случае с Америкой. Китай сохранит способность к развитию инноваций и попытается запустить собственное производство. Но это будет очень сложно.
Из-за торговой войны Китай старается наращивать торговые связи с Европой. И Россия, конечно, должна использовать эти растущие связи, быть частью этой цепочки. РФ и Китай могут удвоить товарооборот (по итогам 2019 года он вырос на 3,4% и составил $110 млрд. – Ред.).
У Китая и России отношения достаточно хорошие. У КНР не так много союзников, кроме России. Товары из России, сельское хозяйство, энергетика отвечают потребностям Китая. Мы видим сильные компетенции РФ в области телекоммуникаций, безопасности экономики. Если намерения Запада останутся жёсткими, Китай будет искать возможность и потенциал в других регионах.
Что касается перспективы китайской интеграционной инициативы «Один пояс – один путь», то польза от проекта очевидна: будут снижаться транспортные издержки, повысится продовольственная безопасность. Однако из-за COVID-19 мы видим замедление реализации проекта, которое продлится два-три года. Нужны глобальные договорённости, по которым все страны будут работать. Необходимо устранять барьеры.
Подготовил Виталий Маслюк
Открыты для диалога
Татьяна Малашенкова, начальник Центра развития персонала АО «ФПК»,
В условиях неопределённости работодателям важно поддерживать постоянную связь с сотрудниками
Рубрики: Уроки пандемии